урок русской литературы
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Тема урока "Пьеса-притча А.М. Володина "Две стрелы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pritcha_urok.docx | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Тема урока – Пьеса - притча А.М.Володина «Две стрелы»
Цели урока:
- Образовательная - Вспомнить полученные ранее знания о жанре притча. Дать понятие о литературной притче. Познакомить с творчеством Володина, с пьесой-притчей «Две стрелы».
- Развивающая – Развивать навыки работы с текстом; развивать устную речь – составление связного ответа, инсценировка эпизодов литературного произведения, письменную речь – написание притчи.
- Воспитательная - Помочь учащимся глубже проникнуть в авторскую философию жизни, донести смысл вечных ценностей, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: слово учителя, языковой разбор, объяснительно-иллюстративный метод, работа со словарями.
Оборудование: текст притчи «Две стрелы», Словарь русского языка в четырёх томах (Т.3, М.,1984, с.452), Словарь языка Пушкина(т.3, с.782), Словарь библейского богословия, Литературоведческий словарь, мультимедийный проектор, портрет А.М. Володина
План урока
- Оргмомент (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка к готовности к уроку, ознакомления с основными задачами занятия)
- Актуализация знаний, умений, навыков учащихся
- языковой разбор (на слайде изречение из Евангелия от Матфея)
- опрос учащихся (как вы понимаете это выражение? какие притчи знаете вы?)
- выведение общего понятия жанра притча
- работа с притчей о человеке, построившем дом; анализ притчи
- Формирование нового понятия и новых способов действия – Литературная притча
1.Воспроизведение нового материала - постановка учебной задачи.
- Знакомство с понятием литературная притча
- Беседа с учащимися – в чём разница между библейской притчей и литературной
- Знакомство с биографией и творчеством Александра Володина
- Формирование, применение умений и навыков
1. Беседа с учащимися – разбор пьесы – притчи «Две стрелы»
2. Воспроизведение - ответы учащихся на обобщающие вопросы учителя.
- Подведение итогов.
Выставление оценок. Задание на дом. Инструктаж учащихся.
I.Оргмомент Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности учащихся к работе на уроке. Ознакомление учащихся с целями предстоящей работы -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вспомним жанр притча и поговорим о таком понятии, как литературная притча. Рассмотрим литературную притчу на примере произведения Володина «Две стрелы». Готовы внимательно слушать? От вас требуется внимание и активное участие. | Учитель показывает с помощью мультимедийного проектора тему урока – 1 слайд |
II.Актуализация знаний, умений и навыков учащихся. 1. Проверка ранее полученных знаний -Ребята, посмотрите на слайд. - Как вы понимаете это выражение? Как вы думаете, почему Иисус говорил притчами? - А вот почему: Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. Так и сам говорил ученикам: “Пойдём в ближние селения и города, чтобы мне и там проповедовать, ибо Я для того пришёл”. И, странствуя по городам, селениям, не мудрёными речами учил он людей, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека. - Ребята, а какие притчи знаете вы? - С давних времён на Руси полюбили притчи, толковали библейские и сочиняли свои. Правда, порой путали их с баснями. И уже в XVIII веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал “Притчи”. Притчи и правда похожи на басни. Однако басня отличается от притчи. Как же трактуется понятие “притча”? О каком жанре идёт речь: о жанре философской, нравоучительной, религиозной или художественной литературы? Вот как трактуется это понятие лингвистами, богословами, литературоведами. - На ваших партах лежат карточки с обоснование жанра притчи из разных источников. Давайте вместе разберем. Словарь русского языка в четырёх томах (Т.3, М.,1984, с.452) Притча, - и, ж. 1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня. 2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве Словарь языка Пушкина(т.3, с.782) Притча 1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня 2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь. Словарь библейского богословия Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении Литературоведческий словарь Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий к басне. - В чём сходны определения притчи в разных словарях? Все вышеназванные источники сходятся в одном, что “притча – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. В притче как бы соединились два плана: видимый и невидимый. Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха”. 2.Беседа с учащимися, анализ примеров. -Мы с вами вспомнили, что такое притча. Давайте разберём одну притчу: Притча о человеке, построившем дом. Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире. Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире. К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг… Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить. - Ребята, ответьте на вопрос: Как вы думаете, что произойдет дальше? Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она пробудила у вас? Анализ притчи 1. Символы и значения, используемые в притче: Дом – семья, жизнь, опора, защита… Камни правила, законы… Пламя – войны, беды, несчастья… 2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным… 3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире… - На сколько частей можно разделить данную притчу? - Теперь поделимся на 3 группы и каждой группе я задам разные задания 1 группа: Составить вопросы к первой части повествования. 2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился». 3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования. 4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке? Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает? (Ступенька – и человек на вершине, показать (зарисовать) иллюстрацию на доске). Вопросы учащимся: Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился». Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу? (Ступенька ниже) Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди? Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе? Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком? Какие чувства он у вас вызывает? (Ступенька ниже) Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан? (Демонстрация рисунков 4 группы учащихся) Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек? Беседа Охарактеризуйте качества человека? («равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?) Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает? Что такое ДОМ в жизни каждого человека? Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом? (Ступенька последняя – вниз) | 2 слайд На слайде изречение из Евангелия от Матфея: …Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им. Ответы учеников. Рассказ учителя Опрос учащихся Словарная работа На партах у учащихся заранее подготовленная справка. Ученики совместно с учителем разбирают её. 3 слайд – определение притч Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях. 4 слайд Выведение общего понятия на мультимедийном проекторе Чтение притчи учителем 5 слайд Символы и значения, используемые в притче Ценности Основная мысль 6 слайд – задание к группам Работа в группах. Каждой группе даётся отдельное задание Работа по тексту. Опрос учащихся Зарисовка схемы на доске |
III. Формирование нового понятия и новых способов действия 1.Воспроизведение нового материала - постановка учебной задачи. - Итак, мы с вами вспомнили, что такое притча. Слышали вы о таком понятии, как литературная притча. - Литературная притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Следует заметить, что философская и религиозная притчи могут быть отмечены самой высокой степенью художественности, однако художественное в этих случаях не цель, а средство. Поэтому точнее говорить о притчевом начале в литературном произведении. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность, - могут проявляться в большей или меньшей степени. Если они проявляются достаточно полно, то перед нами притча, если же они ослаблены и притчей в точном смысле произведение назвать трудно, то можно говорить о том, что в нём проявляется притчевое начало. И в зарубежной и русской литературе есть произведения, в которых есть притчевое начало. На первый взгляд, эти тексты далеки друг от друга и по времени создания, и по тематике, и по системе персонажей. Что может быть общего между притчей, возвращающей нас в далекие времена и пьесой А.Володина, творившего в XX веке? В ХХ в. притча из канонического жанра становится скорее типом художественного сознания, способом осмысления художественной действительности и в контексте общечеловеческой культурной традиции. С этим связано тяготение ее к символу, многозначному иносказанию. В своевременной модификации жанра своеобразно сочетаются «чувственная природа образа и осознанная сила идей». Пьеса-притча построена на особом типе отстранения материала, когда в основе сюжета лежит общеизвестная мысль, вдобавок испошленная, некая истина морального характера, на которую уже давно никто внимания не обращает. Интрига предельно обострена, сгущена, но довольно быстро исчерпывается сюжетом, в центре внимания неизбежно остается внутренний конфликт героя (или героев) с самим собой, связанный с утверждением некой, проверяемой пьесой истины. В пьесе-притче в основе параболы лежит некая парадоксальная (а иногда и абсурдная ситуация), это заложено уже в канонической евангельской притче, в ее бинарной конструкции, когда толкование притчи по отношению к ее фабульной части может изменять (иногда на прямо противоположное) свое значение в зависимости от культурного контекста. Библейские сюжеты помогают глубже проникнуть в идейную суть произведения, постичь авторский замысел. А вам, ребята, я предлагаю на время нашего урока стать исследователями и попытаться сообща найти ответы на поставленные вопросы: • Как притчи помогают понять содержание литературных произведений? • Можно ли пьесу А. Володина назвать притчей? | Знакомство с понятием литературная притча 7 слайд о литературной притче |
- Обсудим это на конкретном примере. Вы должны были прочитать притчу Александра Володина «Две стрелы». - Но для начала поговорим о драматурге Володине. Вам знакомо его имя? - Ребята, Александр Моисеевич Володин – один из современных драматургов. Он творил во 2 –ой половине XX века. Вот его портрет вы видите на экране. А подробнее о нём нам расскажет один из учеников вашего класса. Он заранее подготовил о нём сообщение. Давайте послушаем его. Ученик читает сообщение: Русский советский драматург, поэт, прозаик, сценарист Александр Моисеевич Володин (настоящая фамилия - Лифшиц) родился 10 февраля 1919 года в Минске. Рано оставшись сиротой, он с детских лет воспитывался у дяди - московского врача. Окончив школу, Володин поступил в 1936 в Московский авиационный институт (из-за возможности переселиться в общежитие), но через полгода ушел. Работал разнорабочим, поучившись на краткосрочных курсах в Серпухове, некоторое время учительствовал в деревне. Срочная служба в армии завершилась участием в Великой Отечественной войне. В 1949 году тридцатилетний Александр Володин окончил ВГИК и уехал в Ленинград, где работал редактором на киностудиях "Ленфильм" и "Леннаучфильм". Первая же пьеса Володина - "Фабричная девчонка" (1956) шла в театрах Москвы, Ленинграда, в других городах нашей страны и за рубежом и пользовалась большим успехом. В конце 1960-х годов в драматургии Володина возникает новый жанр - пьеса-притча. К этому жанру относят пьесы: "Дульсинея Тобосская" (1969; пост. 1971), "Кастручча" (1968, пост. 1988), "Мать Иисуса" (1970, пост. 1988), а также трилогию о первобытных людях "Две стрелы" (1967; пост. 1980), "Выхухоль", "Ящерица" (1969; пост. 1982). Драматург Александр Володин сконч ался в петербургской больнице ночью 17 декабря 2001 года, на 83-м году жизни. Его похоронили на Комаровском кладбище под Петербургом.
