Урок русской литературы "Война глазами поэтов" в 7 классе
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме
Тема урока: «Война глазами поэтов»
Тип урока: урок-композиция с элементами исследования.
Цели урока: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков работы над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, воспитание патриотизма.
Методы и приемы: исследовательская работа в группах, выразительное чтение, инсценировка, беседа, наблюдение, слово учителя.
Оформление, оборудование:демонстрация портретов поэтов, иллюстраций к стихотворениям, строчки из произведений на интерактивной доске. Миниатюры для сборника «Судьбы, опаленные войной» о родных, участниках Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkoy_literatury_v_7_klasse.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Капарова Светлана Давыдовна
учитель русского языка и литературы
средней школы №4 г. Петропавловска
Урок русской литературы в 7 классе
Тема урока: «Война глазами поэтов»
Тип урока: урок-композиция с элементами исследования.
Цели урока: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков работы над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, воспитание патриотизма.
Методы и приемы: исследовательская работа в группах, выразительное чтение, инсценировка, беседа, наблюдение, слово учителя.
Оформление, оборудование: демонстрация портретов поэтов, иллюстраций к стихотворениям, строчки из произведений на интерактивной доске. Миниатюры для сборника «Судьбы, опаленные войной» о родных, участниках Великой Отечественной войны.
1.Вступительная часть
- Звучит песня «За того парня» (слова Р. Рождественского, музыка М. Фрадкина)
2.Слово учителя
Война. Великая Отечественная война. Много лет прошло со Дня Победы, а память
о героях, о подвиге народном живёт.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Эти слова поэта А. Твардовского обращены ко всем поколениям. И, конечно, к вам, правнукам тех, кому довелось узнать, что такое война.
2.Целевая установка
Сегодня на уроке мы обратимся именно к этой странице нашей истории и попытаемся увидеть войну глазами поэтов, испытавших на себе все тяготы военного времени.
Эпиграфом к уроку будут строки из стихотворения Дихана Абилева, народного писателя Казахстана. И эти строки созвучны словам А. Твардовского.
Бьётся пламя- Память войны
И надежда
грядущей жизни.
Задача:
В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.
Лирическое произведение | Выводы и наблюдения |
А. А. Ахматова. «Мужество» | |
С. П. Гудзенко. «Перед атакой» | |
Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая» | |
Ю.В. Друнина. «Зинка» | |
К.М. Симонов. «Жди меня» | |
В. Коноплёв. «Когда гляжу на молодых бойцов» |
3. Работа по теме урока
1. Ассоциации
Какие ассоциации вызывает слово война? (ответы учащихся)
Война - это страшная трагедия, которая унесла миллионы жизней и искалечила судьбы многих людей.
Среди них - воины-поэты. Именно о них и о себе поэт С. Гудзенко сказал: «Нам досталась на долю нелегкая участь солдат».
- Рассказ о поэтах, участниках Великой Отечественной войны (индивидуальное задание ученика)
Каждое стихотворение - это история человеческой жизни, вместившая в себя безграничную любовь к Родине и огромное мужество.
Поэт и солдат. Это звучит драматично. Большая армия поэтов объединила тех, кто не только творил историю, но и запечатлевал ее в своих произведениях. Кто-то воевал с оружием в руках на фронте, кто-то был армейским корреспондентом, кто-то всё делал для победы в тылу. Известно, что в годы военных испытаний 1215 поэтов и писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь.
Многие из них были совсем юными, начинающими поэтами. Вот только несколько имен тех, кто не вернулся с войны, погиб на поле боя. Всеволод Багрицкий (19 лет), Павел Коган (23 года), Михаил Кульчицкий (23 года), Николай Майоров (23 года), Георгий Суворов (24 года) и многие другие.
Уже после войны от ран умер Семен Гудзенко. В минуту опасности на защиту своей родины встали люди разных национальностей. В годы войны на фронтах находились 125 казахстанских писателей. Все они награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 14 литераторов, 26 поэтов и писателей нашей республики пали на полях сражений.
Судьба поэтов, погибших на войне, всегда волновала и волнует и читателей, и их товарищей, поэтов - фронтовиков, оставшихся в живых. С болью в сердце писали стихи о войне и погибших друзьях Алексей Сурков, Константин Симонов, Сергей Наровчатов, Евгений Долматовский, Михаил Луконин и многие-многие другие. Поэту Евгению Винокурову принадлежат слова: «Поэзия Великой Отечественной войны - это хор, в котором звучат голоса разных и всё же в чем-то близких друг другу поэтов.
