М.Ю.Лермонтов "Три пальмы". Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
презентация по физике по теме
Интегрированный урок литературы и физики на тему стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Сделан анализ художественно-изобразительных средств, примененных в стихотворении. По физике разобран раздел кинематики - о полете тела, брошенного под углом к горизонту. В трех частях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_palmy_1.ppt | 2.87 МБ |
tri_palmy_2.ppt | 2.52 МБ |
tri_palmy_3.ppt | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Три пальмы" М.Ю.Лермонтова с иллюстрациями Д.Хайкина (1964 г.) Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей.
Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём.
Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло А ветром их в степи потом разнесло. И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Впервые опубликовано в «Отечественных записках», 1839 г., № 8
Стихотворение иллюстрировали более 20 художников, в том числе А.Константиновский, П.Бунин, Д.И.Митрохин, А.А.Оя, В.Я.Суреньянц, И.Е.Репин, М.Я.Чемберс-Билибина, А.Г.Якимченко, В.М.Конашевич, В.Д.Поленов, М.А.Зичи. Положили на музыку П.А.Маныкин-Невструев, В.М.Иванов-Корсунский; А.А.Спендиарову принадлежит симфоническая картина «Три пальмы». На музыку Спендиарова М.М.Фокин поставил балет «Семь дочерей горного короля» (1913), в основу которого положена идея стихотворения М.Лермонтова.
Сюжет - (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе сюжета лежит конфликт. В сюжете обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения. Сюжет
Поскольку баллада – лиро эпическое произведение, в ней есть сюжет. Ключевые моменты сюжета: а) Жизнь пальм в пустыне. б) Обращение гордых пальм к Богу. в) Появление каравана. г) Пальмы встречают гостей. д) Гибель пальм. е) Запустение. Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения.
«Какая образность! ― так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина ― так и блестит всею яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе, отдельно взятом!». Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский (1811-1848), русский писатель, литературный критик, публицист, философ-западник.
Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими . Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическим и. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие ( катрен , 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие ( дистих ), трёхстишие ( терцет ), пятистишие , шестистишие ( секстина ) , восьмистишие ( октава ) и др. Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения. Строфа
Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов. Двухсложные стопы состоят из двух слогов: хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распространённая стопа в русской поэзии. Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов: дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий ( ударный слог второй из трёх ), анапест (ударный слог третий). Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее. Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти. Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения. Стихотворная стопа
Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на количество стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Количество повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения. Размер стихотворения
Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения. Рифма
Способы рифмовки в стихотворении: Смежная(АА ББ) Перекрёстная (АБ АБ) Кольцевая (А ББ А) В песчаных степях аравийской земли (А) Три гордые пальмы высоко росли. (А) Родник между ними из почвы бесплодной, (Б) Журча, пробивался волною холодной, (Б) Хранимый под сенью зелёных листов, (В) От знойных лучей и летучих песков. (В) Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения. Рифмовка
Перифраз - использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории. Перифраз - приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание. Например, пальмы – питомцы столетий. Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения. Перифраз
Аллитерация - повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи. Например, П о ко р ням у пр угим то п о р за ст учал, И п али без жизни п итомцы ст олетий! Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения. Аллитерация
Метафора - переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. Метафора повышает точность поэтической речи и ее эмоциональную выразительность. Разновидностью метафоры является олицетворение. Благодаря каким словам пальмы предстают как люди, воины? С какой целью используется метафора? Кувшины, звуча, налились водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей. ***** И пали без жизни питомцы столетий! Одежду сорвали с них малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения. Метафора
Антитеза - стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов. Сравните начало и конец стихотворения: 1. В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. ***** 10. И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения. Антитеза
