Методическая разработка литературного вечера "Его стихов пленительная сладость".
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Данная разработка поможет в проведении вечера, посвящённого поэзии С.А. Есенина. Думается, молодые педагоги заинтересуются предлагаемым материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnogo_vechera.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного вечера «Его стихов пленительная сладость», посвящённого 120-летию со дня рождения С.А.Есенина.
На сцене появляется ведущий, который начинает читать стихотворение «Гой ты, Русь моя родная»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Появляется на сцене учитель , который обращается ко всем собравшимся в литературной гостиной со словами:
Автора стихотворения, которое только что прозвучало, невозможно не узнать. Каждая строчка этого произведения проникнута светлым чувством любви к Родине. Сам поэт признавался, что «чувство Родины основное» в его творчестве. Он прямо говорил: «Я люблю родину. Я очень люблю родину». Кто же этот поэта – патриот? (Звучит ответ из зала). Сегодня в литературной гостиной мы собрались , чтобы отметить 120 -летие со дня рождения С.А. Есенина . «Его стихов пленительная сладость» - так назвали мы композицию, которую предлагаем вашему вниманию.
(На мониторе появляется портрет С.Есенина и надпись темы композиции).
Ведущий продолжает рассказ:
А с чего начинается любовь к Родине? Наверное, в первую очередь с восхищения природой края, где человек появился на свет. Сергей Есенин родился в удивительном по красоте месте (на мониторе появляются пейзажи Константинова). На высоком правом берегу Оки раскинулось село Константиново Рязанской области. Выйдете на берег Оки и сразу ощутите высоту птичьего полёта. Здесь волнует всё: озёра с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты и полыни, тревожное ржание лошадей в звёздную майскую ночь. Если Пушкин любил больше всего осеннюю пору и природу этого времени года, то сказать, что Есенин был певцом только весны или лета, осени и зимы ,нельзя. Вот что пишет поэт о весне. (Звучит стихотворение «Сыплет черёмуха снегом»).
Чтец:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,—
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Ведущий продолжает рассказ:
Послушаем, что говорит Есенин о зиме (звучит стихотворение «Пороша»).
Чтец:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Ведущий продолжает рассказ:
Природа хороша для Сергея Есенина в любое время года. Он и описывает её как живое существо. Но, как считает литературовед Чубукова Н.В. , стихи Есенина о природе нельзя назвать пейзажными. «Это уже не природа сама по себе, а часть целого, она неразрывно связана с человеком». ( Звучит песня «Отговорила роща золотая…»).
Появляется 2 ведущий.
Сергей Есенин всем сердцем любил не только реки и озёра, поля и леса, он трогательно и нежно относился к «братьям нашим меньшим». Не случайно животные так были привязаны к поэту. Вот что вспоминает Василий Иванович Качалов: «Приведем к вам сегодня Есенина», — объявили мне как-то Пильняк и Ключарев. Это было, по моему, в марте 1925 г. «Он давно знает вас по театру и хочет познакомиться…» Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидал Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться», — бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой. Сразу запомнилась мне эта его детски лукавая, как будто даже с хитрецой улыбка». И вот какие стихи появились через некоторое время у поэта
( на мониторе фотография Есенина с собакой). Звучит стихотворение «Собаке Качалова».
