Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сказки»
Задачи: 1. Активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.
2. Развивать умение работать в команде, способствовать проявлению инициативы каждого ученика.
3. Воспитывать познавательный интерес к сказкам, сознательное отношение к использованию языковых средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_skazka.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…»
(Урок русской литературы, 5 класс)
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сказки»
Задачи: 1. Активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.
2. Развивать умение работать в команде, способствовать проявлению инициативы каждого ученика.
3. Воспитывать познавательный интерес к сказкам, сознательное отношение к использованию языковых средств.
Ход мероприятия:
Ведущий: Ребята, вы любите сказки? А почему вы любите их?
Ожидаемые ответы ребят: потому что они разные, интересные, потому что хороших людей и героев в них больше, чем плохих, злых, потому, что в сказках добро побеждает зло.
Ведущий: Значит, сказки добрые.
Со сказками все дружат и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет.
Сказки, сказки - ярмарка чудес.
Мир волшебный, разноцветный лес.
Крылья сказок тихо-тихо шелестят,
Значит, в гости к нам они летят.
Добрыми должны быть и читатели сказок. А сегодня мы с вами поиграем в сказки, побываем во многих из них. Посмотрим, кто из вас больше знает сказок. Класс делится на 2 команды.
1 конкурс: Придумать название команды и представиться, из какой сказочной страны вы приехали. (Например: команда «Винни-Пух» прибыла из звериного царства, воздушного государства).
На выполнение задания - 1 минута
После того, как команды представились
2 конкурс «Знаете ли вы?»
По сути, данная игра является литературной викториной. Учащиеся отвечают на вопросы не по очереди, а кто выше всех поднимет руку.
1.У кого смерть на конце иглы? (У Кощея Бессмертного)
2. В кого превратился Гадкий утенок? (В лебедя)
3. Летательный аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет? (Ступа)
4. Кого называют мальчиком-луковкой? (Чиполлино)
5. Что из себя представляет жилище Бабы-Яги? (Избушка)
6. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
7. Из какой травы для лебедей- братьев вязали свитера? (Из крапивы)
8. Имя мальчика, который стал козленочком? (Иванушка)
9. В какой сказке зимой собирали цветы? («Двенадцать месяцев»)
10. Необычный вид транспорта, на котором герой русской народной сказки попал к царю во дворец? (Печка Емели)
11. Что мешало спать принцессе? (Горошина)
12. Назовите девочку из цветка. (Дюймовочка)
3 конкурс «Игра «Буква заблудилась»
Учитель «ошибается» в названиях сказок, а учащиеся должны поправить его.
Федорино море - Федорино горе
Маленький цветочек - Аленький цветочек
Кот и киса - Кот и лиса
Золотая рубка - Золотая рыбка
Кепка - Репка
Шар-птица - Жар-птица
Полк и семеро козлят - Волк и семеро козлят
Кособок - Колобок
Маша из топора - Каша из топора 4 конкурс Викторина «Праздники и подарки»
1. В праздники мы подчиняемся традициям. Например, в день рождения принято дарить подарки имениннику. Но вот в одной книжке рассказано о хорошем человеке, который в свой день рождения дарит подарки другим. Кто же завел такую необычайную традицию? (Пеппи Длинныйчулок) 2. Что лучше желать в подарок: «синицу» или «журавля»? Сказки доказывают, что стоит мечтать о высоком, если даже придется пострадать. Подтверждение тому — подарок, из-за которого сначала попала в беду, а потом обрела счастье одна купе¬ческая дочь. Что привез ей из дальних странствий отец? (Аленький цветочек)
3. Сказки нам советуют: если душа просит праздника, а его все нет — праздник надо выдумать! Такое простое решение, как вы помните, предложил неунывающий Карлсон. Он праздновал свой день рождения столько раз, сколько захочется. Давай¬те вспомним, что у Малыша выпросил Карлсон в свой очередной день рождения? (Маленький, но громко стреляющий пистолетик)
4. Кого внесли в дом рождественским подарком, а он стал женихом дочери хозяев дома? Вот вам и подарок! Кто же он? (Щелкунчик)
5. Терять подарки не стоит, но иногда это приносит счастье. Например, в одной сказке потеря половины подарка сыграла счастливую роль в судьбе героини. Вспомнили ее? (Золушка, которая потеряла туфельку.)
