Урок литературы на тему "Нравственные уроки в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "
план-конспект урока по литературе (5 класс)
При прочтении и анализе данного рассказа важно донести до учащихся проблему конфликта между народами и показать, какие человеческие качества важны в жизни независимо от национальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_uroki_kavkazskiy_plennik.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Нравственные уроки рассказа
Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
(Урок литературы. 5 класс)
Рассказ Л.Н.Толстого всегда производит очень сильное впечатление на детей. Это и понятно – ведь великий писатель его специально для них и создал. Лев Николаевич хорошо знал жизнь людей Кавказа, поскольку участвовал в войне с горцами и поняли этих людей. Кроме того, автор поднимает в произведении очень важные не только для отдельного человека, но и для всего человечества вопросы, и главный из них – о войне и мире как способе решения проблем, возникающих между людьми. Толстой – везде Толстой, и этот рассказ несет в себе философские взгляды и нравственные ценности великого русского писателя. По сути дела, «Кавказский пленник» - это «Война и мир», написанная для маленьких детей: в нем, как в капле, отразилось океаническое содержание великого романа-эпопеи Л.Н.Толстого.
Цели:
- Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу;
- Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;
- Воспитывающая: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;
- Коммуникативная: обучение культуре речевого общения и этикету.
- Обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». Дома вам нужно было выписать из толкового словаря С.И.Ожегова значение слов «плен», «пленник», «пленять».
(Плен – неволя.
Пленник – взятый в плен, невольник.
Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить).
- Лев Николаевич называет свой рассказ «Кавказский пленник». То есть человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе. Кавказ никого не оставит равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.
С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот строки его произведений:
Светает. Горы снеговые
На небосклоне голубом
Зубцы подъемлют золотые;
Слилися с утренним лучом
Края волнистого тумана,
И на верху горы Шайтана
Огонь, стыдясь перед зарей,
Бледнеет…
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…
(«Измаил-Бей»)
- На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Так случилось и с героями нашего рассказа – Жилиным и Костылиным.
Событие, о котором повествуется в рассказе «Кавказский пленник», происходит в 19 веке. В рассказе нет чёткой привязки к определённой дате. «На Кавказе тогда война была». Видимо, это не так уж и важно для самого писателя. Важнее – как ведут себя во время этих военных действий люди, какие нормы поведения выбирают в экстремальной ситуации.
Время не стоит на месте… Но неизменным остаётся одно: нравственные ориентиры. Поэтому так сильна всегда тяга у людей к религии. Можно верить – можно не верить в Бога, в Аллаха, но их нравственные заповеди никогда и никем не подвергаются сомнению, хотя часто нарушаются (или по злому умыслу, или по стечению обстоятельств). Именно нарушение этих заповедей и приводит к отчуждению, к конфликтам, к войнам.
Вся художественная литература построена на этом противопоставлении добра и зла.
Толстого всегда считали и считают великим гуманистом.
Гуманизм - система воззрений, признающих ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие, и проявление всех его способностей.
2. Каковы же нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых Толстой написал это произведение.
3. Проверка ДЗ - Положительные и отрицательные качества человека (антонимы)
Добро | Зло |
Любовь | Ненависть |
Трудолюбие | Лень |
Дружба | Предательство |
Смелость | Трусость |
Мир | Война |
Милосердие | Эгоизм |
Нравственность | Безнравственность |
4. Рассказ «Кавказский пленник» Толстой рассматривал как «образец тех приемов и языка», которыми он будет «писать для больших». Главная трудность, по словам Толстого, состояла в том, чтобы «было просто, ясно, не было бы ничего лишнего и фальшивого».
Исследование «Простота, ясность, лаконизм языка рассказа» ( Вопрос- проследить , какие прилагательные чаще используются при описании героев, картин природы: цветовые, осязательные и др.)
Вывод: Цветовых эпитетов мало, чёрный, красный, белый, синий. Больше прилагательных передающих осязательные ощущения: серебряный, мокрый и др.
Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.
Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?
- Главные герои - Жилин и Костылин.
- Татары и русские (Жилин и татары)
- Дина и другие жители аула.
- Война и мирная жизнь.
6. Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»
Вывод: При описании Жилина - глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.
Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?
Что обозначает:
Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный - сильный, упругий
Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных
Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?
Итог этой работы – составленная в тетрадь таблица:
- Обратили ли вы внимание, что имена есть только у горцев: Абдул-Мурат, Кази-Мугамед, Дина? Даже у главных героев только фамилии и обобщённое имя Иван.
-Что обозначают имена Мурат, Дина?
Мурат- (арабское) - желанная цель, желанное намерение.
Дина - происходит, возможно, от греческого "динамис" - сила, мощь, или арабского "дин" - вера.
7. Попробуйте соединить стрелкам, с кем у Жилина сложились отношения, кто идёт на контакт с ним, а кто настроен враждебно?