Чтец:
Дай, Джим, на счастье лапу мне, Пожалуйста, голубчик, не лижись. Хозяин твой и мил и знаменит, Ты по-собачьи дьявольски красив, Мой милый Джим, среди твоих гостей Она придет, даю тебе поруку. 2 ведущий продолжает рассказ: Как можно понять из стихотворения «Собаке Качалова», в сердце поэта живёт воспоминание о женщине, которую трудно забыть . Мы сейчас будем говорить об удивительных стихах С.Есенина. В них речь идёт о любви к женщине. В жизни поэта было много незабываемых встреч. Его любили многие женщины, и Есенин знал, что такое подлинная любовь. Но боготворил он одну женщину (на мониторе появляется портрет матери С.Есенина). Звучит романс «Ты жива ещё, моя старушка». 2 ведущий продолжает рассказ: Конечно, вы поняли, что романс, который прозвучал сейчас, посвящён матери поэта Татьяне Фёдоровне. К ней всегда тянулся поэт душой. Живя то в одном, то в другом городе ,вспоминал Константиново, мать. Ей поэт посвятил и это пронзительное стихотворение. Звучит стихотворение «Разбуди меня завтра рано». Чтец: Разбуди меня завтра рано О моя терпеливая мать! Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать. Я сегодня увидел в пуще След широких колес на лугу. Треплет ветер под облачной кущей Золотую его дугу. На рассвете он завтра промчится, Шапку-месяц пригнув под кустом, И игриво взмахнет кобылица Над равниною красным хвостом. Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт. Воспою я тебя и гостя, Нашу печь, петуха и кров... И на песни мои прольется Молоко твоих рыжих коров. 3 ведущий: Мать – самый дорогой человек в жизни каждого. Но рядом с поэтом были и удивительные женщины. Мы вспомним о тех из них, кому Есенин посвятил самые проникновенные стихи. Уезжая из Константинова в Москву, Сергей прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако признаться ей в своих чувствах он так и не сумел, хотя впоследствии очень сожалел об этом, отмечая, что в его жизни была по-настоящему большая и светлая любовь. Именно этой девушке Есенин в 1916 году посвятил свое стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…». В нем он прощается со своей избранницей навсегда и словно бы предчувствует ее скорую гибель. Действительно, в 1918 году Анна Сардановская вышла замуж, и поэт навсегда потерял ту, которую любил. А в 1921 году молодая женщина скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет. Поэтому можно предположить, что поэт каким-то неведомым образом сумел предугадать судьбу той, которую любил, и посвятил ей удивительно красивое, нежное и наполненное светлой печалью стихотворение. (На мониторе портрет Анны Сардановской). Чтец: Не бродить, не мять в кустах багряных С алым соком ягоды на коже, Зерна глаз твоих осыпались, завяли, В тихий час, когда заря на крыше, Пусть порой мне шепчет синий вечер, Не бродить, не мять в кустах багряных 3 ведущий: Семь стихотворений посвятил поэт актрисе Августе Леонидовне Миклашевской. (На мониторе фотографии Августы Миклашевской). Исследователи биографии и творчества Есенина так и не пришли к определенному выводу, что же именно происходило в отношениях между поэтом и актрисой, однако их следствием стал знаменитый цикл произведений «Любовь хулигана». Чтец: Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз златокарий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. 3ведущий: Любивший жизнь поэт философски подходил к теме неизбежного ухода. Он не жалел о том, что вечно быть молодым и не умирать невозможно. С удивительным спокойствием воспринимал Есенин конец молодости и неминуемость смерти. (Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»). 3 ведущий: Жизнь человека подчинена законам природы. Поэт это хорошо понимал. Движение времени в его стихах неостановимо и необратимо. Важным образом, помогавшим поэту выразить художественное время, был образ пути. Это и деревенская дорога, и путь человека, страны - России, которую так любил Сергей Есенин. ( Звучит стихотворение «Запели тёсаные дроги»). Чтец: Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка, И на известку колоколен Невольно крестится рука. О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу. И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем. Учитель: Сегодня мы обратились к творчеству Сергея Есенина, самого, наверное, читаемого поэта в России. За свою короткую жизнь этот человек оставил литературное наследие, которое содержит ещё много загадок. Нам хотелось пробудить интерес к поэзии Есенина. Кто знает, может быть, в этом зале сидит человек, который сможет в будущем разгадать многие художественные тайны замечательного лирика. А сегодня мы празднуем день рождения неповторимого Сергея Есенина и славим великого национального поэта. (Звучит песня «У Есенина день рождения»). Ребята, участвовавшие в мероприятии, выходят на сцену и кланяются зрителям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка литературного вечера, посвященного А. В. Вампилову.
Сценарий вечера о жизни и творчестве Александра Вампилова....
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...
Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД
Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или в в группе продлённогодня....
Методическая разработка литературно-музыкального вечера "Я буду вечно прославлять ту женщину, чьё имя Мать"
Праздник посвящен международному дню 8 Марта....
Методическая разработка урока-концерта(стихи,песни) для 2-х классов
Использование стихов, песен в изучении иностранного языка делает процесс обучения увлекательным и доставляет удовольствие младшим школьникам....
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...
Методическая разработка: Литературно-музыкальная гостиная, посвященная Всемирному Дню Поэзии "Стихи растут, как звезды и как розы..."
На творческом мероприятии «Стихи растут, как звёзды и как розы…» в формате литературно-музыкальной гостиной преподаватели литературы Бушман Елена Анатольевна и Жданов...