Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Тип урока: урок-исследование
Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познавательного интереса в атмосфере творческого поиска на основе сотрудничества; развитие творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkoy_literatury_v_6_klasse.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русской литературы в 6 классе
Тема урока: Художественный мир повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Тип урока: урок-исследование
Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познавательного интереса в атмосфере творческого поиска на основе сотрудничества; развитие творческих способностей учащихся.
Оформление, оборудование урока: выставка творческих работ учащихся; иллюстрации художников к повести; раздаточный материал.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру ...» Вот так просто и в то же время по-особенному, описывая ночь перед Рождеством, Н.В. Гоголь приглашает нас в необыкновенный, чудный мир своих героев.
2.Целевая установка
Сегодня на уроке мы попытаемся понять, чем же притягивает этот мир уже не одно поколение читателей, композиторов, художников; что в нем восхищает и делает повесть, как сказал один из критиков, « и вечно мудрой классикой, и всегда живым, очищающим душу наслаждением».
3.Постановка задачи
Перед вами стояла задача провести небольшую исследовательскую работу в группах по определенным темам и выполнить творческие задания. Ваши работы должны показать, каким вы увидели художественный мир повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
4.Работа по теме урока
Группа №1. «Пейзаж»
Издавна человек не отделял себя от природы, поэтому вполне естественно обращение к ней как в УНТ, так и в художественной литературе.
- Какой изобразил природу Н.В. Гоголь?
- Выступление группы №1.
- Миниатюра «Волшебная ночь».
Сейчас я предлагаю вам на несколько минут представить себя поэтами или писателями и создать этюд, состоящий всего из 1 предложения. Образы любые: месяц, звезды, небо.
- Работа класса по схеме эпитет + метафора + олицетворение.
- Обсуждение творческих работ.
- Индивидуальное задание. Вольный поэтический пересказ.
Ночь опустилась на хутор, пристально наблюдает за всем, что происходит там.
А что же там происходит? В этом помогут иллюстрации.
Группа №2. «Герои повести»
Мастерство Гоголя проявилось не только в умении рассказывать забавные истории, но и в создании образов, непохожих друг на друга.
- Викторина «Узнай героя».
- Конкурс «Узелок».
- Инсценировка «Оксана у зеркала».
- Выступление группы №2
- Индивидуальное задание «Сказка и миф».
Группа №3. «Образы низшей мифологии»
В художественной литературе очень часто наблюдается обращение к мифам.
У Н.В. Гоголя был особый интерес к славянской мифологии.
- Выступление группы №3
- Монолог «Ведьма я или нет?»
Группа №4. «Юмор»
Обращение к эпиграфу, высказыванию А. С. Пушкина
- Выступление группы №4
- Инсценировки «Два кума отправились в дорогу». «Возвращение Чуба в свою хату»
Группа №5. «Язык повести»
- Выступление группы №5
- Викторина «Знаток словаря Гоголя»
5.Заключение. Развернутое высказывание «Пожелания другу»
6.Домашнее задание. Составить 5 тестовых заданий по повести
Карточка №1 «Пейзаж»
Вопросы и задания
1..Какую роль выполняет пейзаж в повести?
2.С помощью каких художественно-изобразительных средств автор создает неповторимую картину рождественской ночи?
3.Сравнить образ метели в произведениях «Бесы», «Метель» А.С. Пушкина, «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.
4.Сочинить миниатюру «Волшебная ночь».
Карточка №2 «Герои повести»
Вопросы и задания
1.Определить ключевые эпизоды и выписать из них строчки, наиболее ярко изображающие жизнь украинского народа.
2.Каких сказочных персонажей напоминают герои Н.В. Гоголя?
3.В чем проявляется сила и красота гоголевских героев?
4.Составить цитатную характеристику образа Вакулы.
Карточка №3 «Образы низшей мифологии»
Вопросы и задания
1.Что из мифологических образов нечистой силы заимствовал писатель для создания образа ведьмы и черта?
2.Страшны ли в повести Гоголя фантастические существа? Почему?
3.Определить сходство и различие в изображении образов низшей мифологии в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова.
4.Составить монолог Солохи «Ведьма я или нет?»
Карточка №4 «Юмор в повести»
Вопросы и задания
1.Что такое юмор?
2.Выделить эпизоды, вызывающие смех.
3.Привести примеры юмористического повествования.
4.Подготовить инсценировку сцен «Два кума отправились в дорогу», «Возвращение Чуба в свою хату».
Карточка №5 «Язык художественного произведения»
Вопросы и задания
1.Выделить художественные особенности языка повести.
2.Что подчеркивает используемая автором лексика?
Карточка №б Индивидуальное задание
Найти в повести сказочные и мифологические элементы.
Карточка №7 Индивидуальное задание
Рассмотреть иллюстрации художников к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и озаглавить строчками из текста.
Викторина «Герой повести»
1.Не могла налюбоваться собой
2.Поколотил вражий сын
3.Взглянул и снова начал хлебать
4.Умела причаровать к себе самых степенных казаков
5.Долго еще ворчал и бранился
6.Приходится сродни черту
7.До смерти хотелось покалякать о всяком вздоре у дьяка
8.Черным пятнышком мелькнула вверху
9.Ленив и не легок на подъем
10.Воображает себя красавцем
11.Угощал побранками себя, черта и кума
12.Знает всех чертей и все сделает, что захочет
13.Ни хороша, ни дурна собою
14.Спереди совершенно немец
15.Этот еще ленивее Чуба: тот по крайней мере ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять
16.0н был погрузнее телом самого головы и повыше ростом Чубова кума
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...
Урок-игра по литературе "...какая поэзия! Какая чувствительность!" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 6 класс
Игра -викторина по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»....
урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Цели: - обобщить и закрепить знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; - развивать связную речь учащихся, логическое ...
урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Цели: - обобщить и закрепить знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; - развивать связную речь учащихся, логическое ...
Презентация к уроку -игре по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед рождеством"
Презентация позволит провести урок внеклассного чтения с использованием межпредметных связей, игровых технологий. Материалы, собранные в ней, расширят кругозор учащихся, позволят понять неразрыв...
Проект урока русского языка в 9 классе "Отсутствие запятой перед союзом И в сложном предложении"
Тема: Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении. Цели: Педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся): 1) усвоение всеми учащимися стандартного миним...
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обобщение: реальные и ирреальные события в повестях и способы их изображения ( по повестям: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Зако
Урок внеклассного чтения в форме творческого зачёта....