Кроссворд "Гоголевские персонажи"
план-конспект урока по литературе (8, 9 класс) на тему

Скляр Светлана Валерьевна

Материал для обобщающих уроков по произведениям Гоголя, для уроков внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krossvord_gogolevskie_personazhi.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Гоголевские персонажи (ключи к кроссворду)

Слово учителя: Всех персонажей Гоголя можно условно разделить на две группы. Герои, к которым писатель и вслед за ним читатели чувствуют симпатию, уважение,  пусть даже в словесных портретах их слышится тонкая ирония и подшучивание – это земляки Гоголя, жители любимой его сердцу Малороссии – герои его сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород».

        Этих персонажей тоже можно поделить на условные группы. (Картинки)

Рассказчики:

4. Фома Григорьевич

Дьяк Диканьской церкви. Ходил не в пестрядевом халате как многие деревенские дьячки, а в балахоне из тонкого сукна, цвету застуженного картофельного киселя, за которое платил он в Полтаве чуть не по шести рублей за аршин. От сапог его не слышен был запах дёгтя – он чистил их самым лучшим смальцем, какого с радостью иной мужик положил бы себе в кашу.  А что за истории умел он отпускать! Но до смерти не любил пересказывать одно и тоже.

13. Рудый Панько

«Нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечерах у пасечника… За что меня миряне прозвали … - ей-Богу, не умею сказать. И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут люди кому какое прозвище, то и во веки веков останется оно».

Степенные, уважаемые козаки.

20. Голова, «Майская ночь, или утопленница»

«Этот голова важное лицо на селе. Всё село, завидевши его, берётся за шапки; а девушки, самые молоденькие, отдают добридень. Голова угрюм, суров с виду и не любит много говорить… выучился раздумно и важно потуплять голову, гладить длинные, закрутившиеся вниз усы и кидать соколиный взгляд исподлобья».

23. Тарас Бульба, «Тарас Бульба»

Это «был один из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава… Он любил простую жизнь… Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия».

Молодые девушки (картинка). Девушки Гоголя всегда очень красивы, например:

6. Панночка, «Тарас Бульба»

Красавица «черноглазая и белая, как снег, озарённый утренним румянцем солнца. Она смеялась от души, и смех придавал сверкающую силу её ослепительной красоте… Красавица была ветрена, как полячка, но глаза её, глаза чудесные, пронзительно-ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство».

18. Ганна, «Майская ночь, или утопленница»

«Девушка на поре семнадцатой весны… переступила через порог. В полуясном мраке горели приветно, будто звёздочки, ясные очи; блистало красное коралловое монисто, и от орлиных очей парубка не могла укрыться даже краска, стыдливо вспыхнувшая на щеках её».

19. Оксана, «Ночь перед Рождеством»

Ей «не минуло ещё и семнадцати лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки только и речей было, что про неё».

Молодые козаки, парубки.

3. Левко, «Майская ночь, или утопленница»

«С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак … сын сельского головы. На козаке решетиловская шапка. Козак идёт по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает.

8. Вакула, «Ночь перед Рождеством»

«Силач и детина хоть куда, в досужее от дел время занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке».

16. Андрий, «Тарас Бульба»

«Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волдосы из-под медной его шапки: вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы…  А он, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодейший всех в стае».

21. Остап, «Тарас Бульба»

«Считался всегда одним из лучших товарищей… Был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки… Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время.

Люди, знающиеся с нечистой силой.

9. Пацюк, «Ночь перед Рождеством»

Этот пузатый … был точно когда-то запорожцем. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что он, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой он ни сделал шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось – винокуренная кадь двигалась по улице».

10. Солоха, «Ночь перед Рождеством»

«Мать кузнеца имела от роду не больше 40 лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако она так умела причаровывать к себе самых степенных казаков»

Сама нечистая сила.

17. Чёрт, «Ночь перед Рождеством»

«Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком»

15. Вий, «Вий»

«Ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в чёрной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землёю ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли».

И вторая группа персонажей – это чиновники, помещики. Их портреты – сатира, жёсткое высмеивание, обличение пороков. Наиболее ярко представлены они в «Ревизоре» и поэме «Мёртвые души», знакомство с которой вам ещё предстоит. А пока вспомним героев «Ревизора», а помогут нам характеристики, которые дал сам Гоголь своим персонажам, чтобы помочь актёрам, игравшим их роли.

1. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, «Ревизор»

«Человек этот более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывёт в руки. Из-за этой заботы ему некогда было взглянуть построже на жизнь или же осмотреться получше на себя. Из-за этой заботы он стал притеснителем, не чувствуя сам, что он притеснитель».

