Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Сосорова Маргарита Владимировна

Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс. Урок сопровождает презентация. Нужно найти фильм, снятый по рассказу. Фильм киностудии "Грузия-фильм". Режиссер-постановщик Г. Калатозишвили. В ролях: Ю. Назаров, В. Солодников. 1975 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_lit-ry_5_kl._kavk._plennik.doc54 КБ
Office presentation icon kavkaz._plennik.ppt1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

по рассказу Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник».

Жилин и Костылин - сравнительная характеристика героев

      Цели урока:

     Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа.

      Личностные: воспитание общечеловеческих ценностей; воспитание духовно-нравственных качеств личности, умение сострадать; с честью выходить из трудных ситуаций, обучение культуре речевого общения и этикету; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

       Метапредметные:

 - Регулятивные: целеполагание;  самостоятельная исследовательская и творческая деятельность; развитие навыка анализа художественного произведения; развитие логического мышления;  контроль в форме сличения результата с заданным эталоном, коррекция.

 - Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации из текста; умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение подробно, сжато, выборочно  передавать содержание текста;

    Универсальные логические действия: анализ, синтез, выбор оснований  и критериев для сравнения, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

- Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем; умение работать в группе  со сверстниками; сотрудничество в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; участвовать в коллективном обсуждении проблем;  

Ход урока

  1. Оргмомент

  1. Беседа.

 - Мы начнем с вами с  названия произведения. "Кавказский пленник"( слайд № 1)

      - Что такое КАВКАЗ?  

          (территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, горы( слайд № 2, 3).

      - Расскажите о значении Кавказа в жизни писателя.

(участие в военных делах на Кавказе. Автобиографические сведения: преследование чеченцами, чуть не взяли в плен). Почти три года писатель прожил в казачьей станице и участвуя в военных действиях.

 - О чем рассказывается в произведении?

     (Кавказская война 1817-1864, война российской империи с горскими народами Северного Кавказа. (слайд № 4)

    - А теперь давайте узнаем, какие чувства вызывал Кавказ у Льва Толстого.  Кавказская природа и простота казачьей жизни  поразили Толстого, дали материал для повести "Казаки". Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". (слайд № 5)

     - Именно эта тема и звучит в названии

         "Кавказский пленник" = свобода (простор, красота Кавказа) и война (плен) (слайд № 6).

3. Вызов.

 - А теперь мы посмотрим отрывок из художественного фильма, снятого по рассказу «Кавказский пленник»

               (Эпизод: Жилин и Костылин: Жилин копает подкоп, а Костылин сидит. Во время побега Костылин отстает и не может идти, Жилин помогает ему, несет его, но не бросает, говоря, что друзей не бросают.)

 - Кто изображен?

(Это Жилин и Костылин - главные герои рассказа.

 - Значит, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

(мы сегодня на уроке поговорим об этих героях).

 -  Запишите число и тему : Жилин и Костылин  - главные герои рассказа (слайд № 7)

  1. Осмысление
  1. Викторина «Угадай героя»

 - Но в рассказе кроме главных героев есть еще и другие. Проведем викторину «Угадай героя». Вы должны догадаться, кто это. (слайд № 8)

  1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
  2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  4. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
  5. «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...» (Жилин)

  1. Работа в группах. (Класс разделен на 2 группы: 1 группа характеризует Жилина, а 2 группа Костылина.)

 - Каждая группа должна дать характеристику герою по плану.

                             План:   (слайд № 9)

  1. Описание внешности.

     2.Военное звание.

     3.Занятия в плену.

     4. Как готовились к побегу.

     5.Поведение во время побегов.

     6.Финал.

     7. Значение фамилии.

  1. Выступление групп.
  2. Заполнение диаграммы в тетради ( слайд № 10)

                   Различие    

  1. Рассмотрение таблиц – Поведение героев в плену (слайд № 11), поведение во время побега ( слайд № 12), значение имен – (слайд № 13)

  1. - Что можно сказать о героях? Какие они? Какой знак можно поставить между ними?        

                          (Они разные, противоположные).

  - Это противопоставление в литературе называется АНТИТЕЗА  - контраст, резкое противопоставление. (слайд № 14)

  1. Распределите слова-характеристики по героям: Жилин или Костылин.

( мать, Дина, благородство, забота, равнодушие, доброта, любовь, дружелюбие            предательство, выносливость, мастерство, лень, сила духа, эгоизм, сострадание           неуважение, слабость, твердость характера, товарищество).

  1. – Какой вывод можно сделать о героях?

                                           (ответы учащихся)

9.  - Подведите итоги урока.  

                                       - О чем это произведение?

                                      - Чему учит рассказ?

                         - Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

(Л. Н. Толстой размышляет о нравственных проблемах в жизни человека: товарищество, доброта и отзывчивость, верность, дружба, храбрость и стойкость. Он поддерживает Жилина и его силу духа, стойкость, выносливость и настоящую дружбу, так как он не бросил Костылина, хотя тот постоянно был ему обузой. Без него он бы убежал.

