Конспекты уроков с использование педагогических технологий
план-конспект урока по биологии на тему

Милова Ирина Валерьевна

Данная методическая разроботка включает  конспекты уроков биологии с использованием технологий:ИКТ,игровых,проблемного и модульного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого урока в 8 классе

с использованием

технологий модульного обучения

по теме: Белки

                                                                Учитель биологии

                                             Милова И.В.

Тип урока: изучение нового материала, модульный (2 часа).

Цель урока:

1. Образовательная: овладеть знаниями о составе, уровнях организации, свойствах и функциях белков;

2. Развивающая: формировать умения самостоятельной работы с учебной литературой, поиска необходимой информации для выполнения заданий; развивать навыки проведения биологических опытов, наблюдений и формирования выводов на основе полученных результатов опыта.

3. Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к членам студенческого коллектива, способность работать в парах.

Задачи: 

  1. Изучить состав и строение белков при помощи модуля
  2. Изучить функции белков при помощи учебно-тематической карты
  3. Обобщить и социализировать полученные результаты.

Оборудование: таблица по общей биологии «Уровни организации  и строение белка»; учебник А.П.Пуговкина «Общая биология 10-11 класс», В.Б. Захарова «Общая биология», УЭ.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Самостоятельная работа по модулю

МОДУЛЬ: Состав и строение белков. Функции белков.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны выяснить особенности строения белковых молекул, их свойства и биологические функции.

Внимательно прочитайте цель урока. Работайте самостоятельно.

УЭ-1

Цель: выяснить особенности белковой молекулы.

I. Выполните следующие задания в тетради:

  1.  Какое из перечисленных соединений является мономером белка: глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты, моносахариды.

Прочитайте текст учебника А.П.Пуговкина § 10  стр. 38 оценивается в 1 балл    

  2.  Запишите формулу аминокислоты в общем виде. Укажите, какие функциональные группы входят в её состав, каково значение радикала R?

Прочитайте текст учебника А.П.Пуговкина § 10  стр. 38 оценивается в 1 балл    

  4.  В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие белков огромно. Чем это объяснить?

Прочитайте текст учебника А.П.Пуговкина § 10  стр. 38-39 ответьте на вопрос 2 (стр.42) оценивается 6 баллов.

  1. Найдите в предложенном пептиде  пептидные (амидные) связи:

                 O    H         O   H

                  ||     |           ||     |

NH2 – C – C – N – C – C – N – C – COOH

            |                  |                  |

          CH3           C2H5          CH3

Прочитайте текст учебника А.П.Пуговкина § 10  стр. 38.

Работайте индивидуально, в тетради нужную связь обведите цветным карандашом.

правильный ответ – 2 балла.

Максимальное число баллов  по УЭ-1 – 10 баллов

УЭ-2

Цель: изучить структурную организацию белковой молекулы и её свойства.

  1. На рисунках схематично изображены структуры белковой молекулы. Определите, какой цифрой обозначена каждая структура, запишите их названия

       1            2              3                 4          

Учебник А.П.Пуговкина § 10  стр. 38. Правильный ответ – 4 балла

  2.  Молекулы белков обладают свойством денатурации. Что это такое? Почему в результате денатурации белки теряют свои функции?

Учебник А.П.Пуговкина § 10  стр. 38. Правильный ответ – 2 балла

Максимальное количество баллов по УЭ-2 – 6 баллов

УЭ-3

Цель: изучить биологические функции белков.

Выполните следующие задания:

  1.  Белки выполняют в клетке много жизненных функций. Запишите функции белков, характерные для различных типов белковых молекул, заполнив таблицу:

Типы белков

Функции

Примеры

1.структурные

2.ферменты

3.гормоны

4.сократительные

5.транспортные

6.защитные

7.запасные

Работайте индивидуально. А.П.Пуговкина § 10  стр. 38..

Дополнительный материал: учебник В.Б. Захарова § 3.2.1. стр.95-99.

Правильный ответ – 14 баллов.

  1. Используя рисунок, объясните механизм взаимодействия фермента и субстрата.

субстрат                                              продукты  

                                                               реакции

фермент       фермент-субстратный     фермент

                                комплекс

Учебник В.Б. Захарова § 3.2.1. стр.95-96. Рисунок 3.3.(стр.96)

Правильные ответы – 6 баллов

Итого: 20 баллов

УЭ-4

I. Подведение итогов урока

  1.  Прочитайте цель урока

Индивидуально.