6. Праздники хороши не только подарками, но и счастливыми встречами с новыми друзьями. Помните, даже Муравей этаким молодцом себя почувствовал на именинах у Мухи Цокотухи и начал подмигивать... Кому же? (Букашечкам-милашкам)
7. Теперь немного о праздничных пирах. В каждом доме есть для праздника свое коронное блюдо. Какая же еда ушла из дома? (Колобок)
8. А чем потчевала Муха-именинница Бабочку-красавицу? (Вареньем)
Ведущий: Внимание, сюрприз! Вопрос: Это нечто твердое, но его можно сделать мягким; белое, круглое, по сей день без него не обходится ни церковная служба, ни одно семейное торжество. Это нечто, что бывает нужно в темноте, но в праздники (особенно в Новый год, Рождество и день рождения) служит прекрасным украшением. Им пользуются для предсказания судьбы. С ним сравнивают людей, проживших короткую, но яркую жизнь. В сказке С. Я. Маршака поедание этого предмета предлагается как успокоительное средство для капризного мышонка, никак не желающего засыпать. У этого же поэта есть загадка:
Тонкая девчонка,
Белая юбчонка,
Красный нос,
Чем длиннее ночь,
Тем она короче
От горючих слез. Что это? (Свеча)
5 конкурс «Небылицы в лицах»
Ведущий говорит небылицы, а дети хором говорят, может быть такое или нет, и показывают сами движениями, что умеет делать названный герой в действительности. Например: Ребята, за окном зайчики летят на воздушном шарике … Ребята хором: «Нет, зайчики не летают, зайчики скачут и морковку грызут», показывают движениями.
Или - Вчера медведь зарядкой занимался и учил этому всех ребят....
- Ребята, сейчас в коридоре волк всем ребятам конфеты раздавал....
- Ребята, сегодня утром по радио Чебурашка мычал... и т. д.
6 конкурс «Угадай героя, какова мораль сказки?»
1. «Я самый, самый, самый....» ( заяц из сказки «Заяц-Хваста». Нельзя хвастаться)
2. «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел….» (колобок из сказки «Колобок» - без разрешения уходить нельзя)
3. «Козлятушки-ребятушки, отворитесь-ка, отопритесь-ка….» (волк из сказки «Волк и семеро козлят» - воспитание детей, чтобы никому без мамы не открывали)
4. «Я бедная маленькая овечка, я отбилась от стада и очень устала....» (волк из сказки «Волк и семеро козлят» - обманывать детей нельзя)
5. «Битый небитого везет, битый небитого везет….» (лиса из сказки «Лиса и волк» - обманывать и притворяться нельзя).
6. «Петушок-петушок, золотой гребешок....» (лиса из сказки «Лиса и петушок» - обманывать и притворяться нельзя)
7 конкурс «Победи тёмную силу»
А теперь новое приключение! И нешуточ¬ное! Наш праздник — лакомая добыча для всяких темных сил. Но не спешите демонстрировать свои мус¬кулы. В этих поединках потребуется, прежде все¬го, смекалка! Ответить на вопрос — значит, победить тёмные силы.
1. В «Сказке о царе Салтане» из трех девиц одна стала царицей, другая — ткачихой. А кем стала их сестра? (Поварихой)
2. Любимое блюдо Балды (Вареная полба: «.... есть же мне давай вареную полбу» — кашу из особого рода пшеницы)
3. Какие дома на острове князя Гвидона? (Палаты: «Изоб нет — одни палаты)
4. Каких Карабасов вы знаете? (Карабаса Барабаса А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; маркиза Карабаса Ш. Перро «Кот в сапогах»)
5. Украшение, ставшее причиной многих бед в Средиземье (Кольцо)
6. Кто в Стране Чудес возникал и исчезал по частям? (Чеширский кот)
7. Назовите всех бременских музыкантов? (Осел, собака, пес, петух)
8. Кто из трех поросят построил самый проч¬ный домик? (Наф-Наф)
9. Назовите любимое выражение Карлсона («Дело житейское»)
10. Как звали сестру доктора Айболита? (Вар¬вара)
Ведущий: Хорошая работа, сказочная! А теперь угощение! Но не простое, а игровое
Игра со зрителями «Сказочный салат»
На балу принято угощать гостей. А вот не хотите ли, дорогие гости, отведать нашего салата из сказок? Как и в любом салате, в нем много разных составных частей — сказочных историй. Когда все они перемешались, получилась новая сказка. Мы назвали ее «Туфелька». Определите, из каких сказок она составлена. «Жила-была девочка, у которой были такие маленькие, изящные ножки, что она то и дело теряла одну из своих туфелек. Мачеха страшно злилась на девочку и заставляла ее ходить босиком по крапиве. Алые капельки крови выступали на нежных ножках девочки. Горькие обиды девочка бежала выплакивать единственному близкому существу — своей коровушке. Но однажды ночью падающая звезда зацепилась за рог коровы, и та, забыв обо всем, танцуя, умчалась прочь. В отчаянии девочка выпила содержимое первой попавшейся аптечной бутылки, на которой не было наклейки с надписью «яд», и... стала стремительно уменьшаться, пока не стала всего с дюйм ростом.
В это время мачехин гусь, желая избежать участи стать рождественским угощением, решил присоединиться к стае диких гусей. Девочка ухватилась за его хвостик, взобравшись на спину, и вот она уже высоко в воздухе. Как хороша земля с высоты, как необычна! Девочка засмотрелась на аккуратную, симпатичную деревеньку и не заметила, как соскользнула с гладкой спины гуся! Ах! Она стремительно полетела вниз и приземлилась прямо на садовую грядку. Рядом с грядкой сидела задумавшаяся девочка. Увидев гостью, она засмеялась и захлопала в ладоши: «Выросла, выросла! Моя кукла на грядке выросла». Чтобы спасти положение, девочка поспешила вставить: «Не твоя кукла, я — кукла наследника, и он меня ждет!» «Тогда пойдем к нему», — вздохнула маленькая хозяйка сада. Она вывела свою белую красивую лошадку с удивительным именем Мирамис, и они понеслись вперед. Чем дальше, тем пустыннее становилась дорога. Похоже, они сбились с пути. Но вот впереди показался старый заброшенный замок. Обрадованные девочки бросились к воротам.
