Методическая разработка литературного вечера, посвященного А. В. Вампилову.
план-конспект урока (10 класс) на тему
Сценарий вечера о жизни и творчестве Александра Вампилова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-yy_vecher_a.v._vampilova.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер, посвященный А.В. Вампилову
для учащихся 9,10,11 классов
Цели мероприятия:
- активизация интереса к личности и творчеству А.В. Вампилова, писателя, драматурга;
- развитие драматургических и творческих способностей учащихся;
3. эстетическое воспитание учащихся.
Задачи мероприятия:
1. пробудить желание прочитать произведения А.В. Вампилова;
2. показать, что литература очень тесно связана с жизнью, заставляет задуматься о человеческих отношениях;
3. развивать речь и память;
4. воспитывать любовь к слову и творчеству драматурга.
(Звучит любимый романс А.В. Вампилова «Гори, гори моя звезда» - аудиозапись, 1 куплет)
Оборудование: магнитофон, мультимедиа.
Действующие лица:1.Юноша
2. Девушка
Юноша. - Здравствуйте, дорогие зрители!
Девушка. - Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященном А.В. Вампилову.
Юноша. - Вы, наверное, знаете, что в народе есть поверье: когда человек уходит из жизни, Вселенная отзывается на эту печаль, и на небе зажигается еще одна звезда. Звезда, от которой становится светлее, от которой этот мир становится добрее и справедливей.
Такой доброй звездой стал и Александр Вампилов. Друзья готовили ему свои интересные литературные подарки на 35 –летие. А он погиб в волнах Байкала, не дожив двух дней до этой даты.
Двадцатилетний Вампилов не знал, что начальные слова его первого рассказа «Стечение обстоятельств» станут пророческими: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека». В его жизни стечение обстоятельств было трагическим.
Девушка. - Александр поехал порыбачить с другом. Но их лодка на полном ходу наткнулась на невидимое под водой бревно – топляк, стала тонуть. Вампилов поплыл к берегу, до которого было недалеко. Но слишком студеной оказалась вода, поднятая недавним штормом с байкальских глубин. Слишком тяжелой стала теплая куртка, когда намокла. Александр не доплыл до каменистого берегового откоса всего несколько метров.
Юноша. – На берегу озера Байкал, в п. Листвянка, стоит памятник Вампилову, замечательному писателю - драматургу, прекрасному человеку.
19 августа 2012 года Александру Валентиновичу исполнилось бы 75 лет. Писатель знал, что его назвали в честь русского поэта А.С. Пушкина, так как 1937 год – это год, когда страна отмечала грустную столетнюю дату со дня смерти поэта.
Чтец. - И отмеривши шагами
Краешек земли,
Мы однажды вместе с Вами
Полночь перешли
Александр Валентиныч,
Саня – на часок…
Август спелой паутиной
Холодит висок,
Чтобы виделось не боле,
Чем тому окну,
Что глазницами – на поле,
А зрачком – в страну,
Чтоб стакан вина сухого
И полночный час
Через песенку Рубцова
Рассмешили нас…
И смеемся мы, и плачем,
Зная наперед,
Будет смерть, потом удача
Не наоборот. (А. Кобенков)
Девушка. - Писательская судьба его, возможно, была предопределена: «Дорогая, Тася! – обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения… - Я уверен, все будет хорошо и вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей.. Первый раз, когда мы с тобой собирались в ночь нашего выезда, я во сне с самим Л.К. Толстым искал дроби, и нашел…»
Юноша - 19 августа 1972 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Мое предчувствие оправдалось… сын. Как бы не оправдал второе… У меня, знаешь, вещие сны?»
Сны действительно были вещими. Сын, четвертый ребенок в семье, как и большинство мальчишек, любил мальчишеские игры, особенно футбол, озорство.
Девушка. - Несмотря на скромный быт большого семейства, отец Валентин Никитич, подписался на полное собрание сочинений любимого поэта: для детей . А жители Кутулика, одного из самых отдаленных сибирских поселков, надолго запомнили вечер в клубе, где директор школы учитель литературы В. Н. Вампилов, самозабвенно читал им стихи великого поэта.
Юноша. - От матери, Саня, как звали его родные и друзья, перенял многие самые лучшие свои качества. Этой женщине, так много испытавшей, В. Распутин посвятил известный рассказ «Уроки французского».
В школе он ничем не выделялся среди своих товарищей, которых у него было много.
Получал пятерки по литературе и не ладил с немецким языком. Увлекался спортом и музыкой, драматическим кружком. Собирал по округе бездомных собак и кормил их.
Хорошо играл на гитаре и немного пел.
Много читал. В школьные годы писал стихи.
Чтец. - Моей весны цветы давно увяли.
