Уроки русской литературы в 5 , 11 классах
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Урок в 5 классе - " Тема зимы в звуках и красках в творчестве А.С.Пушкина"
Урок в 11 классе - " Храни меня, мой талисман" А.С.Пушкин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkoy_literatury_v_5_klasse.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русской литературы в 5 классе
Тема урока: «Тема зимы в звуках и красках в лирике А.С.Пушкина»
Цели урока: Расширить представления учащихся о лирике Пушкина, помочь понять чувства автора, описывающего красоту зимы;
Развитие критического мышления через чтение стихотворений «Зимний вечер», « Вот север, тучи нагоняя...»
Воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к прекрасному.
Оснащение: портрет А.С.Пушкина, репродукции картин «Зима»...
Оргмомент: Добрый день, дорогие ребята! Вы уже знаете сказки поэта, учили его стихи . На этом уроке прочитав отрывок из романа «Евгений Онегин», вы еще раз убедитесь, как великий поэт любил природу...
Проверка домашнего задания: На кого похожа зима?/ Творческий вопрос/
- Чародейка ворожея, седая старушка...
- Фея
- Волшебница
- Девица
- Снежная королева
- Красавица
Слово учителя: Стихотворения, в которых изображаются картины природы, мы относим к жанру пейзажной лирики.
Что такое пейзаж?- Природа...
Природа для поэзии - зеркало, в котором она яснее видит свой облик-свое лицо.
Природа не только тема поэзии, но и ее идеал – пример истинной красоты, гармонии, целесообразности.
Зима не усыпляет человека, а зовет к действию, бодрит.
Какие стихи Пушкина вы изучили?
-« Зимний вечер»
-«Зимнее утро».
Прослушивание стихотворения: Ребята, Пушкин однажды написал замечательное произведение, роман в стихах- «Евгений Онегин». Но это произведение вы будете изучать в старших классах. Сегодня мы прочитаем только отрывок из этого произведения. Будьте внимательны к словам, данный отрывок непростой, волшебный, магический!
Чтение учителем отрывка.
Олицетворение - одушевление предметов в художественной литературе , т.е наделение их свойствами живых существ.
Чтение учащимися отрывка по цепочке.
Вопросы и задания:
- Как вы думаете ребята, о чем это стихотворение?
( О волшебнице зиме).
- Найдите в отрывке олицетворения?
- Зачем поэт использовал этот прием?
- Почему зиму поэт назвал волшебницей?
Физминутка.
Работа со словом зима.
волшебная
снежнаясеверная
жемчужная
Какая?? На что??
Величественная
Звучит мелодия. Звуки зимы. ( Дохнул, завыл).
- Ветер
- Вьюга
- Метель
- Буран
- Буря
I . Работа над словом.
Ворожея- колдунья ,волшебница, чаровница.
Составление синквейна.
Зима
Холодная, красивая.
Пришла, рассыпалась, блестит.
Картина «Чудной красоты».
Чародейка.
Работа над словами:
Рассыпалась-раскатилась по поверхности;
Клоками - (клок, клочья) кусок чего- нибудь;
Суках - крупный боковой отросток от ствола дерева;
Брега - край земли около воды;
Пухлой - округлый, мягкий, вздутый;
Пеленою - покров сплошной то, что закрывает;
Изморось – кристаллики льда, которые оседают на ветках деревьев.
Иней – тонкая ледяная пленка покрывающая траву, камни.
II. Образное воображение.
Постарайтесь представить «проказы матушки зимы».
Какие картины вы видите в вашем воображении?
Опишите их, используя образные выражения пушкинского текста.
Пример: Наступила волшебница зима. Она повисла на суках деревьев, дубов.
Покрыла леса, поля, холмы. Превратила реку в лед. И она стала неподвижной.
Стало холодно, морозно. Но мы все рады проделкам (проказам) матушки зимы.
III. Обобщение темы:
- Какое стихотворение мы прочитали?
/ «Евгений Онегин» (отрывок) А. С. Пушкина/
- О чём это стихотворение? /о волшебнице зиме/
- Какие краски использовали поэты и художники? (пример)
- Природа – это идеал истинной красоты, гармонии в мире.
Зима - не усыпляет человека, а бодрит, зовёт к действию.
Физминутка. Мороз дохнул ...
Ветер завыл ...
Конкурс поделок оригами « Снежинки»
Вывод. Итог урока.
Выставление оценок.
Д.З: Выучить наизусть отрывок. Нарисовать зимнюю природу или узоры на моем стекле.
Тема урока: Храни меня, мой талисман... Лирика любви Александра Пушкина /урок – встреча/
Цели:
1. Обобщение систематизация изученного по лирике А.Пушкина;
2. Научить ребят выразительному чтению стихотворений о любви;
3. Организовать ещё одну встречу с шедевром любовной лирики со стихотворением «Талисман»;
4. Дать понятие учащимся, что есть на земле такое прекрасное чувство, как любовь.