- Вот краткая биография писателя. А остановимся мы на том, что драматург в конце 60 –х годов XX века пишет пьесы-притчи. И одну из них вы должны были прочитать к сегодняшнему уроку. Это притча о первобытных людях «Две стрелы». Как вы представляете первобытных людей? А вам понравилась это притча? Какие моменты особенно понравились? - Определите действующих лиц притчи. О чём в ней говорится? (Действующие лица – первобытные люди. Притча о том, как пошёл разлад в их Роде) - Какие символы использовал автор в этой истории? (Род – родители, родина, родной; стрела – охота, образ жизни, войны; совет – обсуждения; кровная месть – образ жизни….) - О каких ценностях нам хотел сказать автор? Ценности (общечеловеческие): справедливость, мирная жизнь без убийств, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему). - А какова основная мысль притчи? ( Основная мысль – все споры, раздоры можно решить мирным путём, без убийств). - Вспомните имена героев? У кого они есть, у кого нет? Что говорят нам их имена? ( Ушастый – «…Он совсем ещё молод и действительно несколько лопоух; Человек Боя – прирождённый воин; Красноречивый – всё время произносил речь, придумывал новые интересные слова). У Главы Рода, у вдовы нет имён, а только общее понятие. С чем это связано? (Они носят общую характеристику. Мы представляем, каким должен быть Глава, и какая должна быть вдова) - Что из себя представляет совет? (судебный процесс). Из-за чего произошла трещина Рода, что привело к «судебному процессу»? (смерть Длинного). - Давайте найдём по тексту, как описывает автор похоронный обряд первобытных людей. Люди держали тело Длинного высоко на кабаньей шкуре. Они напутствовали его прощальным словом. Глава сказал печально: Ничего, Длинный, там, куда ты идешь, будет еще сочнее трава, будут еще красивее деревья, будет еще теплее озеро... И люди подтвердили: - Ничего, Длинный, ты будешь там счастливый человек, там тебе будет еще лучше, чем здесь... Красноречивый произнес красноречиво: Учитель мой! Ты и там будешь красноречивее всех. И каждое твое слово будет к месту. И сам ты будешь радоваться, слушая себя... Люди подтвердили: - Ты и там будешь умнее всех. Все будут удивляться твоему уму. Ходок воскликнул вдохновенно: Тебя и там будут любить женщины, и все они будут о тебе заботиться. Чтобы тебе было сладко с последней из всех, как с первой из всех! - Хороших тебе женщин, Длинный! - Красивых женщин, лучше нас! - пожелали женщины. Человек Боя проговорил мужественно: Если же ты там встретишь кого-либо из племени Скорпионов, ты сразишь его одним ударом. Другого пускай не потребуется. Люди все же внесли поправку: - Но врагов у тебя там не будет, Длинный! Только друзья у тебя будут. Только друзья. Длинного положили в углубление, вырытое у самого озера, в такой позе, как если бы он спал на боку. Это был тощий, немолодой уже человек. Рядом с ним положили копье и кусок мяса на первое время, пока он не освоится в Стране Предков. Юноши колотили в барабаны, дули в свистульки из птичьих когтей. Мужчины в наголовниках представляли предков, которые пришли встретить Длинного и забрать с собой. Женщины плакали. Более других стенала его вдова. - Какой ещё обряд можно встретить в тексте? (танец войны). Найдите его по тексту: И начали танец войны. Они взлетали, прогибались, словно застигнутые невидимой стрелой, падали замертво и снова поднимались, чтобы ринуться на врага. Под гром барабанов и трещоток воины свершали бесноватый танец. - Коли его в голову! - зарокотал Человек Боя. - Коли его в печень! Коли его в сердце! И запрыгал на согнутых ногах. И издал показательный вопль, и все разом его повторили. Тогда он простер перед собой руки и остановил танец. - В тексте есть ещё заклинание. Найдите его. (заклинание Черепашки) - Что выясняется по ходу судебного процесса? Можно ли говорить