Стихотворение состоит из: 10 строф (всего 60 строк), 340 слов. Строфы по 6 строк - шестистишие (секстина). Размер: четырёхстопный амфибрахий. Стопа: трёхсложная с ударением на втором слоге.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лермонтов, М.Ю. Три пальмы рис. А.Н. Комарова. - М.: Типография т-ва И. Д. Сытина, 1915. - 20 с
И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня. И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
Арабская чистокровная порода, самая чистая и самая древняя, её считают одной из самых красивых пород лошадей во всём мире. Изображения лошадей в средневековом классическом искусстве доказывают, что на Аравийском полуострове арабская порода лошадей жила за две-три тысячи лет до Христа. Они приобрели огромную выдержку, неприхотливость, способность к выживанию в неблагоприятных климатических условиях, поскольку разводились и жили в пустынной местности. В первую очередь арабская лошадь использовалась как орудие войны, также как и другие лошади в то время в большинстве цивилизаций. Благодаря сильной коннице бедуины атаковали вражеские племена, захватывала их стада коз, овец, верблюдов, преумножая богатство собственного племени. Подобные рейды были возможны только при условии, если нападающий был способен быстро и неожиданно напасть, и молниеносно скрыться от погони. Арабская лошадь
В России арабские лошади появились в период правления Ивана Грозного. Много лошадей этой породы завезли во второй половине 18 века. Самых лучших собрали в поместьях графа А.Г.Орлова-Чесменского. Во всем мире и сейчас разводят чистокровных арабских лошадей. Высота арабского коня 144 - 152 см. в холке. Окрас белый, вороной или гнедой. Строение тела: "щучий" профиль; красивая изящная голова; широкий лоб; маленькие уши; широкие ноздри; большие выразительные ясные глаза; длинное, с выраженной холкой сильное плечо; красиво изогнутая шея; глубокое тело; широкая глубокая грудь; высоко посаженый хвост; короткая ровная спина; длинные шелковистые хвост и грива; прочные копыта; стройные, словно точеные, ноги. Уникальный профиль арабского скакуна определяется строением его скелета, по некоторым параметрам отличающегося от лошадей других пород. У арабов 5 поясничных позвонков (у остальных лошадей 6); 16 хвостовых позвонков (у остальных лошадей 18); 17 ребер (у остальных лошадей 18).
Лошади чистокровной породы не превзойдены по резвости, их нормой считается галоп со скоростью 1 км в минуту. На коротких и средних дистанциях (до 2800 м) современные чистокровные лошади развивают среднюю скорость около 60 км/ч, на длинных дистанциях (свыше 3000 м) они скачут со скоростью 55 км/ч. Абсолютный рекорд скорости среди всех пород домашней лошади принадлежит чистокровному жеребцу Бич Рэкиту, который в Мехико на дистанции в 409,26 м (1/4 мили) развил скорость 69,69 км/ч. Участвовать в скачках с чистокровными лошадьми запрещено лошадям других пород, поскольку любая чистокровная лошадь на порядок сильнее и резвее любой другой лошади.
Скорость лошади зависит от способа шага. Так, например, галоп считается традиционным шагом лошади, скорость которой при этом достигает 15-20 км в час. По характеру движения и быстроте галоп подразделяется на манежный (при котором скорость лошади составляет в среднем 300 метров в минуту), укороченный (400-700 м/мин) и резвый (более 1000 м/мин). Если же лошади предстоит пройти длинную дистанцию, то она может развить скорость до 60 км в час. Стоит отметить, что скорость чистокровной лошади, также как и прочие основные показатели, как минимум, на один порядок выше, чем у животного любой другой породы.
И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня. И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И, с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на-скаку. Фарис (араб.) — всадник, наездник. Ф арь, фарис, вероятно, через ср.-греч. , "арабская лошадь" из араб. faris "конь", “породистый скакун”.
Метание копья В настоящее время для проведения соревнований используют полые металлические копья с веревочной обмоткой у центра тяжести. Все копья для мужчин 800 г, длина 260-270 см; для женщин соответственно 600 г и 220-230 см, Разбег у метателей копья состоит из 14-17 беговых шагов, 4-6 из которых приходятся на бросковые шаги. Предварительная часть разбега у метателей копья начинается с постепенным увеличением его скорости. Максимальной скорости спортсмен достигает к началу бросковых шагов. Спортсмены высокого класса в этой части разбега развивают скорость 8 м/с . У сильнейших метателей копья угол наклона туловища в исходном положении для выполнения броска достигает 50°. Сильнейшие копьеметатели мира выпускают копье с начальной скоростью 32 ± 3 м/с под углом 35 ± 3°.
Метание копья Анализ финального движения копьеметателя показывает, что величина скорости вылета копья формируется в основном за счет двух звеньев двигательного аппарата спортсмена: движения плечевого сустава метающей руки относительно опоры; движения кисти метающей руки относительно плечевого сустава. Скорости движения плечевого сустава и кисти метающей руки суммируются, что создает величину начальной скорости вылета копья. Величина скорости движения плечевого сустава находится в прямой зависимости от скорости разбега спортсмена, набранной в предварительной части и сохраненной в бросковых шагах. Матти Ярвинен (Финляндия) выполняет попытку в метании копья. Олимпийские игры 1932 года.