  1. Рефлексия

1. Синквейн- пятистишие  Жилин или Костылин.

1 строка  – 1 слово

2 строка – 2 прилагательных, характеризующие героя.

3 строка – 3 глагола

4 строка – 1 предложение, высказывание о герое.

5 строка – 1 обобщающее слово как вывод, заключение

            2.ТЕСТ по содержанию рассказа – Ответьте ДА или НЕТ

1. События происходили весной. (- лето)

2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 1000 рублей. (- 3 тысячи)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)

8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)

9. Во время побега ему помогла Дина. (+)

10. После побега Жилин  в отпуск не поехал. (+)

                                     Оценивание:

  • нет ошибок - "5";      1-3 ошибки - "4";           4-5 ошибки - "3".

  1. Д/з – ответить на вопросы после рассказа.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Слайд 4

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Борьба горцев-мусульман с русскими - война мусульман с «иноверцами».

Слайд 5

Лев Толстой о Кавказе: «…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода ».

Слайд 6

Название «Кавказский пленник» = свобода (простор, горы Кавказа) и война (убийства, плен, выкупы)

Слайд 7

Тема урока Жилин и Костылин - главные герои рассказа

Слайд 8

Викторина «Угадай героя» «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» «Хоть невелик ростом, а удал был» «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...»

Слайд 9

План характеристики: 1. Описание внешности. 2.Военное звание. 3.Занятия в пленуэ 4. Как готовились к побегу. 5.Поведение во время побегов. 6.Финал. 7. Значение фамилии.

Слайд 10

Диграмма Костылин различие Жилин сходство различие

Слайд 11

Жилин и Костылин в плену Жилин Костылин -высматривает -выпытывает -копает дыру -лепит кукол -плетёт корзины -чинит оружие, часы -учится понимать татарский язык -пишет письма домой -скучает -спит

Слайд 12

Жилин и Костылин во время побега. Жилин 1.Полез под стену, выбрался 2.Снял сапоги, пошел босиком 3.Побежал назад и влево в гору, в лес. 4.Шикнет-шикнет, а сам всё идет 5.Свистнул Жилин потихоньку, смеётся 6.Расседился… обругал его. Так я же один уйду. 7.Стал его Жилин силой поднимать. 8.Посадил на себя Костылина, поволок 9.Нет, не пойду : не годится товарища бросать. Костылин 1.Полез, да зацепил камень ногой, загремел. 2.Пошел босиком, изрезал все ноги и все отстает. 3.Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови. 4. …все отстает и охает 5.Так и упал со страху 6. Как хочешь, а я не дойду 7.Не могу, ей-Богу, не могу, сил моих нет. 8.Как закричит 9.Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

Слайд 13

Значение имен героев: Жилин. - Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда слово «жилистый». «Жилистый человек» - выносливый, крепкий человек. Жилин постоянно в движении, он не может просто так сидеть без дела. Костылин - Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих. Костылин- слабый человек, сам ничего не может сделать. Ему постоянно нужна помощь и поддержка. Он- бездельник.

Слайд 14

АНТИТЕЗА контраст, резкое противопоставление.

Слайд 15

Распределите слова: Жилин или Костылин мать Дина благородство забота равнодушие доброта любовь товарищество дружелюбие предательство выносливость мастерство лень сила духа эгоизм сострадание неуважение слабость твердость характера

Слайд 16

Синквейн 1 строка - тема (1 слово) 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – предложение 5 строка – 1 существительное (обобщающее слово. Вывод)

Слайд 17

МИНИ-ТЕСТ – да или нет 1. События происходили весной. 2. Жилин был невелик ростом, да удал. 3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 1000 рублей. 5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. 7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. 8. Во второй раз Жилин бежал один. 9. Во время побега ему помогла Дина. 10. После побега Жилин в отпуск не поехал. Оценивание: нет ошибок - "5"; 1-2 ошибки - "4"; 3-4 ошибки - "3".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"

Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...

Конспект урока по современной литературе для 11 класса "Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»".

Урок по литературе в 11 классе посвящен творчеству талантливого писателя В. Пелевина. На уроке рассматривались приемы создания мира в прозе В. Пелевина:приемы размытия границ между жизнью и смер...

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: "РАССКАЗЫ: НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ"

Данный урок позволяет учащимся значительно повысить уровень владения навыками письменной речи, т.к. содержит большой объем тренировочных упражнений повышенной сложности, позволяя, тем самым, решать по...

Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Данный конспект является приложением к системе работы по теме "Гражданско- патриотическое становление школьников на уроках литературы"...

Конспект урока по рассказу Бунина "Лапти". 7 класс.

Конспект на 2 урока. Образовательные цели:помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа...