Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. "Три пальмы"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Конспект урока составлен с учётом спицифики работы сдетьмис ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov_tri_palmy.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс Дата__________________
Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».
Тип урока: Урок анализа
Цель: Проанализировать балладу «Три пальмы».
Задачи:
- Обучающая: познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», дать представление о лироэпическом произведении;
- Развивающая: формировать навык выразительного чтения и анализа;
- Воспитывающая: воспитывать стремление к знаниям, побудить задуматься об отношении человека к природе;
- Коррекционная: формировать грамматический строй речи, развивать слухо-зрительное восприятие речи, следить за произношением учащихся.
Методы и методические приемы: словесные (рассказ – беседа), практические (анализ текста), наглядные (презентация).
Учебно – наглядные пособия и оборудование: учебники, иллюстрации, мультимедиа аппаратура.
Ход урока:
Этапы урока | Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Актуали- зация опорных знаний и понятий. | 1. Оргмомент 2. Проверка домашнего задания.
3. Подготовка к осмыслению материала | -Следите за осанкой. - Какой сейчас урок? - Какова тема урока? -Говори правильно, слитно, с ударением. Выразительное чтение стихотворения «Тучи» -Какое настроение у этого произведения? -Почему Лермонтов испытывал грусть и одиночество? -Посмотрите в окно. Опишите состояние природы -Знаете, что такое пустыня? | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают.
Дети подходят к окну и отвечают на вопросы. |
II. Целе-полагание | На сегодняшнем уроке мы познакомимся с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». | ||
III. Изучение нового материала | 3.Изучение нового материала (работа с текстом) 4.Выбор способа действий (работа над языком баллады) Слайды 6-8 | Слайды 1-5 -Что такое баллада? БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ. - Что такое сюжет? СЮЖЕТ – РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. Аудиозапись. Проецирование текста на экране Чтение баллады стр. 160-162 Объяснить непонятные слова. Лексическая работа: РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь. ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка. ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром. | Просматривают презентацию. Отвечают на вопросы Слушают чтение в исполнении артиста и следят за ним по тексту Читают, смотрят на иллюстрации |
IV. Система-тизация полученных знаний | 6.Отработка способа действий (работа с текстом) Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 | Давайте разделим балладу на части. Составление плана: 1)Жизнь гордых пальм в пустыне. 2)Обращение пальм к Богу. 3)Появление каравана. 4)Пальмы встречают гостей. 5)Гибель пальм. 6)Описание бесплодной пустыни. -Как изображены пальмы? Они напоминают людей? -Чего хотят пальмы? -Как они встречают караван? - Что сделали люди с пальмами? Слово учителя: пальмы хотели достойной жизни, приносить пользу. Но жить достойно – очень трудно. Лермонтов говорит в своём стихотворении, что люди могут не заметить твоей доброты и быть неблагодарными. Жизнь очень хрупка, её легко можно погубить. В нашем мире такое встречается? Лермонтов поставил в балладе вечные вопросы жизни | Составление плана, запись в тетради Пальмы, как люди, обращаются к Богу и просят изменить их жизнь. Пальмы хотят приносить пользу. Укрыли листвой от зноя, ручей напоил студёной водой. Срубили и сожгли пальмы. -Бесчеловечное отношение к природе, животным, друг к другу (войны, смерть на дорогах) |
V. Формули-ровка основных выводов по изученной теме | 7.Закрепление изученного Слайд 12 8.Домашнее задание. 9. Оценивание. 10.Итог урока | Перечитать первые и последние строки. Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления. Выразительное чтение Начала и концовки. Передать сюжет по плану. Учитель оценивает работу и речь учащихся. - Что делали на уроке? - Что узнали на уроке? | Читают. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него и беречь природные богатства. Ребята записывают дом. задание в дневники. Оценки выставляются в дневники. Я узнал… Я понял… Мне понравилось… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 6 классе "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова
Конспект открытого урока литературы в 6 классе на тему "М.Ю Лермонтов "Три пальмы" - философская баллада". ...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов "Баллада "Три пальмы". Взаимоотношения человека и природы"
Презентация была подготовлена для обучающихся 7 класса коррекционной школы-интерната (слабослышащие). Целью было доведение до понимания ребят лексических значений слов и понятий в произвед...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».
Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...