ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТРИ ПАЛЬМЫ»
презентация к уроку по литературе (7 класс)
ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ТРИ ПАЛЬМЫ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что можем рассказать об этом человеке? На что следует обратить внимание, рассматривая портрет? 2
М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» - восточное сказание 3
Словарная работа АРАВИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ - Аравийская пустыня, северо- восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным морем, находится в Египте. АРАБЫ -народ, населяющий государства Ближнего Востока и Северной Африки. РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь. ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка. ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром. УРО́ЧНЫЙ -установленный , определенный, условленный ПРОРОК - в религии: избранник Бога на земле. 4
Опорная таблица Часть плана Опорная лексика 1. Тема 2. Идея 3. Художе - ственные средства 5
Дайте определение терминов Стихотворение - Тема - Идея - написанное стихами литературное произведение небольшого объема (сравни с поэмой); в 19 - 20 вв. преимущественная форма лирики. основной замысел, основное звучание произведения . основная мысль, заключённая в художественном произведении 6
Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? Тема красоты и гармонии человека с миром 7
Как вы поняли главную мысль стихотворения? Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии 8
Отметьте слова, которые передают восточный колорит сказания . 9
Почему произведение обозначено как восточное сказание ? Сказание – поэтическое произведение (относится к группе прозаических повествований) с историческим и легендарным содержанием, поэтому сюжетно , событийно . НО хотя сказание и касается некоторых действительно имевших место в истории событий и нередко говорит о реальных лицах, оно не содержит исторической достоверности, подобно фольклорным произведениям. ( Словарь литературоведческих терминов) Автор подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания. 10
С тихотворение , написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ, ИСТОРИЧЕСКОГО, МИФИЧЕСКОГО ИЛИ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. 11
С южет баллады Разделим балладу на части и представим картины, описанные поэтом . Сколько картин вы представили? Какие ? Какой фрагмент иллюстрирует данный рисунок? Озаглавьте, используя текст. Какой фрагмент иллюстрирует данный рисунок? Озаглавьте, используя текст. Что осталось от оазиса после ухода каравана. Какой вывод мы можем сделать из того, что увидели? Какими словами из текста можно подтвердить. 12
С южет баллады Составим план 1. Описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм. 2. Упрёки пальм небу. 3. Описание каравана 4. Гибель пальм. 5. Описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм. Цитатный план 1. «… Три гордые пальмы высоко росли … «… И многие годы неслышно прошли…» «…И стали уж сохнуть от знойных лучей…» 2. «… И стали три пальмы на бога роптать…» 3. «… Вот к пальмам подходит, шумя, караван…» 4. «… И пали без жизни питомцы столетий…» 5. « И ныне всё дико и пусто кругом…» 13
О чем мечтали пальмы до прихода каравана ? Почему стали роптать? Как отнеслись к приходу гостей? Как отнеслись к ним люди? Почему погублены? Только ли о пальмах речь? Какую роль играют в стихотворениях олицетворения? Найдите олицетворения. И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей. И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!» 14
Благодаря каким словам пальмы предстают как люди? И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой. И как ужасна их гибель! 15
Какую картину рисует поэт ? Какие звуки повторяются? Почему? С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот прием? П о ко рн ям у пр угим то п о р за ст учал, И п али без жизни п итомцы ст олетий! Прием называется аллитерация – повторение однородных звуков. Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев 16
Что противопоставляется? С какой целью? Как называется этот прием? В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался водою холодной, Хранимый под сенью зеленых листов От знойных лучей и сыпучих песков И ныне все дико и пусто кругом – Не шепчут листья с гремучим ключом; Напрасно Пророка о тени он просит – Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Этот прием называется антитезой 17
МИР ПРИРОДЫ ГАРМОНИЧЕН, КРАСИВ, СВЕТЕЛ Желтый , зелёный цвет подчёркивают скромность и естество природы. Звуки: журчанье родника, шелест зелёных листьев, «звучный ручей»., стали роптать – замолкли. ЛЮДИ , КАРАВАН (шёл, колыхаясь , взрывая песок ) Верблюд шёл, как в море челнок Араб горячил вороного коня, узорные полы походных шатров; смуглые руки, черные очи; Конь на дыбы поднимался и прыгал, как барс, поражённый стрелой . Фарис - наездник ОАЗИС В СТЕПИ Песчаные степи Бесплодная почва Пылающая грудью земля, Родник, хранимый тремя пальмами, «волною холодной под кущей зелёной ». Знойные лучи, роскошные листья Звучный ручей МИР людей пышен , богат и опасен, так как у них есть стрела, копьё, топор пёстрый, больше чёрного цвета (лишь складки одежды белые) Звуки: « … подходит шумя караван…», «…звонков раздавались нестройные звуки …», «И с криком и свистом несясь по песку…» Вывод: Люди внесли в мир природы дисгармонию, нарушили покой сравните краски и звуки каждого мира 18
