Методическая разработка литературного вечера, посвященного творчеству Ф. М. Достоевского
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Представленный материал- обзор основных этапов жизни и творчества писателя, оценка роли его произведений в развитии русской и мировой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству
Ф.М.Достоевского.
11 ноября в нашей стране и за рубежом отмечалось 190-летие со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского. Интерес к Достоевскому вечен, потому что он очень глубоко заглянул в тайны души человека и задал направление поиска человеческого в человеке . Он также исследовал механизм общественной жизни людей , предугадал ее тенденции и во многом оказался провидцем- это касается и тех социальных катаклизмов, что потрясали нашу страну в 20 веке. В рамках юбилейных торжеств в Санкт-Петербурге прошла 36-ая международная научная конференция «Достоевский и мировая культура». Она собрала в петербургском музее Достоевского литературоведов , научных сотрудников музеев, филологов из России и многих стран мира.
1 ведущий:
Спросите любого европейца или американца , имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе , кого из наших писателей они считают выразителем национального духа . Они обязательно назовут Достоевского.
2 ведущий :
Произведения Достоевского по исследованиям социологов являются в мире самыми читаемыми после Библии.
Несомненно , проникновение в суть произведений Достоевского – это попытка понять самих себя.
1 ведущий:
Как же формировалась личность писателя, что оказало влияние на становление его характера и мировоззрения?
1 чтец : родители , детство(Рассказ о детстве, семье писателя)
2 чтец :учеба в инженерном училище ( Рассказ о юношеских годах писателя)
2 ведущий : Переломным моментом в судьбе будущего великого писателя станет участие в кружке Петрашевского и обрушившаяся на участников кружка суровая кара.
3 чтец : Рассказ о кружке Петрашевского
(События в жизни Достоевского , связанные петрашевством-арест , гражданская казнь, каторга , солдатчина. )
1 ведущий : Каторга не сломила Достоевского , непомерные физические и нравственные перегрузки не уничтожили его , но научили отыскивать и видеть свет там , где казалось
бы ,царит кромешная тьма. Именно на каторге Достоевский узнал « народ русский так хорошо, как немногие знают его.»
Там, в годы страданий, будущий великий писатель проникся неистребимым желанием « быть человеком среди людей», желанием « разгадывать тайну человека».
5чтец: Первым произведением Достоевского был роман в письмах « Бедные люди». Сам автор говорил о романе так: « Глубоко разорвала мне сердце их грустная история»...- имея в виду рассказанную им в этом произведении историю любви нищего стареющего титулярного советника , честного и чистого, к оскорбленной и несчастной девушке-сироте.
6 чтец: Главный герой Макар Девушкин душевно чуток и благороден. Он бедный человек, но Человек.
Это маленький человек в социальном смысле, но отнюдь не в нравственном. И письма, которые дышат искренней большой любовью, самоотверженностью, чувством человеческого достоинства- яркое тому подтверждение.
2 ведущий: После « Бедных людей» Достоевский напишет своему брату Михаилу: «Все меня воспринимают как чудо».
1ведущий: В России пробудился еще один великий талант-
•f
великий писатель.
2 ведущий: Следующие произведения Достоевского: «Записки из мертвого дома», романы « Униженные и оскорбленные», « Подросток». Общей идеей этих произведений является прослеживание писателем того, как в обществе неуклонно уничтожается вера в добро, попирается нравственность, когда нет « ничего святого».
Безудержная жажда самоутверждения поразила сознание и душу человека, сделала его палачом.
7 чтец:Как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал- добра и зла- в сердце человеческом, замыслил Достоевский « Преступление и наказание».
Главный герой Родион Раскольников становится убийцей, стремясь доказать на своем примере созданную им теорию
о сверхчеловеке, который имеет право распоряжаться жизнями простых людей ради достижения якобы глобальных целей. Крах теории, полное развенчивание бесчеловечных идей о сверх личности- вот основная идея романа.
