Изучение «Песни о Соколе» М. Горького на уроке литературы в 8 классе
Тема: М.Горький «Песня о Соколе»: идейно-художественное своеобразие.
Класс: 8 класс
Тип урока: урок общеметодической направленности
Оборудование: карточки, учебник, доска
Цели
Цель учителя: углубить знания учащихся об анализе художественного текста (поэтике названия, теме, идее, системе образов, композиции, повествовательной организации, художественном времени и пространстве, жанре песни, приеме антитезы; аллегоричности и метафоричности образов, афоризмах); усовершенствовать умения учащихся анализировать художественный текст (определять смысл названия, тему, идею, характеризовать систему образов, выявлять особенности литературного жанра, композиции, художественного времени и пространства, повествовательной организации, антитезу как композиционный приём; находить и интерпретировать аллегории, метафорические образы, афоризмы); совершенствовать знания и умения учащихся рассматривать художественное произведение в единстве его содержания и формы.
Цель учащихся: усовершенствовать знания об анализе художественного текста (поэтике названия, теме, идее, системе образов, композиции, повествовательной организации, художественном времени и пространстве, жанре песни, приеме антитезы, аллегоричности и метафоричности образов, афоризмах); усовершенствовать умения анализировать художественный текст (определять смысл названия, тему, идею, характеризовать систему образов, выявлять особенности литературного жанра, композиции, художественного времени и пространства, повествовательной организации, антитезу как композиционный приём; находить и интерпретировать аллегории, метафорические образы, афоризмы); совершенствовать знания о единстве формы и содержания литературного произведения, умения рассматривать художественный текст в единстве его содержания и формы.
Планируемые результаты:
Личностные:
развивать мотивы учебной деятельности (посредством организации взаимодействия учащихся в учебной деятельности, выполнения заданий различного уровня сложности);
формировать личностный смысл учения (через осмысление и присвоение духовно-нравственного опыта писателя);
оценивать поступки литературных героев, объяснять отличия в оценке жизненной позиции различных персонажей;
искать свою позицию в многообразии мировоззренческих позиций.
Метапредметные:
- регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности;
работать по плану;
соотносить результат своей деятельности с её целью,
оценивать свою деятельность и работу одноклассников.
- познавательные УУД:
извлекать информацию из текста;
производить анализ и синтез;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- коммуникативные УУД:
организовывать учебное взаимодействие в паре и группе;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
учиться критично относиться к собственному мнению.
Предметные:
определять тему, идею, смысл названия;
сопоставлять художественные образы (в том числе и на основе сопоставления их высказываний);
определять особенности композиции «рассказ в рассказе», её роль в художественном тексте;
определять цель использования приема антитезы;
определять особенности жанра песни, художественного времени и пространства, повествовательной организации, их роль в раскрытии идеи произведения;
находить и интерпретировать аллегории, метафорические образы, афоризмы;
рассматривать художественный текст в единстве его содержания и формы.
Ход урока (конспект урока или технологическая карта урока)
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Организационный момент | Слушание
Оформление тетради, ответ на вопрос
Устные ответы | Проверка готовности к уроку Инструктирующее слово
|
Запишите тему. М. Горький «Песня о Соколе»: идейно-художественное своеобразие Определите цель урока, исходя из обозначенной темы. Что мы будем делать для достижения поставленной цели? |
|
регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности |
Выявление первичного восприятия художественного текста | Ответы (фронтальные) | Беседа (фронтальная) | Вопросы для беседы: - Какое впечатление произвела «Песня о Соколе»? - Что наиболее запомнилось? - Какой эпизод произвёл наибольшее впечатление? Почему?
|
| коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи |
Анализ произведения с точки зрения содержания | Ответы (фронтальные) Варианты ответов
Слушание
Заполнение таблицы (работа в парах)
Ответы по таблице, слушание, дополнение, уточнение
Ответы (фронтальные), запись в тетрадь темы и идеи. Чтение записанного (2-3 учениками)
Устные фронтальные ответы
Слушание
| Беседа (фронтальная)
Инструктирующее слово
Консультирование уч-ся, испытывающих затруднения
Опрос
Инструктирующее слово
Беседа
Обобщающее слово
| Вопросы: - О чем произведение? (Выбор жизненной позиции: горение или прозябание) - Какова идея текста? (Жить надо горя ради свободы, полета, стремления к мечте) зафиксировать на доске. - Как вы определили тему и идею текста? Докажите. - Почему Сокол и Уж пишутся с большой буквы? (Герои, аллегорическое выражение двух жизненных позиций людей) - Интерпретируйте аллегории «сокол» и «уж», определите, заложена ли оценочность в выборе персонажей? - Почему произведение называется «Песня о Соколе»? (указание на главного героя, выражающего авторскую точку зрения, идею произведения)
- Сопоставьте две жизненные позиции людей, которые выражены метафорическими образами Ужа и Сокола. Для этого запишите в соответствующие столбцы таблицы афоризмы, характеризующие жизненные позиции Сокола и Ужа. Докажите, что вы выписали именно афоризмы (на основе интерпретации их прямого и переносного значения) После таблицы сформулируйте в виде одного предложения вывод из проведенного сравнения. Жизненная позиция Сокола | Жизненная позиция Ужа |
|
|
Вывод:
Посмотрите, как в начале урока мы определили тему и идею произведения. Надо ли внести изменения? Запишите тему и идею произведения.