  2.  Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?

Вместе с группой.

  1. Оцените свою работу на уроке.

Если по итогам урока вы набрали:

32-36 баллов, то получаете оценку «5»

25-31 баллов – оценку «4»

20-24 баллов – оценку «3»

Менее 20 баллов – оценку «2»

Ваша оценка:________

Тетрадь сдайте учителю (индивидуально)

  1. Рефлексия в группах, обсуждение выполнения заданий учебных элементов.
  2. Подведение итогов модульного урока, определение индивидуального домашнего задания.

Литература.

  1. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология: в помощь выпускнику школы и абитериенту. - СПб.: «Паритет»,2000.-352с.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 классс.-М.:Вентана-Граф, 2004.-204с.
  3. Пуговкин А.П. Общая биология. 10-11 класс. - М.:Просвещение,2000.-296с.
  4. Сухова Т.В. Как повысить результаты в обучении: учителю биологии и природоведения. - М.:АО «Столетие», 1997.-112с.
  5. Шамова Т.И.Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы. - М.:МПГУ,1994.-135с.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого урока в 10 классе

                                     с использованием

                     технологий проблемного обучения

по теме:«Биосинтез белков в живой клетке"

                                                                Учитель биологии

                                             Милова И.В.

Обоснование методического комплекса урока

Цели урока:

Образовательные: создание условий для 

Формирование знаний о механизмах биосинтеза белка на примере трансляции; выяснить роль транспортных РНК в процессе биосинтеза белка; раскрыть механизмы матричного синтеза полипептидной цепи на рибосомах.

Воспитательные: создание условий для  

  • сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности

Развивающие: создание условий для

  • развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;

развития умений анализировать, делать выводы

Учебно-материальное обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный комплекс;
  • электронная презентация;
  • фильмотека;
  • рабочий лист для каждого ученика;
  • раздаточный материал для рефлексии

Формы и методы:

  •  Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа
  • Работа в парах
  • Методы, активизирующие мышление
  • Использование опорных схем
  • Самостоятельная работа
  • Эксперимент

Наглядный метод обучения

Структура урока

  1. Организационный момент (1мин.)
  2. Актуализация знаний через повторение(6 мин.)

3.Изучение нового материала.

4.Обобщение изученного материала.

5.Домашнее задание.

Ход урока

    I.  Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Учащиеся по цепочке дают определения следующим терминам: ген, репликация, геном, ДНК, транскрипция, РНК, кодон, код универсален, код триплетен, код одозначен.

В это же время у доски 3 учащихся выполняют следующие задания:

Задание 1: Какую длину имеет ген, кодирующий инсулин, если известно, что молекула инсулина имеет 51 аминокислоту, а расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0,34 нм?

Ответ: Одну аминокислоту кодирует один кодон, состоящий из 3-ёх нуклеотидов ДНК. Число нуклеотидов, кодирующих инсулин: 51*3=153. Длина одного гена: 0,34*153=52,02 нм.

Задание 2: участок ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

ТГТ-АЦА-ТТА-ААА-ЦЦТ. Определить последовательность нуклеотидов иРНК и последовательность аминокислот в белке, который синтезируется под контролем этого гена.

Ответ: ДНК: ТГТ-АЦА-ТТА-ААА-ЦЦТ

          иРНК: АЦА-УГУ-ААУ-УУУ-ГГА

         Белок:  тре---цис---асп---фен---гли.

Задание 3: участок ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

ТГТ-АЦА-ТТА-ААА-ЦЦТ. Определить последовательность нуклеотидов и-РНК и последовательность аминокислот в белке, который синтезируется под контролем этого гена.

Ответ: ДНК: АГГ-ЦЦТ-ТАТ-ГГГ-ЦГА

          иРНК: УЦЦ-ГГА-АУА-ЦЦЦ-ГЦУ

         Белок:  сер---гли---изо---про---ала.

  1. Изучение новой темы

Вступительная беседа: На прошлом уроке мы изучили процесс транскрипции – первый этап биосинтеза белка, когда информации с ДНК переносится на иРНК.

Постановка проблемы: Каким же образом информация от иРНК переносится к полипептидной цепочке, какие структуры клетки участвуют в этом процессе?

Записываем тему урока: Биосинтез белка в живой клетке.

