Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме: "Восточное сказание М. Ю. Лермонтова "Три пальмы"
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме "Восточное сказание М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ В БАЛЛАДЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТРИ ПАЛЬМЫ» 2
Тарханы 3
4
Московский университет 5
6
Ссылка 7
8
Пятигорск 9
Баллада « Три пальмы»
Режиссёры 11
Словарная работа АРАВИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ - Аравийская пустыня, северо- восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным морем, находится в Египте. АРАБЫ -народ, населяющий государства Ближнего Востока и Северной Африки. РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь. ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка. ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром. УРО́ЧНЫЙ -установленный , определенный, условленный ПРОРОК - в религии: избранник Бога на земле. 12
Благодарность Чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. С.И.Ожегов 13
Художники 14
Географы Арави́йская пусты́ня расположена на Аравийском полуострове, преимущественно на территории Саудовской Аравии 15
Отметьте слова, которые передают восточный колорит сказания . 16
Опорная таблица Часть плана Опорная лексика 1. Тема 2. Идея 3. Художе - ственные средства 17
Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? Тема :отношения человека с миром природы 18
Как вы поняли главную мысль стихотворения? Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии 19
Почему произведение обозначено как восточное сказание ? Сказание – это особый жанр древнерусской литературы, повествующей об исторических и легендарных событиях. ( Словарь литературоведческих терминов ) Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости Автор подчёркивает легендарность событий, предупреждает о последствиях. 20
С тихотворение , написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ, ИСТОРИЧЕСКОГО, МИФИЧЕСКОГО ИЛИ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. В балладах мир предстаёт таинственным и загадочным. 21
Композиция баллады. 1-2 строфы- 3 строфа- 4-6 строфы- 7 строфа- 8 строфа- 9-10 строфы-
Композиция баллады. 1-2 строфы- описание оазиса в пустыне , многолетнего бесполезного одиночества пальм . 3 строфа- упреки пальм небу, Богу. 4-6 строфы- описание каравана. 7 строфа- приветливая встреча усталых путников. 8 строфа- гибель пальм. 9-10 строфы- описание бесплодной пустыни.
Размер стихотворения Амфибрахий 24
С какой целью М.Ю.Лермонтов переносит ударение в словах? Но только что сумрак на землю упал, По к О рням /упругим /топор за/стучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сОрвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медлен/но жгли их/ до Утра/ огнем. 1.Для сохранения поэтического колорита. 2.Для сохранения ритма. 3.Для соответствия размеру. 25
Что означают слова «питомцы столетий»? Как называется прием, где слово перефразируется в красочное сочетание? Такой прием называется перифразом И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. 26
Как называется этот художественный прием? Какую роль в стихотворении он играет? Гордые пальмы, почва бесплодная , от знойных лучей и сыпучих песков, роскошные листья, звучный ручей, влага студеная Этот прием называется эпитетом, он помогает точнее изображать картины природы и описывает чувства . 27
Благодаря каким словам пальмы предстают как люди? И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой. И как ужасна их гибель! 28
П о ко р ням у пр угим то п о р застучал. 29
Аллитерация П о ко р ням у пр угим то п о р застучал. Аллитерация- повтор однородных согласных звуков, придающий тексту особую выразитель- ность .
Какую картину рисует поэт ? Какие звуки повторяются? Почему? С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот прием? П о ко рн ям у пр угим то п о р за ст учал, И п али без жизни п итомцы ст олетий! Прием называется аллитерация – повторение однородных звуков. Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев 31
Ассонанс В п [ е ] сч [ а ] ных ст [ е ] п [ я ] х ар[ а ]в[ и ] йской з [ е ]мл[ и ] 32
Что противопоставляется? С какой целью? Как называется этот прием? В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался водою холодной, Хранимый под сенью зеленых листов От знойных лучей и сыпучих песков И ныне все дико и пусто кругом – Не шепчут листья с гремучим ключом; Напрасно Пророка о тени он просит – Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Этот прием называется антитезой 33
БАЛЛАДА — ЛИРО эпическое произведение . Какие чувства и настроения вызывает у вас это стихотворение? Почему? 34
Проследим за тем, как меняется настроение Вступление Спокойное, умиротворённое Завязка Недоумение от злого эгоистичного поступка людей, осуждение Кульминация Развязка Унылое опустошение в душе, грусть, сожаление Что-то настораживает Чувство тревоги, беспокойство 35
Такая опорная таблица должна получиться Часть плана Опорная лексика тема Отношения человека с миром природы идея Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о собственном сегодняшнем благополучии. Художест-венные средства Эпитеты, олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, антитеза. 36
Какой нравственный урок дает своему читателю поэт ? НРАВСТВЕННОСТЬ – 1. а) Совокупность норм, определяющих поведения человека. б) Поведение человека, основывающееся на таких нормах. 2. Моральные качества. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой Разрушение природы ведет к разрушению самого человека, его жизни. 37
Символика Цифра «три» 38
Почему это стихотворение современно сегодня? Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек и природа»? Это стихотворение переведено на арабский язык и дети Сирии учат его в школах наизусть. Свяжите тему сегодняшнего урока с тем, что происходит сейчас в Сирии. 39
синквейн Пальмы Гордые, зелёные Роптать, важничать, умереть Олицетворение поверженной красоты Эгоизм 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Предложение 1 существительное 40
Домашнее задание Записать анализ стих-я письменно. 41
Использованная литература Материал Сорокиной Ю.Б. 42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».
Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...
Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"
Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...
Методическая разработка урока литературы 6 класс "ВРЕМЯ ВСЕГДА ХОРОШЕЕ!!"
Урок внеклассного чтения....