Конспект урока с использованием инновационных технологий по русской литературе
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Д.И. Фонфизин "Недоросль". Конспект открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_2.docx | 88.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: интегрированный курс "Литература"
Класс : 9
Тема урока :«Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Гуманистический пафос . Особенности композиции. Смешное и трагическое в комедии»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- Образовательная.
Познакомить с произведением Д.И. Фонвизина «Недоросль», историей создания и художественными особенностями.
Рассмотреть проблематику произведения.
Дать понятие о гуманистическом пафосе комедии.
Рассмотреть особенности композиции комедии.
- Развивающая.
Развивать умения характеристики образов литературного произведения, умение систематизировать теоретический материал, навыки анализа драматического произведения.
- Воспитательная.
Воспитывать любовь к учебе, уважительное отношение к родителям, гуманистическое мировоззрение, гражданское мировоззрение, стремление быть полезными своему Отечеству
Оборудование: текст комедии Фонвизина «Недоросль», электронная презентация к уроку, тестовые задания , видео-урок по теме, карточки самооценивания, таблицы для характеристики героев, отрывки из спектакля «Недоросль», портрет Фонвизина.
План урока
1. Организация класса - просмотр отрывка из спектакля "Недоросль"-ИКТ
2. Рассказ учителя о комедии "Недоросль", актуализация знаний по теории литературы
2. Проверка д/з – тестовые технологии,
3. Самопроверка //(технологии гуманного образования)
4. Получение новых знаний просмотр видео-урока по теме //элементы дистанционного обучения, ИКТ
5. Составление кластера "Комедия "Недоросль"//рефлексия содержания
6. Создание проблемной ситуации// (элементы проблемного обучения)
7. Характеристика образов (работа в группах) //интерактивные технологии
8. Самооценивание
9. Домашнее задание
10. Подведение итогов урока
11. Оценивание
Ход урока
I. Организация класса.
Просмотр отрывка из спектакля Д.И. Фонвизина "Недоросль". Сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний
1. Рассказ учителя о создании комедии "Ревизор"
Недоросль — молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей[1] — документов, разрешающих вступление в брак
2. Недоросль - недоучка, глупый человек
Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провел около полутора лет, знакомясь с юриспруденцией, философией и социальной жизнью страны, давшей миру передовые просветительские доктрины. Работа над "недорослем" займет у писателя около трёх лет и будет окончена в 1782 г.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера).
Уже 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок
2. Повторение литературоведческих терминов
Па́фос(от греч. pathos – страдание, воодушевление, страсть), эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.
Гуманистический пафос – стремление главных героев к высоким гуманистическим идеалам, их возвышение и утверждение наперекор обстоятельствам и противодействию
Компози́ция (от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения»
III. Проверка домашнего задания.
1. Тестовые задания по произведению "Недоросль" - узнай героя
- Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.
- Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.
- Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такадрянь в глаза лезла.
- Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
- Г-жа Простакова. Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
- Софья. Я получила сейчас радостное известно. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила.
- Правдин. Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
- Милон. Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен и имею счастие быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете
- Еремеевна. Да не гневи дядюшку. Вон, изволь посмотреть, батюшка, как он глазки-то вытаращил, и ты свои изволь так же вытаращить.
- Цыфиркин. Был гарнизонный, ваше благородие! А ныне пошел в чистую.
- Стародум. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому.всякий считал себя за многих. Зато нынче многие не стоят одного
- Вральман. Матушка мая! Што тепе надопно? Што? Сынок, какоф ест, да тал бог старовье, или сынок премудрый, так скасать, Аристотелис, да в могилу.
2. Самопроверка
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа о композиции комедии (учащиеся называют сцены из произведения, которые соответствуют составляющим частям композиции)
- 1. ЭКСПОЗИЦИЯ – сцена примерки кафтана Митрофаном
- 2. ЗАВЯЗКА – получение письма Софьей
- 3. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – Приезд Милона, приезд Стародума, приезд Правдина, соперничество Митрофана и Скотинина за руку Софьи
- 4. КУЛЬМИНАЦИЯ – похищение Софьи
- 5. РАЗВЯЗКА – взятие имения Простаковых под опеку государства
6. ЭПИЛОГ –отторжение Митрофаном матери
2. Просмотр видео урока по теме "Художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
3. Составление кластера для анализа произведения
4. Проверка//самооценивание.