Я перестал уже о них жалеть,
Огнем своим они меня сжигали,
И я решил: им больше не гореть.
И я их забывал. Мои старанья
Вернули в душу тишь и благодать –
Приятно пережить любви страданье.
И все ж страдания приятней забывать.
Девушка – Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы познакомиться с жизнью и творчеством нашего земляка А.В. Вампилова.
Учащиеся 9 класса приготовили презентацию (просмотр видео презентации )
Слайд 1. Александр Вампилов «В воспоминаниях»
Слайд 2.
Слайд 3. Содержание
- В кругу товарищей – друзей.
- Корни и ветви.
- Гитара милая звени, звени…
- О Вампилове.
- Трагедия на Байкале
Слайд 4. В кругу товарищей – друзей.
- У Александра Вампилова было много друзей. Друзья его отзываются о нем как о человеке общительном, компанейском, увлекающимся,
щедром, душевном, обаятельном, остроумном и выдающим среди товарищей, -
так отзывался о нем Валентин Распутин.
Слайд 5. Корни и ветви.
- Отец Александра Вампилова, талантливый педагог - литератор Валентин Никитич Вампилов. Он был невысокого роста, смугл, подвижен, происходил из древнего рода аларских бурят.
- Мать Александра Вампилова, Анастасия Прокопьевна Копылова, женщина среднего роста, стройная, красивая, спокойная.
Слайд 6. Родословная А. В. Вампилова по отцовской линии.
- В историка – краеведческом музее села Аларь, в отделе « Культура и образование», оформлены три стенда, посвященные Вампиловым. На одном семья Владимира Вампилова, прадеда Александра Вампилова. У Владимира было девять сыновей и две дочери: Игнатий, Никита, Савелий, Егор, Николай, Роман, Семен, Борис, Варвара и Анна.
Слайд 7. Гитара милая, звени, звени…
- Многие из знавших Вампилова связывают его студенческий облик именно с гитарой, и на фотографиях он часто запечатлен с нею в руках. Музыкальная одаренность Вампилова, чувство гармонии и особенно драматургии крупных форм, его предпочтения тому или иному автору, тому или иному жанру в какой – то мере должны были оказать влияние и на литературное творчество.
Слайд 8. О Вампилове.
- Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, добрый, насмешливый, гордый, веселый, напористый, азартный, и так далее, в том числе и другие, соответствующие каким – то его качеством, которые нельзя назвать добродетельными, но все эти не раскроют его так, как он раскрыл себя сам в своих пьесах. Своим отношением к героям и выбором проблем, его волновавших, он создал и свой собственный образ – человека чуткого, мягкого, сочувствующего людям, достойным сочувствия, и строгого, порой жестокого. Он и здесь, в пьесах, был двуедин: с персонажами, ему близкими, дорогими, - Саня, а с персонажами, жизненную философию которых не принимал, - Александр. Особенно ясно проступает это двуединство в «Утиной охоте», несомненном шедевре Александра Вампилова.
Слайд 9. Трагедия на Байкале
- Со дня гибели Александра Вампилова прошло более, чем три десятилетия, но по – прежнему по страницам многих книг и статей о нем гуляют различные легенды.
Девушка. – Давайте представим, что мы находимся в театре, учащиеся 10 класса – актеры, а вы зрители. И, конечно, есть произведение, которое будет ставиться на сцене нашего театра.
Какое это произведение, чье, мы узнаем из афиши.
Чтение афиши (презентация спектакля)
Слайд 1.Александр Валентинович Вампилов ( 1 9 3 7-1 9 7 2 )
Слайд 2.
Афиша
Театр юного зрителя им. А.Вампилова.
Пьеса «Свидание».
Автор – А.В. Вампилов.
Начало в ________
Артисты театра – учащиеся 10 класса.
Слайд 3.(Здание)
Юноша. – Что такое пьеса? (Произведение для сценического воплощения. или произведение, предназначенное для постановки на сцене).
- Чем отличается пьеса от других прозаических произведений? (Наличием реплик, отсутствием оценок автора).
Пьесы Вампилова ставились и ставятся на многих сценах стран мира: география широка: от Китая до США.
Итак, сценка из нерыцарских времен.
Рыцарь – благородный, самоотверженный, интеллигентный человек.
Теперь говорят рыцарское поведение. Это какой поступок? (благородный)
Вспомните Рыцаря Печального образа, Дон Кихота, благородного человека, всегда стремящегося прийти на помощь.