-фрагмент фильма «Преступление и наказание»
1 ведущий: « Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, - существование Божие,»-писал Достоевский. « Нет ничего прекраснее, глубже,...разумнее и совершеннее Христа...Ежели бы мне кто сказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной».
Христос Достоевского- это родственная любовь всех людей к их общей матери - природе, братская любовь всех людей друг к другу.
8 чтец : О новом романе «Идиот» Достоевский писал так: «Главная мысль...- изобразить положительного прекрасного человека...Прекрасное есть идеал, а идеал ни нами, ни Европой еще далеко не выработался». Главный герой князь Мышкин, князь Христос, ценой большой душевной работы стремится приблизиться к сияющему идеалу.
2 ведущий: В 1880 году слава писателя достигла апогея. На вечере в честь открытия памятника Пушкину он произнес свою знаменитую «пушкинскую речь».
9 чтец: отрывок из «Пушкинской речи»
2 ведущий: Брошенное из толпы после того, как Д. закончил свою речь: « Пророк! Пророк!» прочно вошло в сознание миллионов его читателей.
10 чтец: читает стихотворение А. С. Пушкина «Пророк»
11 чтец: Символично, что Лев Толстой, менее , чем кто-либо склонный к благоговению перед авторитетами, уходя из Ясной Поляны « в мир», оставив все и навсегда, взял с собой в свой, как оказалось, последний путь две книги: Библию и итоговый роман Достоевского « Братья Карамазовы».
История семьи Карамазовых- это символ вселенской, всечеловеческой судьбы.
12 чтец: Отец братьев-развратник Федор Павлович-носитель первородного греха, « жестокого сладострастия»,его постоянно тянет наплевать в святом месте.
Вместо искупления в романе мы видим преступление. Общая атмосфера взаимной ненависти и ожесточения породила его. Каждый здесь стремится превратить окружающих в « подножие» пьедестала для своего эгоистического «я».
Жизнь,как подстреленная птица,
Подняться хочет - и не может...
Нет ни полета, ни размаху;
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...
1 ведущий: Необычаен интерес к произведениям Достоевского.Они были высоко оценены современниками,они вызывают горячие споры и в наши дни.Наверное ключ к пониманию этого -в стихах современника Д. поэта Тютчева:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Викторина для зрителей:
1.Кем по профессии был отец Достоевского ? (врач)
2.Где учился Достоевский ( в военно-инженерном училище)
3.За что Достоевский был арестован и осужден на казнь ? (за участие в кружке Петрашевского )
4.Перечислите названия произведений Достоевского :
(«Бедные люди», «Преступление и наказание»,
«Идиот» ,«Братья Карамазовы»,
«Униженные и оскорбленные» ,«Записки из мертвого дома»)
5. Назовите 1-ое произведение Достоевского ? ( «Бедные люди»)
6. Каково имя главного героя романа «Преступление и наказание» ?
7.Когда и по какому поводу Достоевский произнес свою знаменитую речь ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина
Сценарий вечера, посвященный лирике любви А.С. Пушкина представляет собой театрализованное представление для учащихся 10-11 классов...
Методическая разработка литературного вечера, посвященного А. В. Вампилову.
Сценарий вечера о жизни и творчестве Александра Вампилова....
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."
Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству В.Шекспира.
Необходимо было донести до наших современных детей, увлеченных японским аниме, заполонившими телеэфир Симпсонами и другими сомнительными героями, казалось, такого далекого и несовременного Шекспира. Х...
Литературный вечер, посвященный творчеству Эдуарда Асадова. (90- летие) «Уроки нравственности Эдуарда Асадова».
Цель: мотивировать на изучение творчества Эдуарда Асадова через создание атмосферы «погружения» в творчество поэта.Задачи:- познакомить с основными вехами жизни Эдуарда Асадова, определить...
Литературный вечер,посвященный творчеству Ф.М.Достоевского
Сценарий литературного мероприятия к 195 летию со дня рождения....
Методическая разработка "Литературная гостиная, посвященная творчеству А.С. Грибоедова"
Автор представляет вниманию читателей методическую разработку, посвященную жизни и творчеству А.С. Грибоедова....