Перенос информации от иРНК к полипептидной цепи осуществляется за счёт рибосом, на которых и идёт синтез белка. Давайте вспомним, как устроены рибосомы.

Ученик. Рибосомы – это мельчайшие органоиды клетки, состоящие из двух субъединиц – большой и малой. Каждая субъединица состоит из белка и рРНК. Формируются они в ядрышках и через ядерные поры попадают в цитоплазму. Рибосомы могут находиться в цитоплазме во взвешенном состоянии, но чаще располагаются группами на поверхности эндоплазматической сети.

Учитель. Между субъединицами рибосомы имеется щель, в которой располагается иРНК, А на большой субъединице есть борозда, по которой сползает синтезируемая молекула белка. Таким образом, в рибосомах осуществляется процесс трансляции генетической информации, то есть её перевода с «языка нуклеотидов» на «язык аминокислот».

Микропроблема: как осуществляется связь между аминокислотой и иРНК?

Ученик. Аминокислоты транспортируются к рибосомам с помощью тРНК. Все тРНК образуют втолричную структуру, по форме напоминающую лист клевера. В молекуле тРНК есть два активных участка: триплет-антикодон на одном конце и акцепторный конец на другом. У верхушки клеверного листа располагается триплет нуклеотидов, который комплементарен соответствующему кодону иРНК. Этот триплет различен для тРНК, переносящих разные аминокислоты, и кодирует именно ту аминокислоту, которая переносится данной тРНК. Этот триплет получил название антикодон. Акцепторный конец является посадочной площадкой для аминокислоты, котора присоединяется с помощью специальных ферментов.

Учитель. иРНК взаимодействует с рибосомой, при этом начало будущего белка обозначается триплетом АУГ, который является знаком начала трансляции. Так как этот кодон кодирует аминокислоту метионин, то все белки (за исключением особых случаев) начинаются с метионина, который в дальнейшем отщепляется. После связывания рибосома начинает двигаться по иРНК, задерживаясь на каждом её участке, который включает в себя два кодона (3+3=6 нуклеотидов). Время задержки составляет всего 0,2 сек. За это время молекула тРНК, антикодон которой комплементарен кодону иРНК, находящемуся в рибосоме, успевает распознать этот кодон. Аминокислота, которая связана с тРНК, отделяется от «черешка» и присоединяется с образованием пептидной связи к растущей цепочке белка. В этот же момент к рибосоме подходит следующая тРНК, антикодон которой комплементарен следующему триплету иРНК, и следующая аминокислота, принесённая этой тРНК, включается в растущую цепочку. После этого рибосома сдвигается по иРНК, задерживаясь на следующих нуклеотидах, и всё повторяется сначала. Наконец, рибосома доходит до одного из так называемых стоп-кодонов (УАА, УАГ, УГА). Что же такое стоп-кодон?

Ученик.  Эти кодоны не кодируют аминокислот, они показывают, что синтез белка должен быть завершён.

Учитель. Белковая цепочка отсоединяется от рибосомы, выходит в цитоплазму и формирует присущую этому белку вторичную, третичную и четвертичную структуры. Клетке необходима не одна, а много молекул каждого белка. Поэтому как только рибосома, первой начавшая синтез белка на молекуле иРНК, продвигается вперёд, тут же на эту иРНК нанизывается вторая рибосома, которая начинает синтезировать такой же белок. На ту же иРНК может быть нанизана и третья, и четвёртая рибосома, и т. д. все рибосомы, синтезирующие белок на одной молекуле иРНК, называются полисомой. Когда синтез белка окончен, рибосома может связаться с другой молекулой иРНК и начать синтезировать новый белок, закодированный в этой молекуле иРНК. Таким образом, последовательность аминокислот а первичной структуре белка не зависит от рибосом, а определяется только последовательностью нуклеотидов иРНК.

  1. Обобщение изученного материала

Учитель. Давайте сравним два процесса синтеза белка в клетке: транскрипцию и трансляцию.

Ученик. Для транскрипции необходима цепь ДНК, которая является матрицей для синтеза иРНК; свободные нуклеотиды (А, Г, Ц, У); фермент РНК-полимераза. Этот процесс протекает в ядре. Для трансляции необходима цепь иРНК, которая является матрицей для синтеза белка; рибосомы; свободные аминокислоты; тРНК; ферменты и АТФ.  Этот процесс протекает в цитоплазме.