5. Характеристика образов главных героев учителей Митрофанушки (работа в группах)
Митрофан (в переводе с греческого «являющий свою мать») | |
О воспитаниии образовании | Привык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. |
Основные черты характера | Избалованный «маменькин сынок», выросший и сложившийся в невежественной среде крепостнического поместного дворянства. Не лишен от природы хитрости и сообразительности, но в то же время грубый и капризный. |
Отношение к другим людям | Не уважает других людей. Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями не разговаривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина). |
Отношение к просвещению | Умственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое отвращение к труду и учению. |
Отношение кродными близким людям | Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким - к матери, отцу, нянюшке. |
Особенности речи | Выражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных у дворовых. Тон его речи - капризный, пренебрежительный, порой грубый. |
Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так назывют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать. | |
Госпожа Простакова | |
История воспитания и образования | Выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Не получила никакого воспитания. Не усвоила с детства никаких нравственных правил. В ее душе не заложено ничего хорошего. Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян. |
Основные черты характера | Грубая, необузданная, невежественная. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой. |
Отношение к другим людям | В отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. Готова унижаться перед теми, от кого зависит, кто оказывается сильнее ее. |
Отношение к просвещению | Образование излишне: «Без наук люди живут и жили». |
Простакова как помещица | Убежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью. Всегда недовольна своими крепостными. Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян она обобрала: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» |
Отношение к родным и близким людям | Деспотична и груба по отношению к своему мужу, она им помыкает, ни во что его не ставит. |
Отношение к сыну, Митрофанушке | Любит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет содержание ее жизни. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего. |
Особенности речи | О Тришке: «Мошенник, вор, скот, воровская харя, болван»; обращаясь к мужу: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши»; обращаясь к Митрофанушке: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок». |
Не имеет никаких нравственных понятий: у нее отсутствует чувство долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. |
Учителя | |
Учитель математики. | Автор относится к нему с явным сочувствием. Наделяет его таким качеством, как трудолюбие: «праздно жить не люблю». |
Учитель русского и церковнославянского языка. | Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден. |
Учитель истории. | Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика. |
Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда. |
Еремеевна - нянюшка Митрофана | |
Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличительные черты | В доме Простаковых-Скотининых служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их дому. |
Отношение к Митрофану | Не щадя себя оберегает Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». |
Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службы | У нее сильно развито чувство долга, но нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Живет в постоянном страхе, трепещет перед своей госпожой. |
За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность. |
Вывод: могли ли такие учителя воспитать настоящего гражданина, готового служить верой и правдой своему отечеству? Почему?
6. Проверка //самооценивание
7. Проблемный вопрос: "Почему, имея стольких учителей, Митрофанушка остался неучем?
V. Подведение итогов урока. Прием неоконченных предложений.
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравился такой вид работы…
- Я хочу поблагодарить…
- На уроке я работал…
VI. Оценивание.//самоценивание//команда получает одну оценку на всех//капитан может вносить коррективы.
VII. Домашнее задание по выбору
1. Прочитать материал учебника, ответить на вопросы после текста
2. Написать сочинение -автобиографию героя.
3. Подготовить выразительное чтение смешных сцен
4. Составить кластер-характеристику героя.
Дополнения к уроку
Таблица 1. Особенности классицистической комедии
Классицистическая комедия
Таблица 2. Черты реализма в комедии
Черты реализма в комедии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с использованием исследовательской технологии
Тема урока "Применение производной для исследования функций"...
Конспект урока с использованием проектной технологии
Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми....
Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».
Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...
Интегрированный урок с использованием инновационных технологий на тему: "Голосеменные, особенности строения и местообитания"
Инновационные технологии. Интегрированный урок по биологии и географии. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (системно-деятельностный подход)....
Конспекты уроков с использование педагогических технологий
Данная методическая разроботка включает конспекты уроков биологии с использованием технологий:ИКТ,игровых,проблемного и модульного обучения....
План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»
План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...
Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»
Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...