2. Шпекин, «Ревизор»

«Почтмейстер – простодушный до наивности человек, глядящий на жизнь как на собрание интересных историй для препровождения времени, которые он начитывает в распечатываемых письмах».

5. Хлестаков, «Ревизор»

«Сам по себе ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чьё-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо».

7. Добчинский, Бобчинский, «Ревизор»

«Два городских болтуна. Это люди, которых жизнь заключилась вся в беганьях по городу с засвидетельствованием почтенья и в размене вестей.Всё у них стало визит. Страсть рассказать поглотила всякое другое занятие, и эта страсть стала их движущею страстью и стремленьем жизни».

11. Осип, «Ревизор»

«Русский слуга пожилых лет, который смотрит несколько вниз, грубит барину, смекнувши, что барин щелкопёр и дрянцо, и который любит себе самому читать нравоучение для барина, который молча плут, однако умеет воспользоваться в таких случаях, когда можно мимоходом поживиться…»

12. Хлопов, «Ревизор»

«Смотритель училищ – ничего более, как напуганный человек частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что; а потому боится, как огня, всяких посещений и трепещет, как лист, при вести о ревизоре, хотя и не знает сам, в чём грешен».

14. Земляника, «Ревизор»

«Человек толстый, но плут тонкий, несмотря на необъятную толщину свою; который имеет много увёртливого и льстивого в оборотах поступков… Он принадлежит к числу тех людей, которые, только для того, чтобы вывернуться самим, не находят другого средства, как чтобы топить других, и торопливы на всякие каверзничества и донося, не принимая в строку ни кумовства, ни дружбы, помышляя только о том, как бы вынести себя. Несмотря на неповоротливость и толщину, всегда поворотлив».

22. Ляпкин-Тяпкин, «Ревизор»

«Судья – человек, меньше погрязший в взятках. Он даже не охотник творить неправду, но велика страсть ко псовой охоте… Он занят собой и умом своим, и безбожник, только потому, что на этом поприще есть простор ему высказать себя… Он говорит и в то же время смотрит, какой эффект производят на других его слова».


Гоголевские персонажи

1. «Ревизор»

«Человек этот более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывёт в руки. Из-за этой заботы ему некогда было взглянуть построже на жизнь или же осмотреться получше на себя. Из-за этой заботы он стал притеснителем, не чувствуя сам, что он притеснитель».

2. «Ревизор»

«Почтмейстер – простодушный до наивности человек, глядящий на жизнь как на собрание интересных историй для препровождения времени, которые он начитывает в распечатываемых письмах».

3. «Майская ночь, или утопленница»

«С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак … сын сельского головы. На козаке решетиловская шапка. Козак идёт по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает.

4.  Рассказчик. Дьяк Диканьской церкви. Ходил не в пестрядевом халате как многие деревенские дьячки, а в балахоне из тонкого сукна, цвету застуженного картофельного киселя, за которое платил он в Полтаве чуть не по шести рублей за аршин. От сапог его не слышен был запах дёгтя – он чистил их самым лучшим смальцем, какого с радостью иной мужик положил бы себе в кашу.  А что за истории умел он отпускать! Но сильно не любил, чтобы его перебивали.

5. «Ревизор»

«Сам по себе ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чьё-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо».

6. «Тарас Бульба»

Красавица «черноглазая и белая, как снег, озарённый утренним румянцем солнца. Она смеялась от души, и смех придавал сверкающую силу её ослепительной красоте… Красавица была ветрена, как полячка, но глаза её, глаза чудесные, пронзительно-ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство».

7. «Ревизор»

«Два городских болтуна. Это люди, которых жизнь заключилась вся в беганьях по городу с засвидетельствованием почтенья и в размене вестей. Всё у них стало визит. Страсть рассказать поглотила всякое другое занятие, и эта страсть стала их движущею страстью и стремленьем жизни».

8. «Ночь перед Рождеством»

«Силач и детина хоть куда, в досужее от дел время занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке».

9. «Ночь перед Рождеством»

Этот пузатый … был точно когда-то запорожцем. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что он, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой он ни сделал шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось – винокуренная кадь двигалась по улице».

10. «Ночь перед Рождеством»

«Мать кузнеца имела от роду не больше 40 лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако она так умела причаровывать к себе самых степенных казаков»

11. «Ревизор»

«Русский слуга пожилых лет, который смотрит несколько вниз, грубит барину, смекнувши, что барин щелкопёр и дрянцо, и который любит себе самому читать нравоучение для барина, который молча плут, однако умеет воспользоваться в таких случаях, когда можно мимоходом поживиться…»

12. «Ревизор»

«Смотритель училищ – ничего более, как напуганный человек частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что; а потому боится, как огня, всяких посещений и трепещет, как лист, при вести о ревизоре, хотя и не знает сам, в чём грешен».