  1. Закрепление

Решите задачу 1:

 Даны антикодоны тРНК: ГАА, ГЦА, ААА, АЦГ. Используя таблицу генетического кода, определите последовательность аминокислот в молекуле белка, кодоны иРНК и триплеты во фрагменте гена, кодирующего этот белок.

Решение:

Кодоны иРНК: ЦУУ – ЦГУ – УУУ – УГЦ.

Последовательность аминокислот: лей – арг – фен – цис.

Триплеты ДНК: ГАА – ГЦА – ААА – АЦГ.

Решите задачу 2:

Дан фрагмент двуцепочечной молекулы ДНК. Воспользовавшись таблицей генетического кода, определите структуру фрагмента белковой молекулы, кодируемой этим участком ДНК:

ААА – ТТТ – ГГГ – ЦЦЦ

ТТТ – ААА – ЦЦЦ – ГГГ.

Решение:

Так как иРНК синтезируется всегда только на одной цепи ДНК, которую на письме принято изображать как верхнюю, то

иРНК: УУУ – ААА – ЦЦЦ – ГГГ;

фрагмент белка, кодируемый верхней цепью: фен – лиз – про – гли.

  1. Домашнее задание

§ 16, устно ответить на вопросы 1 и 2 на стр. 64, на вопрос 3 – письменно в тетради.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого урока в 8 классе

с использованием

здоровьесберегающих технологий

по теме:

«Зрительный анализатор.

Строение и функции глаза»

                                                                Учитель биологии

                                             Милова И.В.

Обоснование методического комплекса урока

Цели урока:

Образовательные: создание условий для

  • актуализации и расширения знаний  учащихся о строении анализаторов;
  • ознакомления со строением и функциями глаза;
  • формирования  знаний о близорукости и дальнозоркости
  • ознакомления с нарушениями и заболеваниями органов зрения
  • формулирования правил гигиены  зрения.

Воспитательные: создание условий для  

  • сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.

Развивающие: создание условий для

  • развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
  • развития умений анализировать, делать выводы.

Учебно-материальное обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный комплекс;
  • электронная презентация;
  • фильмотека;
  • макет глазного яблока;
  • рабочий лист для каждого ученика;
  • раздаточный материал для рефлексии

Формы и методы:

  •  Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа
  • Работа в парах
  • Методы, активизирующие мышление
  • Использование опорных схем
  • Самостоятельная работа
  • Эксперимент
  • Наглядный метод обучения.

Структура урока

  1. Организационный момент (1мин.)
  2. Актуализация знаний через повторение(6 мин.)
  3. Целеполагание (2 мин.)
  4. Изучение нового:
  • Постановка проблемной ситуации (3 мин.)
  • Решение проблемы (3 мин.)
  1. Физкультминутка (1 мин.)
  • Самостоятельная работа учащихся (10 мин.)
  • Обсуждение результатов работы (4 мин.)
  • Беседа (4 мин.)
  1. Подведение итогов урока (3 мин.)
  2. Рефлексия (2 мин.)
  3. Постановка домашнего задания (1 мин.)

      Планируемые результаты обучения

Знать:

  • Особенности строения органа зрения;
  • Функции вспомогательного аппарата глаза;
  • Механизм восприятия зрительных раздражений.

Уметь:

  •  Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями органа;
  • Сознательно вырабатывать у себя полезные привычки правильного поведения, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

     На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элементами информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.

1. Орг. Момент

В стране Анатомии, в царстве Биологии мы с вами добрались до неизведанных островов – под названием « ОРГАНЫ ЧУВСТВ». Сегодня мы продолжим путешествовать по нашему с вами организму и изучим строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии мира, и о гигиене зрения.

Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нужно к нему подготовиться. Поэтому вы выполните задания, которые находятся на ваших партах.

ТЕМА « Анализаторы»

1 вариант

  1. Охарактеризуйте данные понятия характерным термином:

Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, равновесие – это………..

  1. Расположите части анализатора по порядку:
  1. Зона коры головного мозга

  1. Рецептор
  2. Проводящий путь.

3.  Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:

1. затылочная зона                                      а) слуховой анализатор

2. височная зона                                          б) зрительный анализатор  

3. теменная зона                                          в) вкусовой анализатор  

1.

2.

3.