Вывод: Жилин общается со всеми жителями села, но не все идут на контакт. Красный татарин, рыжий и старик в чалме смотрят на него, «как волки» (ещё один литературный приём - сравнение людей с животным
миром), смотрят «как на зверя». Почему? Они джигиты, воины «много русских убили», для них война - это дело чести. Иноверцев они не потерпят. Толстой сравнивает их с волками. На Жилина они смотрят «как на зверя»
7. Исследование: Сравнения в тексте рассказа.
Не зря у черноватого татарина, хозяина пленников, имя Мурат (желанная цель, желанное намерение). У него другое отношение к пленным, к Жилину «да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то, что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал».
Вывод: люди из враждующих лагерей могут найти общий язык, но только если прекращается насилие, война. В труде, в мирных занятиях завязываются различные отношения.
Но как только начинаются военные действия, все связи рушатся. Во время войны зло порождает новое зло, но в больших размерах (смерть татарина - отомстить, разорили семью, убили сыновей у татарина в чалме- отомстить) Причём, Толстой не выделяет ,кто прав- кто виноват. Насилие одинаково с обеих сторон: и русских, и татар. В это время в силу вступают новые законы: взятый в плен русский - это товар. И слова Абдул-Мурата о любви к ближнему звучат по-другому: «Он велит тебя убить; да мне нельзя убить,— я за тебя деньги заплатил».
Отношение к пленникам меняется после побега.
8. Кто может изменить ситуацию, по мысли Толстого? Дети, такие, как Дина. (от греческого "динамис" - сила, мощь, или арабского "дин" - вера). Она очень похожа на отца.
Детали портрета: чёрные светлые глаза, синий с красным наряд (как у отца).
Информация к размышлению
Значение цвета: от синего к красному - повышает кровяное давление( у читателей, у Жилина).
В одном из дневников Толстой пишет,что он «сильно на примете у синих, так он называл жандармов.
- Дина отличается от других детей в ауле. Чем?
- С кем сравнивает Толстой Дину в начале и в конце рассказа? Почему?
-Отпрыгнула «как дикая коза»;
-убежала «как козочка».
Снова мы видим сопоставление с животным миром.
Все остальные дети - это толпа, но управляемая взрослыми– 3 эпизода.
- Привезли пленных - радуются, бросают камни, т.к. разрешают взрослые.
- Жилин делает игрушки - радуются, ходят за ним толпой, т.к. не запрещают взрослые.
- После 1-го побега - камнями, плёткой бьют, визжат, т.к. поощряют взрослые.
Все они очень похожи на кукол, которых делает из глины Жилин. Дина же делает другой выбор, она не как управляемая кукла, выполняет волю отца, она проявляет искреннее внимание, заинтересованность, сострадание, милосердие. В этой девочке большая сила духа, вера в лучшие человеческие качества (значение имени)
-Многие после прочтения этого рассказа задают вопрос – а почему Дина не ушла с Жилиным? Сделали ли вы для себя вывод - почему?
-история старика в чалме.
9. Идея произведения, его основная мысль обычно заложена в названии. Смогли ли вы ответить на вопрос «Почему рассказ называется «Кавказский пленник» в ед. ч., ведь героев 2.
10.Обобщим наши наблюдения за языком
- «Говорящие» имена и фамилии.
- Минимум эпитетов - прилагательных, больше глаголов - создаётся динамичность действия.
- Отбор лексических средств при характеристике образов (Жилин-глаголы, Костылин-существительные и прилагательные).
- При описании больше прилагательных, передающих осязательные ощущения.
- Литературный приём - сравнение.
- Мастер портретных характеристик.
Вывод: Стремительное развитие драматического сюжетного действия, простота и ясность языка, его лаконизм — это отличительные черты рассказа «Кавказский пленник»
11. Для чего же нужна была такая кропотливая работа над отбором лексических средств? Вернёмся к началу урока. Толстого считали и считают великим гуманистом. Какие нравственные уроки он нам преподносит в рассказе «Кавказский пленник»?
1) Только мирное сосуществование может помочь людям оставаться людьми. 2) Чтобы люди могли жить в мире, необходим совместный труд, тогда проявляются их способности.
3) Каждый человек имеет право на своё мнение.
4) Дети могут спасти мир, но им нужно соответствующее воспитание.
12. Ребята, вы хорошо поработали и теперь мы немного отдохнем и ответим на вопросы кроссворда.
1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая». (Дина)
2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». (Рассказ)
3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа. (Пушкин)
4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». (Сюжет).
5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? (Азбука)
6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина? (Антитеза)
д | и | н | а | ||||||
р | а | с | с | к | а | з | |||
п | у | ш | к | и | н | ||||
с | ю | ж | е | т | |||||
а | з | б | у | к | а | ||||
а | н | т | и | т | е | з | а |
- Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.
Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.
Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:
«На всё добро ответим мы добром,
На всю любовь ответим мы любовью».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...
Урок литературы "Нестандартное начало урока литературы"
В презентации предложены интересные этапы начала урока литературы...