13.  Рассказчик.  «Нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечерах у пасечника… За что меня миряне прозвали … - ей-Богу, не умею сказать. И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут люди кому какое прозвище, то и во веки веков останется оно».

14. «Ревизор»

«Человек толстый, но плут тонкий, несмотря на необъятную толщину свою; который имеет много увёртливого и льстивого в оборотах поступков… Он принадлежит к числу тех людей, которые, только для того, чтобы вывернуться самим, не находят другого средства, как чтобы топить других, и торопливы на всякие каверзничества и донося, не принимая в строку ни кумовства, ни дружбы, помышляя только о том, как бы вынести себя. Несмотря на неповоротливость и толщину, всегда поворотлив».

15. «Вий»

«Ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в чёрной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землёю ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли».

16. «Тарас Бульба»

«Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волдосы из-под медной его шапки: вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы…  А он, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодейший всех в стае».

17. «Ночь перед Рождеством»

«Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком»

18. «Майская ночь, или утопленница»

«Девушка на поре семнадцатой весны… переступила через порог. В полуясном мраке горели приветно, будто звёздочки, ясные очи; блистало красное коралловое монисто, и от орлиных очей парубка не могла укрыться даже краска, стыдливо вспыхнувшая на щеках её».

19. «Ночь перед Рождеством»

Ей «не минуло ещё и семнадцати лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки только и речей было, что про неё».

20. «Майская ночь, или утопленница»

«Этот голова важное лицо на селе. Всё село, завидевши его, берётся за шапки; а девушки, самые молоденькие, отдают добридень. Голова угрюм, суров с виду и не любит много говорить… выучился раздумно и важно потуплять голову, гладить длинные, закрутившиеся вниз усы и кидать соколиный взгляд исподлобья».

21. «Тарас Бульба»

«Считался всегда одним из лучших товарищей… Был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки… Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время.

22. «Ревизор»

«Судья – человек, меньше погрязший в взятках. Он даже не охотник творить неправду, но велика страсть ко псовой охоте… Он занят собой и умом своим, и безбожник, только потому, что на этом поприще есть простор ему высказать себя… Он говорит и в то же время смотрит, какой эффект производят на других его слова».

23. «Тарас Бульба»

Это «был один из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава… Он любил простую жизнь… Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия»

Кроссворд «Гоголевские персонажи»

1

Н

2

И

3

К

4

О

5

Л

6

А

7

Й

8

В

9

А

10

С

11

И

12

Л

13

Ь

14

Е

15

В

16

И

17

Ч

18

Г

19

О

20

Г

21

О

22

Л

23

Ь


Кроссворд «Гоголевские персонажи»

1

А

Н

Т

О

Н

2

Ш

П

Е

К

И

Н

3

Л

Е

В

К

О

4

Ф

О

М

А

5

Х

Л

Е

С

Т

А

К

О

В

6

П

А

Н

Н

О

Ч

К

А

7

Д

О

Б

Ч

И

Н

С

К

И

Й

8

В

А

К

У

Л

А

9

П

А

Ц

Ю

К

10

С

О

Л

О

Х

А

11

О

С

И

П

12

Х

Л

О

П

О

В

13

П

А

Н

Ь

К

О

14

З

Е

М

Л

Я

Н

И

К

А

15

В

И

Й

16

А

Н

Д

Р

И

Й

17

Ч

Ё

Р

Т

18

Г

А

Н

Н

А

19

О

К

С

А

Н

А

20

Г

О

Л

О

В

А

21

О

С

Т

А

П

22

Л

Я

П

К

И

Н

-

Т

Я

П

К

И

Н

23

Б

У

Л

Ь

Б

А



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

Мастер-класс по изготовлению кукольных персонажей из изолона для театра кукол

Изолон — материал гигиенически безопасный и очень приятный на ощупь. Он мягкий, теплый, упругий, поэтому нравится детям. Изолон не рвется и не ломается, зато очень хорошо режется даже маникюрным...

Открытый урок по литературе«Причины столкновения персонажей в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».

Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения....

урок рисования в 7 классе "Портреты библейских персонажей"

Урок на тему: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета) проводится в 7 классе в 3 четверти на тему отводится два часа. Тема «Портреты библейских персонажей» интересна тем, что...

Урок мини-проект "Создание словаря персонажей славянской мифологии"

Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемыЗадачи:1.      Совместный поиск учащимися  и педагогом новых...

Урок - игра по теме:"Литературные персонажи детских английских произведений"

Урок проводился во 2 классе по учебнику авторов М. З. Биболетовой,О. А. Денисенко "Английский с удовольствием". Одним из спосов создания устойчивой мотивации к изучению иностранного языка у младшего ш...

Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа."

Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе п...