Инсценирование пьесы «Свидание»
Действующие лица:
- Девушка
- Сапожник
- Студент
(голос за кадром, читающий ремарки)
Слайд 4. Роли исполняли:
- Голос за сценой – Казак Олеся
- Девушка – Бабенко Дарья
- Студент – Артанов Владислав
- Сапожник – Красинский Никита
Девушка .- Нельзя держать хорошие манеры про запас, для торжественных случаев. Они должны быть постоянными, иначе манеры могут покинуть человека в ответственный момент.
«Свидание» заставляет задуматься о многом: как мы относимся к своим родителям, знакомым и незнакомым людям.
Юноша. – Рыцарские времена, может быть, и прошли, но порядочность, совестливость должны быть внутренней сутью человека. Они свидетельства живой души.
Девушка. – Поведение человека – это своего рода исповедь, нравственное испытание. Это тот выбор, который мы мысленно делаем, ставя себя в ситуацию героев Вампилова. В этом выборе наша оценка и наши представления, и наши убеждения.
Подлинная слава пришла к Вампилову, когда его уже не было в живых.
Остались его произведения: 273 новеллы, 1 роман, 6 пьес. Многие экранизированы. Среди них «Прощание в июне», «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске».
Драматургия Вампилова обозначила собою явление, именуемое «Театром Вампилова», о котором В. Распутин сказал: «Зритель, приходя в театр Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекался еще во время спектакля и, которая, долго продолжается после спектакля – в этом незаменимая, но удивительная сила и тихая страсть его таланта…»
Инсценирование «Несравненный Наконечников»
(Действие первое. Картина вторая.)
Действующие лица:
Наконечников – парихмахер,
Полина Матвеевна – теща,
Капиталина – жена.
Юноша. – Недолгая встреча с театром Вампилова подошла к концу. Хотелось бы, чтобы слова В. Распутина, которыми мы завершим нашу встречу, запомнились и запали в ваши души: «Кажется главный вопрос, который постоянно задает Вампилов, останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях…»
Используемая литература:
1. В.П. Журавлев «Уроки литературы в 11 классе», - М: «Просвещение», 2002 г.
2. Л.И. Вуколов «Современная проза в выпускном классе», - М: «Просвещение», 2002 г.
3. В.Я. Коровина «Литература 7 класс. Методические советы», - М: «Просвещение», 2001 г.
4. А. Кобенков, А. Князев «Письмо Вампилову», - Иркутск, 2000 г.
5. А. Вампилов «Стечение обстоятельств», - И: «Восточно – Сибирская книжное издательство», 1988 г.
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
Литературный вечер, посвященный
А.В. Вампилову
Фотографии
2011 г.
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
Свидание
Сценка из нерыцарских имен
Режиссёр: учитель русского языка и литературы
Гольская Екатерина Владимировна
Актеры: ученики 10 класса
Сапожник – Красинский Никита (15 лет),
Девушка – Бабенко Дарья (16 лет),
Студент – Артанов Владислав (16 лет)
с. Каменка - 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка литературного вечера, посвященного творчеству Ф. М. Достоевского
Представленный материал- обзор основных этапов жизни и творчества писателя, оценка роли его произведений в развитии русской и мировой культуры....
Методическая разработка литературной игры, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Зпо Познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова, вызвать интерес к литературному творчеству ученого, воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова....
Методическая разработка литературного вечера "Русская поэзия в английских переводах"
Основные цели данного вечера:1. Активизация творческого и духовного потенциала студентов;2. Более углубленное изучение произведений русской и английской...
Методическая разработка литературного вечера "Его стихов пленительная сладость".
Данная разработка поможет в проведении вечера, посвящённого поэзии С.А. Есенина. Думается, молодые педагоги заинтересуются предлагаемым материалом....
Методическая разработка литературного вечера на тему: "Поэзия Серебряного века"
Методическая разработка срдержит рекомендации к проведению вечера, сценарий проведения и подборку стихотворений поэтов Серебряного века....
Методическая разработка "Литературная гостиная, посвященная творчеству А.С. Грибоедова"
Автор представляет вниманию читателей методическую разработку, посвященную жизни и творчеству А.С. Грибоедова....
Методическая разработка литературного вечера "Несломленный врагом"
Литературный вечер "Несломленный врагом" посвящен блокаде Ленинграда...
Комментарии
Екатерина Владимировна, я за
Екатерина Владимировна, я за Вас проголосовала сразу. Спасибо за Ваш труд. Как Вам посмотреть голоса за Вашу работу я Вам ответила в Вашем комментарии на мою разработку
Я проголосовала за Вашу
Я проголосовала за Вашу работу. Удачи!!!!!!
Спасибо!!!
Спасибо!!!
Екатерина Владимировна!Узнала
Екатерина Владимировна!Узнала много нового об этом талантливом человеке!Спасибо!Голосую!Буду рада узнать Ваше мнение о моей работе!http://nsportal.ru/node/499316