Метание копья Копье получает начальную скорость вылета, и ему задаются: определенный угол вылета, который колеблется от 29° до 36°; высота траектории, с наивысшей точкой — 14 - 17 м; время полета — 3,5 - 4,5 с; начальная скорость копья — 30 - 32 м/с (при результатах свыше 80 м).
Известные метатели копья имеют совершенно разное телосложение и физические данные, например, рекордсмен мира Уве Хон обладал ростом 199 см и весом 114 кг, в то время, как другой рекордсмен, Сеппо Рети, 190 см и 89-120 кг. Нынешний рекордсмен мира, Ян Железный, из Чехии, 185 см и 79-85 кг. В 1984 году, восточногерманский копьеметатель Уве Хон (Uwe Hohn) выполнил рекордный бросок на 104,80 м. Такие дальние броски привели к необходимости изменить снаряд, поскольку метание копья могло быть вообще запрещено к проведению на стадионах по причине небезопасности. В результате, центр тяжести у копья был смещён вперёд, что привело к более раннему опусканию носа снаряда, и сократило дальность броска примерно на 10 %. Схожий редизайн претерпел и женский вариант копья (600 г против 800 г у мужчин) в 1999 году. Метание копья
Рекорды по метанию копья Мировой рекорд у мужчин равен 98,48 м (1996 г.) и принадлежит Яну Железны из Чехии. Рекорд у женщин составляет 72.28 м (2008 г.) и был установлен Барбарой Шпотаковой из Чехии. Олимпийский рекорд у мужчин 90,57 м (2008 г.) установил Андреас Торкильдсен из Норвегии. Рекорды мира на копье старого образца: Уве Хон ― 104,80 м и Петра Фёльке-Мейер 80,00 м. Мировой рекорд Сеппо Рети в 1991 г. ― 96, 96 м. Российская метательница копья Мария Абакумова установила мировой рекорд на Чемпионате мира по легкой атлетике в 2011 году в Южной Корее. Абакумова показала результат в 71,99 метров, установив не только новый рекорд России, но и чемпионатов мира, а также показав лучший результат сезона в мире.
Движение тела, брошенного под углом α к горизонту, разложение вектора начальной скорости тела v 0 по координатным осям В любой точке траектории ускорение тела, брошенного под углом к горизонту, равно ускорению свободного падения g . Если ось OY направлена параллельно вектору ускорения, то криволинейное движение тела можно представить как сумму двух движений – прямолинейного равноускоренного движения вдоль оси OY и равномерного прямолинейного движения в перпендикулярном направлении, т.е. вдоль оси OX.
Движение тела, брошенного под углом α к горизонту, с начальной скоростью V 0 V x = V 0 cos α V y = V 0 sin α - gt V 2 = V x 2 + V y 2 tgβ = V y / V x X = X 0 + V 0 cos α t Y = Y 0 + V 0 sin α t - gt 2 /2
Копье брошено с начальной скоростью V = 32 м/с под углом α = 35° к горизонту. Найти: 1) Время полета t; 2) Дальность полета L; 3) Максимальную высоту подъёма Н мах ; 4) Скорость V в момент, когда копье достигает Н мах ; 5) Скорость при приземлении V. sin35 º = 0,573; cos35º = 0,819; sin70º = 0,94 . Задача “ И, с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на-скаку.»
Задача на движение тела, брошенного под углом α к горизонту 1) Определить полное время полета t тела можно из двух уравнений: при падении тела на землю через время t Y = Y 0 + V 0 sin α t — gt 2 /2 = 0 или в верхней точке траектории через время t/2 V y = V 0 sinα — gt/2 = 0. Полное время полета t = 2V 0 sinα /g=2·32· 0,573 /9,8=3,74 (с).
2) Дальность полета L = X - X 0 = V 0 cos α t Подставим значение времени полета t. Тогда L = V 0 2 2 sinα cos α /g = V 0 2 sin2α /g = = 32 2 · 0,94 /9,8 = 98,2 (м). Максимальная дальность полета L max достигается при угле α = 45 о (sin2α = 1) L max = V 0 2 /g Задача на движение тела, брошенного под углом α к горизонту
3) Максимальная высота подъёма Н мах соответствует моменту времени t /2 , где t = 2V 0 sinα /g Н маx = Y - Y 0 = V 0 sin α t /2 - gt 2 /8 = = V 0 2 sin 2 α /2g = = 32 2 · 0,573 2 /(2·9,8) = 17,15 (м). Задача на движение тела, брошенного под углом α к горизонту
Задача на движение тела, брошенного под углом α к горизонту 4) В момент времени t /2, когда копье достигает максимальной высоты Н мах , проекция скорости на вертикальную ось OY V y = 0. Скорость тела V V = (V x 2 + V y 2 ) 1/2 = V x V = V x = V 0 cos α = 32·0,819 = 26,2 (м/с).