БАЛЛАДА — ЛИРО эпическое произведение . Какие чувства и настроения вызывает у вас это стихотворение? Почему? 19
Проследим за тем, как меняется настроение Вступление Спокойное, умиротворённое Завязка Недоумение от злого эгоистичного поступка людей, осуждение Кульминация Развязка Унылое опустошение в душе, грусть, сожаление Что-то настораживает Чувство тревоги, беспокойство 20
Как называется этот художественный прием? Какую роль в стихотворении он играет? Гордые пальмы, почва бесплодная, от знойных лучей и сыпучих песков, роскошные листья, звучный ручей, влага студеная Этот прием называется эпитетом, он помогает точнее изображать картины природы и описывает чувства . 21
Что означают слова «питомцы столетий»? Как называется прием, где слово перефразируется в красочное сочетание? Такой прием называется перифразом И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. 22
Такая опорная таблица должна получиться Часть плана Опорная лексика тема Тема красоты и гармонии человека с миром. идея Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о собственном сегодняшнем благополучии. Художест-венные средства Эпитеты, олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, антитеза. 23
Какой нравственный урок дает своему читателю поэт ? НРАВСТВЕННОСТЬ – 1. а) Совокупность норм, определяющих поведения человека. б) Поведение человека, основывающееся на таких нормах. 2. Моральные качества. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой Разрушение природы ведет к разрушению самого человека, его жизни. 24
Почему это стихотворение современно сегодня? Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек и природа»? 25
синквейн Пальмы Гордые, зелёные Роптать, важничать, умереть Олицетворение поверженной красоты Эгоизм 1 существительное (тема) 2 прилагательных 3 глагола Простое предложение, основная мысль, афоризм 1 существительное (синоним темы) 26
Домашнее задание Найти черты баллады в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Выучить стихотворение наизусть. По желанию (творческое задание - презентация) Составить по этому стихотворению слайд-шоу. Для этого вам сначала нужно представить, что вы нарисуете на первом кадре, на втором и т.д. Напишите, что же вы нарисуете. Но помните, что в презентации должна отразиться вся история жизни трех пальм, по возможности, подписать каждый слайд. 27
Самостоятельная работа Вариант – 1 Кувшины, звуча, налились водою, И, гордо кивая махровой главою , Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей. Вариант – 2 Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь продолжал караван, И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный Определите, какие художественные средства использует автор. Выпишите выделенное словосочетание, напишите литературный прием. 28
Самостоятельная работа Вариант – 1 И только замолкли – в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонков раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом , взрывая песок. Вариант – 2 Но только что сумрак на землю упал , По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду сорвали с них малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Определите, какие художественные средства использует автор. Выпишите выделенное словосочетание, напишите литературный прием. 29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».
Презентация к уроку литературы в 6 классепо теме: "Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс»....
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».
Презентация к уроку литературы в 6 классепо теме: "Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс»....

презентация стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы" на конкурс "Всё начинается с книги"
Каждый год у нас школе, а затем в районе, проходит конкурс чтецов, посвящённый Дню поэзии. В этом году отмечается 200-летие со дня рождения М.Ю.Лермонтова, и поэтому на конкурс были представлены преим...
Урок литературы в 6 классе "Баллада М.Ю. Лермонтова "Три пальмы"
М.Ю. Лермонтов. Баллада "Три пальмы"...

Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме: "Восточное сказание М. Ю. Лермонтова "Три пальмы"
Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме "Восточное сказание М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"...

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Восточное сказание
Методы и методические приемы:1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (презентация); практические (анализ текста, выполнение заданий по указанию);2) по способу...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы")
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы") содержит интересный наглядный материал, по...