Но что это? Двор замка буквально кишел крысами. Крысы вели наступление на маленького человека в странной обуви без носов. Забыв о том, что она теперь совсем крошечная, наша героиня подняла соскользнувшую с ножки маленькую туфельку и бросила ее в большую жирную крысу, по-видимому, главную в стае. Острый каблучок туфельки попал крысиной королеве прямо в лоб. Грязная туша грянула оземь, и дух из нее вон. А вся стая вдруг пропала, будто и вовсе не бывала. С изумлением девочка увидела себя прежней; нет, не прежней, а сказочно прекрасной, в белом воздушном платье!
А маленький человек? Он превратился в прекрасного принца. Заброшенный замок вдруг засиял марципановыми окнами и пряничной глазурью наличников. Ожили застывшие фигурки поваров, фрейлин в пышных старинных платьях. Заиграли музыканты, и начался бал».
(В «салате» использованы отрывки из сказок: «Золушка», «Дикие лебеди», «Хаврошечка», «Мэри Поппинс», «Алиса в Стране Чудес», «Дюймовочка», «Путешествие Нилъса с дикими гусями», «Мирабелла», «Три толстяка», «Мио, мой Мио», «Муфта, Полботинка и Моховая Борода», «Щелкунчик», «Сказка о золотом петушке», «Спящая красавица»)
8 конкурс «Выбери правильный ответ»
Выбрать правильный ответ на вопрос из 5-и вариантов 1 команда: 1. Кого звал Петушок, когда нашел колосок?
а) курицу с цыплятами б) Мурку и Бобика в) мышат Круть и Верть г) хозяйку 2. Где жил Джинн тысячу лет?
а) во дворце б) в лампе в) в бутылке г) за границей 3. Назовите маленьких друзей Белоснежки
а) снежинки б) гномы в) тролли г) птички 4. Куда нельзя садиться медведю?
а) на скамейку б) на бревно в) на пенек г) на камень 5.Когда, считал Винни-Пух, лучше ходить в гости?
а) утром б) вечером в) днем г) по праздникам 2. команда: 1. Какой цветок больше всего любило Чудовище?
а) аленький цветочек б) тюльпан в) ромашку г) колокольчик 2.Что нужно сказать, чтобы открылся вход в пещеру?
а) Сим-сим, откройся
б) снип, снап, снурре
в) абра-кадабра
г) раз-два-три-четыре-пять 3. За кого вышла замуж Дюймовочка?
а) за жука б) за эльфа в) за крота г) за жабу 4. Назовите кличку собаки Мальвины.
а) Шарик б) Артист в) Бобик г) Артемон 5. Что подарил Винни-Пух на день рождения Иа?
а) колокольчик б) воздушный шарик в) хвостик г) горшочек
9 конкурс «Чепуха»
Раздается по листку на каждую команду.
Задаются вопросы: Кто? С кем? Где? Когда? Что делали? Что из этого получилось?
По одному ребята отвечают только на один вопрос и никому не показывают свой ответ, загибают листок, затем отвечает следующий и делает точно также. В конце ответов получается полоска бумаги вместо листка.
Когда получены все ответы, листки поочередно разворачиваются и читаются ответы. Ясно, что получилось смешно.
10. Жюри подводит итоги, называет победителя
Ведущий:
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло.
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
Урок - сказка " Умножение и деление обыкновенных дробей", математика 6 класс
Материал содержит конспект урока и презентацию по математике в 6 классе по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей». Это заключительный урок – сказка по теме.Нестандартный урок - переход в иное ...
"Путешествие по сказкам" урок в 5 классе по теме действия с многозначными числами.
Целью урока является закрепление действий с многозначными числами, повторение округления натуральных чисел, геометрические построения, показать связь математики с литературой.Урок составле...
УРОК - СКАЗКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА»
Цель урока:ü проверить основные знания учащегося о составе слова.Задачи урока:Образовательные:ü повторить знания об однокоренных словах и значимых частях слова; ü совершенствовать умение разбирать сло...
Конспект урока "Сказка будет впереди. Путеш. в муз. театр" 2 класс
Конспект урока "Сказка будет впереди. Путеш. в муз. театр" 2 класс...
"В гостях у сказки..." урок родной литературы в 5 классе
ТЕМА УРОКА: Язык художественной литературы. Литературная сказка. ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках. Задачи: образовательные: закрепить умения детей классифици...
Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "А.П. Чехов". "Письменная работа на тему: «Нравственные уроки русской литературы XIX века".
Цель урока - познакомить учащихся с биографией писателя, содержанием рассказов и пьесы....