ТЕМА « Анализаторы»

  1. вариант

1. Выберите правильный ответ:  чем раздражаются рецепторы глаза?

а) звуком          б) светом       в) вкусом

2. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:

1. теменная зона                        а) равновесие

2. затылочная зона                    б) осязание

3. височная зона                        в) зрение

1.

2.

3.

3.Какой из отделов анализатора передает возбуждение в мозг?

1. нервный путь        2.  Рецептор       3. Зона коры больших полушарий

  1. Актуализация знаний через повторение

( 5-6 мин. вместе с проверкой). Проверка Слайд № 2

  1. Изучение нового материала

Записывают тему урока с центрального слайда.

Слайд № 3 « Строение зрительного анализатора»

Проблемный вопрос: Почему говорят « Береги как зеницу ока»

Как вы понимаете это выражение?

  • Давайте выясним, как же охраняется наше око ( Слайд № 4 Внешнее строение  глаза)

Слайд № 5 «Мышцы глаза» 

 Работа в парах: Определение функций глазных мышц ( соседу по парте демонстрирует вращение карандашом и наблюдает движение глаз)

Физзарядка для глаз:  Крепко зажмурьте глаза на 3-5 сек. Затем откройте на 3-5 сек. Повторите 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению кровоснабжения и расслаблению мышц глаза.

Проблемный вопрос: Как же устроены наши глаза? В чем состоит их принцип работы? Сегодня на уроке мы приоткроем и эту тайну.

Слайд № 6 « Внутреннее строение глаза»

Записи в тетради:

Оболочки глаза:

  1. Наружная или фиброзная

            Роговица                                   Белочная или склера

  (Передняя прозрачная)                        ( задняя непрозрачная)

  1. Сосудистая оболочка   -в  передней части глаза называется радужка  

  1. Сетчатка------------ рецепторы

                                     Палочки   Колбочки

Далее о строении глаза по рисунку ( желтое пятно, слепое пятно, стекловидное тело и тд.)

Слайд № 7 « Изображения на сетчатке»; Слайд № 8 «Аккомодация хрусталика»

Аккомодация – это приспособление глаза к четкому видению предмета, находящихся на различных расстояниях.

Обратить внимание на работу хрусталика.

Проблемные вопросы: 

  • Почему вредно читать лежа?
  • Какие правила гигиены вы уже знаете?
  • Обратите внимание: почему на ваших партах находятся карточки разного цвета ( розовые, желтые, зеленые) ?
  • Влияет ли цвет на организм? На наше самочувствие?
  • Как используют эти знания о цвете в повседневной жизни?
  • Как вы понимаете выражение: « Посмотри мне в глаза», « Глаза – зеркало души» ?
  • Каких специалистов вы бы посетили, чтобы проверить здоровье ваших глаз?
  • А есть ли специалист, который бы мог поставить вам диагноз вашего заболевания не связанного сглазами, посмотрев вам в глаза?                         (иридодиагностика)

Слайд № 9 «Дальнозоркость и близорукость»

Физкультминутка.  «Сбросить усталость»  помогает вращение глаз, когда вы «рисуете» восьмерки.

Слайд № 10 « Гигиена зрения»

Игра « Полезно – вредно» 

Я называю вам предложения, если они полезны для глаз- вы хлопаете в ладоши, а если они вредны- топаете ногами.

  • Читать лежа
  • Умываться по утрам
  • Читать при хорошем освещении
  • Смотреть на яркий свет
  • Долго находиться у монитора компьютера.

Слайды № 11, 12, 13, 14,15. « Зрительные иллюзии»

Подведение итогов урока

  • В заключении урока можно поиграть ( класс отгадывает, а ученик у доски показывает на плакате или интерактивной доске части глаза)

Орган зрения – это глаз.

В нем три оболочки:

Та, что белая снаружи

Назовём белочной

Та прозрачна впереди –

Со стеклом сравнится

Эту часть её зовём просто роговица

Слой второй – в нём есть сосуды

Впереди он радужка

В ней отверстие - зрачок

И пигменты разные.

За зрачком у нас хрусталик

Он меняет кривизну

И поэтому мы видим

И вблизи и за версту.