5) Скорость при приземлении в момент времени t = 2V 0 sinα /g V = (V x 2 + V y 2 ) 1/2 , где V x = V 0 cos α V y = V 0 sin α - gt = - V 0 sinα. V = (V 0 2 cos 2 α + V 0 2 sin 2 α) 1/2 = V 0 = 32 (м/с) , Угол между направлением скорости и горизонтом определим по формуле tgβ = V y / V x = (- V 0 sinα) /( V 0 cosα) = - tgα, β = arctg (V y / V x ) = - α. По величине конечная скорость равна начальной (V = V 0 ), по направлению они отличаются (α = - β). Задача на движение тела, брошенного под углом α к горизонту
На коротких дистанциях чистокровные лошади развивают среднюю скорость около 60 км/ч. Наездник из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» бросал и ловил копье на-скаку. Предположим, что копье бросалось под углом 45 градусов к горизонту. Определите начальную скорость копья, время его полета и расстояние, которое должна преодолеть лошадь, чтобы наездник сумел поймать копье. “ И, с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на-скаку.» Задача
1) V лошади = V x , Начальная скорость тела V 0 = V лошади /cosα = 16,66/0,7 = 23,8 м/с. 2) Определить время полета t тела: V y = V 0 sinα — gt/2 = 0. t = 2V 0 sinα /g 3) Дальность полета L = V лошади t = V 0 cos α t = V 0 2 sin2α /g При угле α = 45 о L max = V 0 2 /g = 23,8 2 / 9,8 = 57,8 м. Задача на движение тела, брошенного под углом α к горизонту
Контрольные вопросы 1. Дайте определение материальной точки. Для чего введено понятие «материальная точка»? В каких случаях твёрдое тело можно заменить материальной точкой? 2. Для чего вводится система отсчёта? 3. Дайте определение криволинейного движения. 4. Как направлена мгновенная скорость при криволинейном движении? 5. Как записывается уравнение скорости в проекциях на координатную ось? 6. Как производят сложение скоростей? 7. Как записывается уравнение движения? 8. Чему равно и куда направлено ускорение тела, брошенного под углом к горизонту?
Домашнее задание 1. Рассмотреть движение тела, брошенного под углом α с наклонной плоскости. Между горизонтом и наклонной плоскостью угол β. Систему координат поставить на наклонную плоскость (ось ОХ параллельна наклонной плоскости, ось ОY — перпендикулярна ей). V x = V 0 cos α + g sinβ t V y = V 0 sin α - g cosβ t V 2 = V x 2 + V y 2 X = X 0 + V 0 cos α t + g sinβ t 2 /2 Y = Y 0 + V 0 sin α t - g cosβ t 2 /2 2. Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока информатики в 11 классе «Исследование физической модели на примере движения тела, брошенного под углом к горизонту. Формальная модель»
Данный урок проводился в 11 А классе МБОУ «СОШ №1», класс информационно-технологического профиля. Учебник «Информатика и ИКТ» под редакцией Н.Д. Угриновича, авторской программы основного...
Презентация по физике 10 класс "Уравнение движения тела брошенного под углом к горизонту"
Данная презентация использовалась на уроке физики в 10 классе по изучению движения тела под действием силы тяжести...
Урок-исследование "Движение тела, брошенного под углом к горизонту"
План -конспект урока по кинематике с элементами исследования и компьютерного моделирования...
Урок по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» , 9 кл
Решение физических задач с использованием средств ИКТ, способствующих развитию критического мышления у учащихся 9 класса на примере урока по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту...
Виртуальная лабораторная работа "Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту"
Виртуальная лабораторная работа "Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту" для учащихся 10 класса. Урок комбинированный....
Моделирование движения тела брошенного под углом к горизонту
Моделирование движения тела брошенного под углом к горизонту представляет собой разработку программы наи языке программирования Visual Basic. Архив содержит исполняемый файл и исходные коды модул...
Конспект урока «Движение тела, брошенного под углом к горизонту (баллистическое движение)»
Представлена содержательная часть урока, которая поможет в выборе того или иного материала для конструирования собственного урока...