- Какова цель чтения художественной литературы? (постижение духовно-нравственного опыта писателя; развлечение) - Какой нравственный урок воплощен в тексте? Согласны ли вы с ним? Своё мнение аргументируйте. Обратите внимание, что Горький использует слово «безумство» в песне моря: «Безумству храбрых поем мы славу!», «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!», «Безумству храбрых поем мы песню!..» Почему «безумство»? С чьей точки зрения призыв «к свободе, свету» безумство? Мы с вами прочитали произведение - определили тему и идею текста, приобщились к содержанию литературного текста. Однако можно ли назвать нашу интерпретацию произведения обоснованной без характеристики его художественного своеобразия, особенностей формы? Давайте проверим. | определять тему, идею, смысл названия
находить и интерпретировать аллегории
находить и интерпретировать афоризмы
сопоставлять художественные образы на основе сопоставления их высказываний
| коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; познавательные УУД: извлекать информацию из художественного текста Личностные: оценивать поступки литературных героев, объяснять отличия в оценке жизненной позиции различных персонажей
регулятивные УУД: работать по плану познавательные УУД: извлекать информацию из художественного текста; производить анализ и синтез; преобразовывать информацию из одной формы в другую. - коммуникативные УУД: организовывать учебное взаимодействие в паре; оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Личностные: развивать мотивы учебной деятельности (посредством организации взаимодействия учащихся в учебной деятельности)
- коммуникативные УУД: учиться критично относиться к собственному мнению
Личностные: формировать личностный смысл учения (через осмысление и присвоение духовно-нравственного опыта писателя); искать свою позицию в многообразии мировоззренческих позиций.
|
Проверка домашнего задания
1) Как особенности жанра произведения «Песня о Соколе» определяют интерпретацию его содержания? - индивидуальное задание для хорошо успевающего ученика;
2) озаглавить части «Песни о Соколе» - задание для всех | Слушание
Устный индивидуальный ответ
Вопросы отвечающему. Взаимооценка по критериям. Формулировка и запись в тетрадях вывода
Устные фронтальные ответы
Выдвижение гипотезы
| Инструктирующее слово
Индивидуальный опрос
Коррекция, уточнение
Беседа, направленная на выявление противоречия.
Постановка проблемного вопроса
| Если возникнут вопросы, вы сможете задать их по окончании выступления. Мы слушаем ответ, затем я попрошу оценить ответ по данным критериям. Напомню критерии оценки устного монологического ответа: 1.Полнота и точность ответа. 2.Аргументация (указать источники, привести примеры и их анализ из художественного текста) 3. Структура ответа трехчастная (тезис, доказательства, вывод) 4. Монолог учащегося 5.Качества хорошей речи (связность, логичность, точность) 6.Качество произнесения (громкость, выразительность)
Как особенности жанра «Песни о Соколе» определяют интерпретацию содержания литературного произведения? (Ответ подготовлен на основе статьи из словаря литературоведческих терминов, толкового словаря, цитаты из текста «унылым речитативом, стараясь сохранить своеобразную мелодию песни, он рассказывает», дополнительных источников, подобранных учащимся). (Подчеркнут эпический, героический характер содержания «Песни о Соколе», дается указание на особую ритмическую организацию текста, придающую торжественность повествованию, воспевание героя автором, сближение позиции писателя с народной точкой зрения)
Отвечающему предложить высказать своё согласие / несогласие с оценкой одноклассников
Дома вы озаглавили части «Песни о Соколе». У вас получилось по-разному: у некоторых 2 пункта, у некоторых – 4. Почему? Чем объясняются эти различия? (Композиция «рассказ в рассказе») Связаны ли между собой части произведения? (Сюжет, общие образы (море, Рагим как рассказчик-герой), сопоставление времён неопределённого далекого прошлого и настоящего относительно рассказчика-героя). Зачем писатель выбрал композицию «рассказ в рассказе»? Случайно ли такое построение произведения? Части произведения связаны друг с другом и важны для целостного осмысления текста. |
определять особенности жанра песни
определять особенности композиции «рассказ в рассказе», её роль в художественном тексте
| Личностные: развивать мотивы учебной деятельности (посредством организации выполнения заданий различного уровня сложности)
познавательные УУД: извлекать информацию из текста; производить анализ и синтез; коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
регулятивные УУД: оценивать свою деятельность и работу одноклассников
познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую. коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её
|
Анализ произведения с точки зрения художественной формы | Слушание
Работа в группах
Устные монологические ответы представителей групп
Уточняющие вопросы, ответы Взаимооценка по критериям оценки Ответ на вопрос, заданный перед проверкой работы групп Слушание
| Инструктирующее слово
Консультирование по просьбе уч-ся
Организация проверки работы групп
Обобщающее слово
| Проверим выдвинутую гипотезу, что части связаны друг с другом и важны для целостного осмысления текста. Для этого подготовьте в группах ответы по предложенным вопросам, представьте результаты работы в виде монологического аргументированного ответа.