Свет легко в глаз проникает

Всё в округе видно мне

Ведь в глазном есть яблоке

Тело стекловидное

В глубине лежит сетчатка

Этот слой необходим

Коль рецепторы в порядке

То нормально мы глядим.………………………………………………………

От палочек и колбочек информацию берет,

В сигналы превращает и в мозг передает  (зрит. нерв)

« тощие» числом несметны

На сетчатке ……..(палочки)

Ловят сумеречный свет,

В потемках выручалочки.

На сетчатке меньше их,

Но пусть их славит лира

Они щедро дарят нам

Многоцветье мира (колбочки)

7. Рефлексия ( у вас на партах имеются квадратики из бумаги, нарисуйте на них  смайлик ,  который бы отражал ваше настроение)

8. Постановка домашнего задания  Слайд № 16.

Для всех:

  1. читать текст на стр.73-74
  2. составить в тетради в виде плана

1 вариант – полезно для глаз

2 вариант – вредно для глаз

По желанию:

Найти информацию о:

  • влияние цвета на организм
  • иридодиагностике
  • дальтонизме



Предварительный просмотр:

                              Методическая разработка

урока в 10 классе      с   использованием

технологий модульного обучения

по теме: «Деление клетки. Митоз»

                                                                Учитель биологии

                                             Милова И.В.

                              Деление клетки. Митоз

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

1

2

3

УЭ – 0

Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны получить знания о непрямом делении клетки – митозе, о подготовке клетки к делению и его фазах.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ – 1

Подготовка к работе.

I. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что называется размножением?
  2. Назовите известные вам способы размножения организмов?
  3. Что такое апоптоз?
  4. Что такое репликация ДНК?

 

Стр. 108-111

Оценивается 4-мя баллами

УЭ – 2

Изучение нового материала

Цель: получить представление о митозе.

Задание: внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины. Зарисуйте схему митоза.

Лекция по теме «Деление клетки. Митоз».

План лекции:

  1. Подготовка к делению. Основные процессы, происходящие в интерфазе.
  2. Фазы митоза.
  3. Биологическое значение митоза.

УЭ – 3

Цель: самостоятельно изучить основные события, происходящие в митозе, понять биологическое значение митоза.

  1. Прочитайте текст.
  2. Выполните задание (письменно)

Задание 1:

  1. Что изображено на рис.47?
  2. Из скольких молекул ДНК состоят метафазные хромосомы?
  3. Из чего образуются веретено деления?
  4. Какие хромосомы называют гомологичными?

Задание 2:

1. Нарисуйте схему митоза:

а) изобразите изменения, происходящие в хромосомном аппарате во время каждой фазы.

Работайте самостоятельно

Стр. 111-113

Работу выполняйте письменно в тетрадях

Оценивается 4-мя баллами

Оценивается 3-мя баллами

УЭ – 4

Закрепление изученного материала.

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.

Задание 1:

Дайте определения терминам:

- митоз;

- веретено деления;

- цитокинез;

- интерфаза;

- клеточный цикл;

- хроматида;

- центромера.

Задание 2:

1. Заполните схему:

                            ИНТЕРФАЗА

                        основные процессы

                   

2. Какие фазы относятся к кариокинезу, а какие – к цитокинезу?

Оцените свои знания.

3. Заполните таблицу:

Фазы митоза

Фазы

Характеристики процессов

Обсудите результаты работы.

Работайте с учителем

За каждый правильный ответ – 1 балл

Работайте самостоятельно в тетрадях

2 балла

3 балла

Работайте самостоятельно в тетрадях. Оценивается 5 баллами

С учителем

УЭ – 5

Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цели урока.

2. Достигли ли Вы цели урока? В какой степени?

Домашняя работа: параграф 28

Баллы за работу:

28-27 = «5»

26-21 = «4»

20-15 = «3»

14 и менее =«2»



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого урока в 8 классе

с использованием средств ИКТ

по теме:

«Обмен веществ и энергии»

                                                               

                                                                                         Учитель биологии

                                                                                           Милова И.В.

Цель:        

Образовательные: создание условий для

Раскрыть сущность процесса обмена веществ и энергии как основной функции организма.

Воспитательные: создание условий для  

  • сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.

Развивающие: создание условий для

  • развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
  • развития умений анализировать, делать выводы.

Задачи:        1. разъяснить значение пластического и энергетического обмена веществ

                2. раскрыть сущность энергетических процессов в организме

                3. развивать умение устанавливать взаимосвязь между потреблением и                 расходованием энергии для процессов жизнедеятельности организма

                4. продолжить формировать умение работать с различными                                 источниками информации.