то, о чём думаешь? При каких обстоятельствах это выясняется? «Женщины, вас я хочу спросить. Не обращались ли вы к Длинному с какой-нибудь просьбой? - Да, мы обращались к Длинному, - сказала женщина, что была посмелей. - С какой же просьбой? - Мы ему сказали: "А ты все молчишь, Длинный. Все видишь, а молчишь", сказала другая. - Что он на это ответил? Необходимо ль твердым быть? Необходимо ль честным слыть? И надо ль голову сложить, неправоту разоблачая? Не знаю. И надо ли, меня прости, другим прокладывать пути, чтоб легче было им идти, когда в душе дыра сквозная? Не знаю. - В размышлениях Длинного слышится подчёркнутая смысловая перекличка со знаменитым монологом Гамлета «Быть иль не быть…» - Что этим хотел сказать Длинный. Актуальны ли его слова на сегодняшний день? - Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. - Вспомните конец притчи. Почему уходит Глава? Какие слова он произносит? …Не я поведу вас этой дорогой. Вы уже пошли по ней. Я давно уже стою в пыли, поднятой вашими ногами. - А кого ещё убивают? ( Ушастого, Долгоносика). - В чём смысл названия притчи? Почему стреляют в спину и двумя стрелами? Как вы можете это объяснить? - Что произносит Человек Боя после убийства Долгоносика? Кто там стрелял? Связать и наказать! Неужто недостаточно убийств? Неужто не настало время мира, покоя и порядка в нашем роде? Черепашка Нет, не настало! И не будет больше! - На слайде пословицы, выберите те, которые подходят к притче «Две стрелы»: Жизнь дана на добрые дела Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда «Человек уходит, а дела остаются; стало быть, и человек в конце концов остается» А.Исаакян «Всякий, кто был полезен другому, принёс пользу самому себе» Сенека. - Обоснуйте свой ответ - А какие пословицы можете привести вы, которые подошли бы к притче. - Как бы вы могли продолжить эту притчу? | Знакомство с драматургом Володиным 8 слайд портрет писателя, скульптура на котором он изображён Сообщение ученика о биографии писателя и его творчестве. 9 слайд с названиями произведений Володина 10 слайд – название притчи «Две стрелы» Работа с притчей А.Володина 11 слайд с изображением первобытных людей. 12 слайд – изображение похоронного обряда первобытных людей. Выразительное чтение учеником эпизода погребения 13 слайд – танец войны Чтение наизусть слов Длинного заранее подготовленным учеником 14 слайд - пословицы |
V. Подведение итогов и выставление оценок. - Что вы можете сказать о притче? Что такое литературная притча? - Понравилась ли вам пьеса – притча А.Володина «Две стрелы»? Смогли мы найти мораль притчи? Какую мораль можете извлечь? | Выставление оценок |
VI. Домашнее задание: по желанию прочитать любую притчу Володина. Написать свою притчу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
Уроки русской литературы в 5 , 11 классах
Урок в 5 классе - " Тема зимы в звуках и красках в творчестве А.С.Пушкина"Урок в 11 классе - " Храни меня, мой талисман" А.С.Пушкин....
Урок русской литературы "Война глазами поэтов" в 7 классе
Тема урока: «Война глазами поэтов» Тип урока: урок-композиция с элементами исследования. Цели урока: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков работы н...
Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""
Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...
Урок русской литературы в 5 кассе в школе с неродным русским языком обучения.
Урок русской литературы в 5 классе в школе с неродным русским языком обучения по УМК М.В.Черкезовой...
Анализ текста на уроках русской литературы как средство развития учащихся среднего звена (подготовка к ОГЭ по русскому языку, ч.3, 15.3.)
Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в ...
Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сказки»Задачи: 1. Активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.2. Разв...