Оснащение: репродукции, портрет поэта, адресаты – женщины поэта, выставка книг, эпиграф к уроку, ОСК о любви, мрз запись песни Ю. Антонова, свечи, желтые листья .
Организационный момент. Дорогие ребята, доброе утро! Сегодня мы вновь встретимся с лирикой Пушкина. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? / «Цель к цели»/.
Почему здесь сердечко? Конечно, любовь! О любви...
I Блиц – викторина « О жизни Пушкина» «Я вас любил...» /чтение учителем стихотворения/
Итак, мы на этом уроке узнаем ещё об одной любовной тайне поэта.
Любовь! Любовь! Любовь! Скажите , что же обозначает это слово ? ( прослушивание мнений учащихся) ...Вы все когда – нибудь встретитесь с настоящей любовью, как неоднократно встречался А. Пушкин.
II Работа с эпиграфом Словарная работа
Колорит – особенность
Лелеющая – эргеледип, тааладыр
Гуманность – человечность
Поэзия и любовь – это две основные стихии великого поэта. И среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен А. Пушкин, был один, особый талант – талант любви. Эти стихи поэт посвятил женщинам, прекрасным дамам, которыми он, как « все поэты – любви мечтательной друзья», увлекался. Да, Пушкин есть великий поэт!
- Ребята, какие стихи о любви мы изучили? Расскажите о них. Не забыли ли вы о них?
- Чем они вас затронули?
Чтение наизусть стихотворений. /По желанию учащихся/. Мини – выступление «Прекрасные женщины поэта».
/ о Воронцовой, о Керн, о Голицыной/
Чтение учителем стихотворения «Талисман»
Учитель. Это замечательное стихотворение было написано в 1827г., ночью. Женщины занимали особое место в разнообразной, богатой, деятельной жизни А. Пушкина. Когда в его крови горела страсть, огонь перекидывался в его творчество. В глубине его стремительного, гибкого, сильного тела любовь и творчество переплетались, сливались, били из одного родника.
Работа по опорной схеме.
Ритм жизни Ритм песни
? Любовь ?
Благодаря чему ритм жизни превращается в ритм песни?
Описание перстня.
Это было золотое кольцо с резным, восьмиугольным сердоликом, на котором была вырезана надпись /восточная/ « арабская кабалистика» считал Пушкин. А на самом деле надпись арабская «Симха , сын почтенного раба Иосифа, да будет благословенна его память»
Дан любовью
Горечь прощальных поцелуев
ТАЛИСМАН сладость
Память
Творческое задание. Определить, каким стихотворным размером написано стихотворение.
Работа над словом: сердоликом- сердолик-полудрагоценный камень красного или оранжевого цвета, разновидность халцедона.
« Сожженное письмо» / прослушивание записи/.
Рассказ учителя: Переписка длилась недолго... ( воспоминание сестры Пушкина). Уезжая из Одессы, Пушкин навсегда расстался со своей волшебницей. Но ее вкрадчивый, нежный образ не покидал его , медленно исчезал из памяти. « Только благодаря вам, я узнал, что есть в любви что- то наиболее нежное», писал он. Спустя некоторое время он встретил свою Натали.
Как вы думаете о чем это стихотворение?
Плещет- плескаться
Блещет - блеск
Гарем- дом богатого мусульманина
Мусульман - восточный мужчина
Талисман - чолдуг эдилел.
Работа над текстом -------- берег...?
--------- моря...?
--------- гармония...?
Постановка проблемных вопросов.
К сожалению, мы не узнали ни по письмам княгини Воронцовой о том, как расставался Пушкин с ней. Но в своем стихотворении поэт запечатлел прекрасную сказку о любви , заколдованную в волшебное кольцо. Знакомые, друзья посмеивались над суеверностью Пушкина. Но с кольцом Пушкин никогда не расставался...
Судьба перстня / Работа над схемой/.
Пушкин--- поэту Жуковскому--- сыну Павлу--- И.С.Тургеневу---Полине Виардо---в музей Александровского лицея ( до 1917г).
В дни революции музей был разгромлен и перстень пропал...
Вам жалко? Ведь он был талисманом поэта . Наверное , он произносил : « Храни меня , мой талисман».
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
( Под мелодию ) Воронцова околдовала душу поэта, очаровала его...
Прослушивание мнений ребят.
« Смог ли Пушкин сохранить талисман?»
« Какой вы представляете княгиню Элизу ?».
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Д.З: нарисовать свой талисман.
Выучить стихотворение; эссе « Храни меня , мой талисман.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...
Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"
Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...
Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...
Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.
Русская литература 10 класс.II – полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....
Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.
Русская литература 11 класс.II полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....
Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.
Русская литература 10 класс.I полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....