Тип урока: урок изучения новых знаний, комбинированный.

Методы урока: словесные, наглядные.

Оборудование:  учебник, раздаточный материал, Смарт-технологии

Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА

ХОД УРОКА

ПРИМЕЧАНИЕ

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Обмен веществ.

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием живых существ.

        Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой рядом признаков. Одним, из которых является – обмен веществ.

        Любой живой организм, в том числе и человек, - открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и использует их в качестве строительного материла или как источник энергии, выделяя в окружающую среду продукты жизнедеятельности и энергии.

Обмен веществ – поступление в организм из внешней среды различных веществ, их усвоение и выделение во внешнюю среду образующихся продуктов распада.

  1. Виды и стадии обмена веществ.

        Организм живет и человек получает готовые органические вещества с пищей. Но чтобы эти соединения могли включиться в обмен, они должны быть расщеплены на элементарные части. Этот процесс и осуществляется как вы знаете, в системе органов пищеварения. Пищеварение, транспортировка питательных веществ, кислорода, есть лишь подготовительная стадия обмена веществ.

Задание. Объясните схему «Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ»  

  1. Превращение энергии в организме

Согласно закону сохранения энергии, энергия не возникает и не исчезает бесследно, а переходит из одного вида энергии в другой. Электрическая – передача информации по нервным волокнам с помощью импульса.

Химическая – биосинтез АТФ, белков, жиров, углеводов.

Механическая – сокращение скелетных мышц, сердца, диафрагмы.

Тепловая – поддержка постоянной температуры тела, выделение избытка тепла в окружающую среду.

  1. Расход энергии.

Для жизнедеятельности организма минимальная суточная норма энергии составляет 10500 кДж.

  1. Взаимное превращение веществ в организме

Превращение веществ идут на ферментных системах клеток печени.

Обмен веществ – сложная цепь превращений в организме, начиная с момента поступления из внешней среды питательных веществ и кончая удаление продуктов распада.

При расщеплении 1г углеводов образуется 17,6 кДж энергии.

При расщеплении 1г белков образуется 17,6 кДж энергии.

При расщеплении 1г жира образуется 38,9 кДж энергии.

Схема «Обмен углеводов»

Схема «Обмен белков»

Схема «Обмен жиров»

Задание. Превращение веществ идут на ферментных системах клетках печени. Отсюда, объясните схему «Превращение веществ»

  1. Регуляция обмена веществ в организме

Обмен веществ регулируют определенные системы организма – это нервная и гуморальная.

III. Закрепление изученного материала.

 

Задание. Можно ли судить об изменении интенсивности энергетического обмена по количеству углекислого газа, выделяемого человеком или животным?

Задание составить 5 предложений с усвоенными понятиями, чтобы они в этих предложениях ни разу не повторялись

Ответы учащихся.

IV. Домашнее задание. 

Учебник п.36

        

Список литературы:

  1. Биология: 8 класс: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений/  А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.-М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах.-М. «Школа XXI век.»

Биология это уникальная наука, так как в отличие от других она интегрирует в себе многие науки. Изучение биологии помогает развитию познавательных интересов учащихся, обеспечивает формирование у школьников ценностных представлений о человеке и окружающем его мире. Развивать творческий потенциал школьника позволяет мне использование на уроках информационных технологий  в форме мультимедиа-презентаций,  Smart – технологии. Презентации призваны помочь учащимся получить наглядную информацию о том, что изучается на уроке, повторить пройденный материал. Учитель через мультимедиа-проектор демонстрирует графические возможности приложения к уроку. На экране последовательно создаются все этапы урока, во время демонстрации которого учитель кратко комментирует происходящее на экране, при этом затрачивается меньше времени, которое увеличивается на решение проблемных или творческих заданий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием исследовательской технологии

Тема урока "Применение производной для исследования функций"...

Конспект урока с использованием проектной технологии

            Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми....

План-конспект урока с использованием групповой технологии обучения "Поэтические течения Серебряного века"

Учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа получает материалы для подготовки экпресс-выступления о своём поэтическом течении. Задача -  в одинаковом для всех групп комплекте печатной информ...

Конспект урока с использованием игровой технологии

Здесь представлен конспект урока русского языка  в 5 классе по теме: "О-ё после шипящих"...

План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»

План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий в 6 классе

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий в 6 классе...