Открытый урок по литературе«Причины столкновения персонажей в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok__po_literature_v_5.docx | 15.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 5 классе
учителя русского языка и литературы Ларионовой Л.А.
16 марта 2010 года.
Тема: «Причины столкновения персонажей в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».
Цели урока: 1.Обучение элементам анализа текста. 2.Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения. 3.Воспитание гуманизма, эмоциональной культуры, культуры общения. 4.Воспитание неприязни к таким чертам, как непослушание, вседозволенность, каприз, эгоизм. Задачи: 1.Расширить и углубить знания по теории литературы: о конфликте, о роли эпизода в создании образа. 2.Развить умение выделять частное из общего. 3. Формировать и развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к родной литературе.
Тип урока: урок целевого применения усвоенного.
Форма обучения: общеклассная.
Оформление: стенд, экран.
- 1 –
Начало урока. Домашнее задание: читать 5 и 6 главы, задания (1 вариант – с 7-10) 1.Установка на восприятие. -Обратите внимание на оформление урока : стенд, технические средства. Вспомните , о чем шла речь на прошлом уроке.
2.Письменный экспресс – опрос по рассказу ( вопросы высвечиваются на экране ) . Отвечать коротко.. 1.Рассказ «Белый пудель написал Л.Н.Толстой? (Нет). 2.Как звали дедушку? (Лодыжкин ) 3.Были ли дедушка и мальчик родными? ( Нет) 4.Что привело героев в Крым? (Поиск заработка) 5.Как назывался музыкальный инструмент бродячих артистов? (Шарманка) 6.Какая кличка была у собаки? (Арто) 7.Как в литературе называется столкновение между героями? (Конфликт)
3.Соощение и запись темы урока. Слово учителя. Существует мнение, что , чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее , а другие милосерднее. Одни любят ссориться и конфликтовать, а другие уходят от этого. -Каких людей больше? В этом нам поможет разобраться А.И.Куприн и герои его рассказа «Белый пудель» А размышлять мы будем над проблемой «Причины столкновения персонажей в рассказе».
4. Основная часть.
_ Каким образом Сережа и старик Лодыжкин добывали средства для существования? -С каким необычным для них миром столкнулись бродячие артисты на даче «Дружба»? -Между кем и кем произошло столкновение? Чтение эпизода в лицах. Стр. 175. -Из – за чего разгорелся сыр-бор? - -Кто был в центре внимания? Запишем, пропустив 2 строчки для эпиграфа. Трилли ---------Из-за -------- Из-за (Николай лекарства Арто Аполлонович) (не хочу) (хочу) ----со взрослыми ------ с дедушкой ----дворник -------- с дедушкой -Как вы думаете, какое любимое слово было у мальчика? Мы его не слышим , но наверняка оно звучало в стенах дома. (Не хочу). Запишем его. -Какие черты характера проявились в этой сцене у Трилли? -Кто оказался свидетелем происходящего? -Что решили сделать артисты, чтобы разрядить обстановку? -Как отреагировали на это взрослые? -Что произошло потом? -Вам понравилось, как выступали артисты? И снова произошло столкновение. -Кто стал причиной нового конфликта? Запишем. -Как решалась в этой сцене судьба пуделя? -Чего никак не мог понять дедушка Лодыжкин? -Вспомните, не было ли в словах мамы чего-то такого, что натолкнуло Трилли на очередное капризное желание? («Хочешь живого ослика? Хочешь живую лошадку?»). Какое слово слишком требовательно звучит в его речи? (Хочу!). Запишем).
-Почему дедушка отказался продать собаку? (стр. 181) -В чем убеждали старика барыня («Нет вещи, которая бы не продавалась…»), - толстый господин («Ты бы лучше не ломался…»)?
Итак, героев выгнали. Но мы почему – то очень рады этому и отправляемся вместе с ними к морю. Но конфликт ,как оказалось, не был исчерпан. И автор снова заставляет нас переживать. -Что произошло на этот раз? Кто оказался втянутым в новое столкновение? -Как вы считаете, дворник –это исполнитель или конфликтующая сторона? Почему? -Какие слова просил передать барыне дедушка? (Не все ,мол, продается , что покупается,..) Подойдут ли они в качестве эпиграфа? Запишем их. Итоги урока. Конфликт высветил благородство полунищего старика, отказавшегося продать друга – пуделя за 300 руб. , и безнравственность миллионеров Обольяниновых, готовых выложить за каприз своего отпрыска любую сумму, а если деньги не помогут, то и спровоцировать преступление. О том, что произошло потом, мы поговорим на следующем уроке. -А сейчас несколько вопросов к вам.—Как поступаете вы, если у вас возникла конфликтная ситуация? -Послушаем, что советуют вам ваши дедушки? (Чтение посланий).
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"
Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....
Урок литературы "По рецепту профессора Пирогова (рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор")
Заключительный урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор». Цели урока:- развивать навыки анализа художественного произведения; - закрепить понят...
Любовью дорожить умейте. Урок литературы в 8 классе по рассказу А. И. Куприна "Куст сирени"
Рассказ А. И. Куприна прекрасно воспитывает нравственное отношение к семье, учит любить и ценить взаимопонимание и верность. В процессе урока организована поисковая деятельность учащихся, используется...
Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени"
Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени". Программа В.Я.Коровиной....
Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет".
Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"....
Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени" с применением приемов технологии развития критического мышления.
Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени".Разработан урок с применением приемов технологии развития критического мышления(кластер, синквейн, составление телеграммы и др.) и техн...
Урок по литературе «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»
Класс: 8Тема урока: «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»УМК: В.Я.КоровинаТип урока: урок художественного восприятия произведенияЦели: Образовательные:познакомить уч...