- Выступление 1 группы. Стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество».
В феврале 1942 года, когда фашисты блокировали Ленинград, на страницах газеты «Правда» появилось стихотворение А. Ахматовой «Мужество». А. Ахматова переживала все тяготы военного времени в тылу, выступая со стихами перед ранеными.
а) чтение стихотворения «Мужество»;
б) работа группы по карточке №1.
1. Объясните смысл названия стихотворения.
2.Почему так важно сохранить «русскую речь», «великое русское слово»?
3.Раскройте символическое значение этого выражения.
4.Определите стихотворный размер.
в) выводы учащихся класса.
4. Выступление 2 группы. Стихотворение С.П. Гудзенко «Перед атакой».
С.П. Гудзенко - поэт -фронтовик, в 19 лет ушел на войну, воевал и писал стихи. Умер от старых ран после войны, когда ему исполнился 31 год.
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №2.
1.Как понимаете строчку «Когда на смерть идут-поют»?
2.Какие чувства охватывают героя стихотворения?
3.Перечислите факты из армейской жизни, запечатленные в произведении.
4.Какие рифмы использует автор? Приведите примеры.
в) выводы учащихся класса.
Юноши, ушедшие на фронт, стремились достойно, по-мужски смотреть в глаза смерти и вместе с тем остро чувствовали, что их жизнь может оборваться в самом начале.
5. Выступление 3 группы. Стихотворение Ю.В. Друниной «Качается рожь несжатая».
С. Гудзенко ушёл на войну в 19 лет. В ещё более юном возрасте, в 17 лет, прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт Ю. Друнина. До конца войны она служила батальонным санитарным инструктором.
В одном из стихотворений она писала о себе: «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод».
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №3.
1.Какова основная мысль стихотворения?
2.Через какие изобразительно-выразительные средства передает автор трагизм людей своего поколения?
3.Художественное своеобразие произведения.
4.Определите способ рифмовки.
в) выводы учащихся класса.
6.Выступление 4 группы. Стихотворение Ю. В. Друниной «Зинка».
В своих стихотворениях Ю. Друнина рассказывала о девичьей, женской судьбе и ее связи с судьбой Родины.
а) задание классу: пересказать «прозой» стихотворение;
б) инсценировка;
в) работа группы по карточке №4.
1.Каковы особенности композиции произведения?
2.В чем заключается трагизм людей военного поколения?
3.Какие чувства выражены в стихотворении?
г) выводы учащихся класса.
7.Выступление 5 группы. Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».
В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня». Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио.
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №5.
1.Каковы первые впечатления?
2.Какие чувства лирического героя передает автор?
3.Какие поэтические приемы использует поэт?
4.Определите стихотворный размер.
8.Чтение стихотворения Иосифа Уткина «Ты пишешь письмо мне».
Эта же тема поднимается в стихотворениях И. Уткина. Это известный поэт, погиб в 1944 году во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края. Послушайте и постарайтесь понять, какие чувства выражены в стихотворении.
9. Выступление 6 группы. Стихотворение В. Коноплева «Когда гляжу на молодых бойцов».
О войне писали стихи не только во время войны, но и после нее. Несколько послевоенных поколений вновь и вновь обращались к этой теме.
Один из примеров - произведения нашего земляка В. Коноплева, который вместе с Александром Курленя к 60-летию Победы опубликовал произведения в сборнике «Солдатские монологи».
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №6. 1
1. Какова тема произведения?
2.Найдите изобразительно-выразительные средства. Каково их значение?
3.Назовите художественные образы.
4.Какие чувства необходимо выразить при чтении?
в) выводы учащихся класса.
4. Заключительная часть.
1.Лист наблюдений и выводов
1.Какие трагические стороны войны отражены в стихотворениях?
2.Какой изображена война?
2.Миниатюра
Война коснулась каждой семьи. И у каждой семьи свои герои, память о которых передается из поколения в поколение. Кто же они - герои войны?
а) чтение миниатюр о родных, участниках войны;
б) презентация обложки для сборника «Судьбы, опаленные войной».
3.Продолжить фразу.
Наша память о войне - это...
5. Домашнее задание
Творческое задание. Подготовить иллюстрации для сборника «Судьбы, опаленные войной».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе" Строгие глаза- не гроза"
Разработка урока развития речи в 6 классе " Описание внешности" содержит рекомендации для учителя и учащихся, как работать над созданием текста-описания....
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...