Урок русской литературы в 5 кассе в школе с неродным русским языком обучения.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок русской литературы в 5 классе в школе с неродным русским языком обучения по УМК М.В.Черкезовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russ.lit_v_5_kl.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саратанская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Кони, мои кони…(образ коня в алтайском и русском исскустве)
Урок русской литературы в 5 классе после изучения сказок П.Ершова «Конек-Горбунок» и «Оскус-Уул» (алтайский эпос)
(Использование национально-регионального компонента на уроках русской литературы)
Белешева Н.В., учитель русского языка
и литературы.
Саратан, 2009г.
Тема: Кони, мои кони…
Цели: сформировать знания об образе коня в алтайской и русской литературе, живописи, расширить знания обучающихся новыми сведениями о коне, повторить художественные приемы;
Развивать устную и письменную речь, воображение;
Путем интеграции алтайской и русской культуры способствовать всестороннему развитию личности обучающихся;
Воспитывать любовь к животным, патриотизм.
Форма урока: французская педмастерская
Оборудование: различные картинки с изображениями лошадей (по мастям) для словарной работы, надписи мастей, карточки, эпиграф, написанный на доске «Кумуш уйген суксын деп,Кудай мени алкаган. Кижиге нокор болзын деп, Тенериден jерге аткарган», репродукции картин В.М.Васнецова «Богатыри», И.И.Ортонулова «Шоорчы», аудиозапись игры на топшуре.
Использованная литература:
Алтай калыктын оос чумелгезин ле чум-jанындарын школдо уренери.-Г-А, 2001.
Древние курганы Алтая. Ак-Чечек, Г-А, 1998.
Ж. Солоны, №2 1993
Ж. Солоны, №3 1986.
Ход урока:
- Вступление (на фоне игры на топшууре читается отрывок из стихотворения Б.Укачина «Ат jылдын айдынганы»)
Туйгактарым jанылып,
Таштарга, тошторго от чагат,
Шуурган jалым jайылып,
Шунуп келдим jылдык ат.
Кумуш уйген суксын деп,
Кудай мени алкаган.
Кижиге нокор болзын деп,
Тенериден jерге аткарган.
- Дорогие ребята, сегодня наш урок посвящен удивительному животному, верному другу, спутнику человека – коню.
Поэтому тема нашего урока звучит «Кони, мои кони…»эпиграфом взяты слова из стихотворения алтайского поэта Б.Укачина.
Мы с вами на уроке увидим красоту, величие коней. Рассмотрит, как в алтайском и русском искусстве художники, писатели изображают в своих творениях коней.
(РАЗРЫВ)
-Кони, кони…Какие ассоциации возникают при этих словах? Запишите на листочках (1 мин.)
Социализация.
Этимологическая справка
Слово конь имеет синоним лошадь. Слово «лошадь» от тюркского «алаша ат», что означает вьючное животное.
С древних времен лошадь является помощником человека. У алтайцев есть пословица о коне «Туште болзо – канадым, Тунде болзо- нокорим». В мирное время и страшные войны конь всегда рядом с человеком. Лошадь очень чуткое животное, что даже ночью может найти дорогу домой и привезти заблудившегося хозяина.
Наши предки алтайцы с древности приучили лошадей и ездили на них. Алтайцы почитают коня. О трепетной любви и привязанности к коню древних алтайцев свидетельствуют раскопки древних курганов.
В Пазырыкском кургане вместе с телом богатыря найдены останки коня. (ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ИЗ КНИГИ «ДРЕВНИЕ КУРГАНЫ АЛТАЯ»)
- Человек преобразовал природу лошадей. Возникло многообразие конских пород от могучих тяжеловесов до маленьких пони, от легких, пылких скакунов до неказистых лошадок. Насчитывается около 250 пород лошадей. Окраска лошадей зависит не только от местности, в которой она родилась, но и от возраста.
Словарная работа (сопровождается показом картин)
Масть (окраска)- малдын jузуни, они
Вороная- кап-кара
Серая, белая- ак-боро
Гнедая- кер (бойы курен, куйругы, jалы кара)
Рыжая – jеерен
Пегая- ала
Чубарая- чоокыр
Буланая- кула (бойы сары, куйругы, jалы кара)
- Много мастей у лошади, но людям хочется ещё большего разнообразия. Например, в стране Танзания вывели породу удивительного цвета светло-розовую с тремя рядами ромбиков вдоль спины, а глаза - зеленые. (Заранее дано индивидуальное задание хорошо рисующему ученику нарисовать эту породу, как он её представляет)
Работа с карточкой №1.
- Записать как можно больше глаголов, обозначающих действие коня.
- Записать прилагательные характеризующие коня.
Социализация.
- Всемогущие кони живут в мифах, сказках, былинах всех народов. Они могут творить чудеса. В алтайских сказаниях значение коня очень велико. Богатыри и их кони это единое целое. Во многих русских и алтайских сказках мы можем встретить, как конь выручает своего хозяина, помогает ему в трудную минуту.
Работа с карточкой №2.
- В сказке П.Ершова «Конек-Горшок» найти описание кобылицы, двух коней. Какие эпитеты использовал автор для описания коней?
- В алтайской сказке «Оскус-Уул» найти отрывок о коне, на котором Оскус Уул поехал к Эрлику. Какой прием использован при показе коня?
Социализация.
- Обратимся к живописи. В нашей картинной галерее репродукции картин знаменитого русского художника В.М.Васнецова и нашего современника, земляка И.И.Ортонулова. (СООБЩЕНИЯ О ХУДОЖНИКАХ МОГУТ СДЕЛАТЬ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВИВШИЕСЯ ОБУЧАЮЩИЕСЯ)
Работа с карточкой №3.
На выбор описать коня по одной из картин художников.
Социализация.
- В нашей галерее также представлен герб Улаганского района. В центре герба изображен крылатый конь- аргымак, который символизирует верность, честность, достаток. А также наш район знаменит своими аргымаками. Герб создан по эскизу И.И.Ортонулова и Ю.Н.Тондоева.
- Теперь послушаем стихотворение С.С.Суразакова «Мал ыйлаганы» (читает заранее подготовившийся ученик)
-Напишите небольшое сочинение на тему «Кони, мои кони…» или сочините синквейн «Конь»
Социализация.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе в 6 классе (авторы учебника М.Г. Ахметзянова, Т.В.Воронцова, Т.О.Скиргайло) для школ с родным -татарским языком обучения.
программа рассчитана для школ с родным татарским языком обучения,...
К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе
В статье автор рассматривает некоторые принципы технологии развивающего обучения: касается проблемного обучения, метода дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, развития различных видов ...
Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения. Модуль "Имя существительное".
В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным ...
Использование проблемного метода обучения на уроках литературы (на примере урока по теме: Евгений Базаров - образ "нового человека" в русской литературе второй половины XIX века).
Разработка урока литературы в 10 классе....
Обучение письменной творческой речи на уроках испанской литературы в 11 классах школ с углубленным изучением испанского языка.
Важнейшей задачей обучения творческому письму мы видим в том, чтобы создать такие условия, при которых учащиеся смогут максимально раскрыть свой когнитивный и лингвистический потенциал. Чтобы помочь и...
Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс
Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....
авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"
Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...