Песня о соколе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: “Песня о соколе”.
Комбинированный урок.
Цели и задачи:
- Углубление представление о романтизме и романтическом герое.
- Чтение и анализ романтического произведения.
- Уметь доказывать принадлежность произведения к романтизму.
- Выразительно читать.
Оборудование: аудиозапись с шумом моря, картина Айвазовского “Море. Закат солнца”.
Ход урока
1. Организационный этап (1-2 минуты)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Этап проверки домашнего задания (7-10 минут)
Написание тестовой работы по рассказу “Старуха Изергиль”.
3 . Этап всесторонней проверки знаний (3-5 минут)
Блиц-опрос по жизни и творчеству М. Горького.
1. Назовите настоящую фамилию писателя.
2. Почему писатель выбрал такой псевдоним?
3. В каком городе родился М. Горький?
4. На что юный Алексей Пешков тратил все свои сбережения?
5. Какие произведения вызывали у Горького в юности особый интерес?
6. Что Горький призывал любить?
4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала (2-3 минуты)
- Кто такой романтический герой?
- Назовите романтических героев в рассказе “старуха Изергиль”.
- Что такое романтический пейзаж?
5. Этап усвоения новых знаний (15-20 минут)
Чтение вступления “Песни о соколе”. На фоне - звуки моря (аудиозапись); на интерактивной доске - репродукция Айвазовского “Море.Закат солнца”.
- С помощью чего создаётся романтический пейзаж во вступлении?
- В чём особенность композиции “Песни”? (рассказ в рассказе)
Чтение первой части.
- Где происходит действие “Песни”?
- Что случилось с Соколом?
- В чём героизм Сокола?
Чтение второй части.
6. Этап закрепления знаний (5-10 минут)
- Охарактеризуйте образы Сокола и Ужа.
- О птице и пресмыкающемся ли этот рассказ? Какие два типа людей изобразил Горький?
- Кто помнит, как называется такое иносказание? (аллегория)
Работа со словарём
- В каком жанре также главное средство выразительности - аллегория? (басня).
- Какая фраза из “Песни” стала крылатой? (Рождённый ползать - летать не может!)
- Как вы её понимаете?
- Как вы понимаете смысл слов “Безумству храбрых поём мы песню!”? (По мнению Горького, суть человеческой жизни – в стремлении к свободе, к счастью)
- В чём, по-вашему, смысл человеческой жизни? И что, как вам кажется, лучше: обычная, спокойная земная жизнь или стремление вверх, пусть и ценой собственной жизни?
7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (1-2 минуты)
Д/З: стр. 193-194, в. 1, 5, 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована также для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы) и темат...
Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"
Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...
В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.
В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.Урок литературы для 8 класса включает работу по группам....
Разработка урока по литературе в 8 классе "М.Горький. Знакомство с "Песней о Соколе"
Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "М.Горький. Знакомство с Песней о Соколе". Программа В.Я. Коровина...
Мировоззренческий аспект изучения рассказа М. Горького «Песня о Соколе».
Методическая разработка урока по литературе (8 класс)....
Горький М. "Песня о Соколе". Презентация.
Рабочие материалы к уроку литературы и внеклассного чтения по жизни и творчеству М. Горького на основе анализа "Песни о Соколе". Развитие понятия о символе....
Изучение «Песни о Соколе» М. Горького на уроке литературы в 8 классе
Конспект урока, составленный в логике ФГОС ООО...