Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему
Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.
В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся трамвай".
Цель мастерской - приращение нового знания об особенностях поэтики модернизма на основе анализа лирического текста, выявление различных"уровней текстовой информации"(И.Р.Гальперин) для возможностей целостного восприятия данного стихотворения в контексте творчества Н.С.Гумилёва.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_uchitelya.docx | 14.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя-словесника школы №258 Колпинского района Овчинниковой Светланы Николаевны
по теме: «Использование инновационных технологий в преподавании литературы».
Фрагмент урока
при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»
(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) -
«Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».
Образовательная технология – мастерская построения знаний на основе
поисковой деятельности учащихся при анализе лирического текста.
В центре исследования – стихотворение Н.С.Гумилева «Заблудившийся трамвай».
Цель мастерской – приращение нового знания об особенностях поэтики модернизма на основе анализа лирического текста, выявление различных «уровней текстовой информации» (И.Р.Гальперин) для возможности целостного восприятия данного стихотворения в контексте творчества Н.С.Гумилева.
Часть первая. Слово «мастера».
Учитель знакомит участников мастерской с основными понятиями при анализе текста:
1 уровень – извлечение фактической (линейной ) информации: о ком говорится ,что происходит в тексте произведения?
2 уровень – выявление подтекстовой информации: каково авторское понимание связей между явлениями, словами и т.д.?
3 уровень – формулирование концептуальной информации о произведении:
какова идея , основной смысл, ради чего написано произведение?
Часть вторая.
Начало мастерской. Индуктор.
1.Запишите название стихотворения – «Заблудившийся трамвай».
Напишите свои ассоциации и с названным «предметом», и с авторским «эпитетом» к нему.
2. «Социализация». Прочитайте (по группам) , какие аллюзии у вас возникли.
3.Актуализация поиска: «Можно ли дать однозначный ответ при обращении только к названию текста?» Попытаемся разгадать загадку образа через исследование поэтического текста с необычным заглавием.
Поисковая часть. Этапные задания.
1.Извлеките из стихотворения фактическую информацию , запишите, распределяя по каждой из 15-ти строф стихотворения: «Как герой совершает путешествие? Где он побывал? Кого видел в начале и в конце пути? Какие чувства испытал?»
2.Выявите образы, описания, элементы сюжета, которые несут не прямой, а скрытый в подтексте, образный, символический характер (например: «вороний грай», «бездна времен», «Индия Духа», «палач»,образы «Машеньки», «Императрицы», «всадника», «нашей свободы» и т.д.)
3.Дайте свою интерпретацию этих символов, исходя из контекста .
4. «Предъявление» результатов (по группам).
5.Сопоставление результатов и формулирование общих «промежуточных»
выводов по осмыслению стихотворения.
Заключительный этап. Выводы по концепции произведения. Рефлексия.
1.Каким вам представляется смысл стихотворения в целом?
К каким «открытиям» в себе пришел герой? (Познание самого себя и обретение духовной свободы через образ Машеньки - России).
Как отразились в данном произведении особенности поэтики модернизма?
2.Напишите, что нового вы узнали о творчестве Н.Гумилева, поэтике текста?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование инновационных технологий в преподавании русского языка"
В докладе подробно рассказывается об инновационных педагогических технологиях, о том ,какую роль они играют в современном образовательном процессе. Приведены фрагменты конспекта урока с ис...
«Использование инновационных технологий в преподавании иностранного языка»
выступление на РМО учителей иностранного языка...
Использование инновационных технологий в преподавании математики
Инновационные технологии-алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата, альтернативные технологии, связа...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Использование инновационных технологий в преподавании Географии
В наше время цели общего среднего образования переживают трансформацию. Разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а чер...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Данная статья раскрывает особенности использования инновационных педагогических и информационных технологий в системе преподавания курса основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учрежден...