Группа 1. Какую роль играет антитеза в тексте? Что чему противопоставляется (обратите внимание на композиционные части)? Сделайте вывод о роли антитезы в понимании содержания произведения. Выскажите своё мнение о делении жизни на два полюса.
Группа 2. Каким изображено море в каждой из частей? Охарактеризуйте море как метафорический образ. На основе сопоставления сделайте вывод о роли образа моря в понимании содержания произведения.
Группа 3. Почему рассказчик-герой - Рагим, «старый крымский чабан», «сухой и мудрый старик»? Охарактеризуйте персонаж как метафорический образ. Почему песня «Безумству храбрых поем мы славу!..» исполнена морем «В их [грозном рёве волн] львином реве гремела песня о гордой птице»? Сделайте вывод о роли повествовательной организации в понимании содержания произведения.
Группа 4 Найдите во всем тексте указание на время и место действия. Сопоставьте время и место действия рассказа-обрамления и рассказа о Соколе и Уже. Сделайте вывод о роли художественного времени и места в понимании содержания произведения. - Определите, какую общую роль играют все элементы художественной формы. (Противопоставление прошлого и настоящего, подчеркивается героическое прошлое, актуальность проблемы выбора горения, борьбы как образа жизни)
Таким образом, наша гипотеза подтверждена - выбор композиции «рассказ в рассказе», в частности отсутствие нумерации фрагментов обрамления рассказа о Соколе и Уже (частей I и II), повествовательная организация, система образов играют важную роль – позволяют подчеркнуть вневременной характер проблемы выбора жизненной позиции. |
определять особенности художественного времени и пространства, повествовательной организации, их роль в раскрытии идеи произведения. сопоставлять художественные образы; определять цель использования приема антитезы; интерпретировать метафорические образы
определять особенности композиции «рассказ в рассказе», её роль в художественном тексте;
|
Личностные: развивать мотивы учебной деятельности (посредством организации взаимодействия учащихся в учебной деятельности, выполнения заданий различного уровня сложности); искать свою позицию в многообразии мировоззренческих позиций. регулятивные УУД: работать по плану; познавательные УУД: извлекать информацию из текста; производить анализ и синтез; коммуникативные УУД: организовывать учебное взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
познавательные УУД: производить синтез; регулятивные УУД: оценивать работу одноклассников; коммуникативные УУД: учиться критично относиться к собственному мнению.
|
Контроль | Письменный ответ на вопрос (5-6 предложений) | Инструктирующее слово | Как позиция М. Горького «Есть только две формы жизни: гниение и горение» выражена в «Песне о Соколе»? | рассматривать художественный текст в единстве его содержания и формы.
| коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в письменной речи
|
Домашнее задание | Слушание | Инструктирующее слово | По выбору учащихся: - выучить наизусть фрагмент (песня моря);
- устный аргументированный монологический ответ:
- вопрос 2 в учебнике (Одинаковый или различный смысл вкладывают Сокол и Уж в слово «пожить»?); - опровергнуть или подтвердить высказывания о М. Горьком, приведенные в учебнике, аргументируя свою точку зрения примерами из «Песни о Соколе»; - сопоставить «Песню о буревестнике» и «Песней о Соколе» - задание повышенной трудности;
- в каких еще произведениях рассматривается выбор жизненной позиции - задание повышенной трудности
|
|
|
Рефлексия | Фронтальные устные ответы | Беседа | Обратимся к теме урока «М. Горький «Песня о Соколе»: идейно-художественное своеобразие». - Почему слово «идейно-художественное» пишется через дефис? Результаты нашей работы подтверждают это орфографическое правило написания сложных слов, образованных из сочинительных словосочетаний? - Вспомним цель урока. Удалось ли нам её достичь? Как? Благодаря чему? / Что вызвало затруднения в достижении цели? - Что на уроке было интересным? Что нового вы узнали, научились делать? - Осознанный выбор модели поведения, кредо очень важен в жизни каждого человека, необходим для состоявшейся личности. М. Горький предлагает своё видение. Согласны ли вы с категоричным делением на «горение» и «гниение»? Чем опасен каждый из предложенных писателем вариантов?
| рассматривать художественный текст в единстве его содержания и формы.
| регулятивные УУД: соотносить результат своей деятельности с её целью, коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; Личностные: формировать личностный смысл учения (через осмысление и присвоение духовно-нравственного опыта писателя); искать свою позицию в многообразии мировоззренческих позиций. |