Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. "Три пальмы"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Конспект урока составлен с учётом спицифики работы сдетьмис ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov_tri_palmy.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс                                                                                                   Дата__________________

Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».

Тип урока: Урок анализа

Цель: Проанализировать балладу «Три пальмы».

Задачи:

  • Обучающая: познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», дать представление о лироэпическом произведении;  
  • Развивающая: формировать навык выразительного чтения и анализа;
  • Воспитывающая: воспитывать стремление к знаниям, побудить задуматься об отношении человека к природе;
  • Коррекционная: формировать грамматический строй речи, развивать слухо-зрительное восприятие речи, следить за произношением учащихся.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ – беседа), практические (анализ текста), наглядные (презентация).

 Учебно – наглядные пособия и оборудование: учебники,  иллюстрации, мультимедиа аппаратура.  

Ход урока:

Этапы урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Актуали- зация опорных знаний и понятий.

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания.

 

3. Подготовка к осмыслению материала

-Следите за осанкой.

- Какой сейчас урок?

- Какова тема урока?

-Говори правильно, слитно, с ударением.

Выразительное чтение стихотворения «Тучи»

-Какое настроение у этого произведения?

-Почему Лермонтов испытывал  грусть и одиночество?

-Посмотрите в окно.

Опишите состояние природы

-Знаете, что такое пустыня?

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают.

 

Дети подходят к окну и отвечают на вопросы.

II. Целе-полагание

На сегодняшнем уроке мы  познакомимся с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

III. Изучение нового материала

3.Изучение нового материала

(работа с текстом)

4.Выбор способа действий

(работа над языком баллады)

Слайды 6-8

Слайды 1-5

-Что такое баллада?

БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.

- Что такое сюжет?

СЮЖЕТ – РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ.

Аудиозапись. Проецирование текста на экране

Чтение баллады стр. 160-162

Объяснить непонятные слова.

Лексическая работа:

РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме  выражать недовольство, обиду.

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).

ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.

ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.

ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.

Просматривают презентацию.

Отвечают на вопросы

Слушают чтение в исполнении артиста и следят за ним по тексту

Читают, смотрят на иллюстрации

IV. Система-тизация полученных знаний

6.Отработка способа действий (работа с текстом)

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Давайте разделим балладу на части.

Составление плана:

1)Жизнь гордых пальм в пустыне.

2)Обращение пальм к Богу.

3)Появление каравана.

4)Пальмы встречают гостей.

5)Гибель пальм.

6)Описание бесплодной пустыни.

-Как изображены пальмы? Они напоминают людей?

-Чего хотят пальмы?

-Как они встречают караван?

- Что сделали люди с пальмами?

Слово учителя: пальмы хотели достойной жизни, приносить пользу. Но жить достойно – очень трудно. Лермонтов говорит в своём стихотворении, что люди могут не заметить твоей доброты и быть неблагодарными.

Жизнь очень хрупка, её легко можно погубить.

В нашем мире такое встречается?

Лермонтов поставил в балладе вечные вопросы жизни

Составление плана, запись в тетради

Пальмы, как люди, обращаются к Богу и просят изменить их жизнь.

Пальмы хотят приносить пользу.  

Укрыли листвой от зноя, ручей напоил студёной водой.

Срубили и сожгли пальмы.

-Бесчеловечное отношение к природе, животным, друг к другу (войны, смерть на дорогах)

V. Формули-ровка основных выводов по изученной теме

7.Закрепление изученного

Слайд 12

8.Домашнее задание.

9. Оценивание.

10.Итог урока

Перечитать первые и последние строки.

Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления.

Выразительное чтение Начала и концовки.

Передать сюжет по плану.

Учитель оценивает работу и речь учащихся.

- Что делали на уроке?

- Что узнали на уроке?

Читают.

Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него и беречь природные богатства.

Ребята записывают дом. задание в дневники.

Оценки выставляются в дневники.

Я узнал…

Я понял…

Мне понравилось…

                             

 

     

 

                             

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 6 классе "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова

Конспект открытого урока литературы в 6 классе на тему "М.Ю Лермонтов  "Три пальмы" - философская баллада". ...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов "Баллада "Три пальмы". Взаимоотношения человека и природы"

Презентация была подготовлена для обучающихся 7 класса коррекционной школы-интерната (слабослышащие). Целью было доведение до понимания  ребят лексических значений слов  и понятий в произвед...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...