Заключительный урок по произведению "Кавказский пленник"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы в 5 классе по программе Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaklyuchitelnyy_urok_po_proizvedeniyu_kavkazskiy_plennik.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин
Урок 51
Тема: Заключительный урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Цели деятельности учителя: подвести учащихся к решению вопроса: кто из героев может назваться «кавказским пленником»; помочь понять, почему в названии рассказа говорится об одном пленнике, несмотря на то что их было двое; развивать речь учащихся, дав им задание – написать сочинение-рассуждение по произведению.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне 3 мин | Как ваше настроение? Готовы к работе? Прочитайте эпиграфы урока. Объясните их смысл. Слайд 1 Лихо помнится, а добро век не забудется. Иноходец в пути не товарищ. Пословицы Слайд 2. Что вы видите на слайде? Как это связано с темой урока? | Подготовка класса к работе | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
2. Актуализация знаний. Организация и самоорганизация учащихся Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». 7 мин | I. Проверка домашнего задания 1. Работа с V главой. Какие вопросы вы придумали к V главе? Учитель. Итак, читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он изучил местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе. 2.Продолжение работы над сравнительной характеристикой героев (слайд) Отличия (сходство) в поведении героев: Жилин Костылин Поведение героев на свободе проявляет волю, мужество, не соратник, а обуза; находчивость, стойкость, страдает, проявляет эгоизм, плохо активно борется переносит боль, усталость, бездействует - Проверим. А как высчитаете? Слайд 3 Слайд 4 Жила – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий. Костыль – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» – плетется помаленьку. Слайд 6
| Ответы ребят Работа в паре Проверка. Вывод. Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался Жилину не товарищем, а обузой в дороге. | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
3. Постановка учебной задачи 3 мин | Итак дома Вы прочитали все произведение. - Что же нас ждет сегодня? - Каковы цели сегодняшнего урока? Наметим план работы. | Формулировка темы Формулируют цели Составляют план работы | |
4. Практикум Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися 8 мин | - О каком персонаже мы еще не говорили? 1. Беседа о главной героине рассказа – Дине. Слайд 7 Я вам предлагаю нарисовать портрет бесстрашной татарской девочки. - Чьё описание вам больше понравилось? Слайд 8 – Найдите фрагмент спасения Жилина Диной. 2. Чтение фрагмента VI части рассказа. Прочитаем фрагмент, озаглавим каждую часть. (с.255 от слов «Поглядел вверх…», до «Век тебя не забуду». Предлагаю составить план рассказа о том, как Дина помогла бежать Жилину. Слайд 9 План 1. Под страхом смерти в яме. 2. Тайная помощь Дины. 3. И вновь помощь Дины. 4. Колодки сбить не удалось. 5. Прощай, Дина! | Работа в паре Оценивание Работа в паре Оценивание Составление плана Проверка Оценивание | Умение работать в группе, выражение своих мыслей |
4.Проверка полученных результатов. Коррекция 15 мин | Слайд 10 1.Работа с терминами 2.Задание: Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного? 1. Нет друга – ищи, а нашел – береги. 2. Друга на деньги не купишь. 3. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. 4. Иноходец в пути не товарищ. 5. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. (Лишняя пословица.) 6. Береги честь смолоду, а кафтан снову. 7. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. 8. Распутья бояться, так и в путь не ходить. 3.Итог - Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников было два? - Что вы можете сказать о языке рассказа? (Язык кавказского пленника близок к языку народному, сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь») Слайд 11 4. Мини-тест. 1. События происходили осенью. (-) 2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+) 3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+) 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рудлей. (-) 5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+) 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-) 7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+) 8. Во второй раз Жилин бежал один. (+) 9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+) 10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+) Слайд 12 | Оценивание Подводят итог, отвечая на вопрос Оценивание Оценивание: нет ошибок - "5"; 1-2 ошибки - "4"; 3-4 ошибки - "3" | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
5. Рефлексия. 8 мин Домашнее задание 1 мин 45 мин | Слайд 13 Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения? Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса Слайд 14 Написать сочинение на одну из тем
| Оценивают свою работу на уроке | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УУД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заключительный урок по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Урок литературы в 5 классе...
Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...
Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»
Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...
6 класс ИЗО. Заключительный урок. ТЕМА УРОКА: «Подведение итогов работы по изобразительному искусству».
Поурочное планирование по ИЗО 6класс 8 вид....
Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"
Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"...
Презентация к уроку литературы "Кавказский пленник"
Цели данного урока - проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося очередного побега, сидения в яме; понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает с...
Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме: “In the Spotlight” (заключительный урок модуля)
Цели урока: Образовательные: активизировать в речи изученную лексику и грамматические структуры. Развивающие: совершенствовать коммуникативные действия, умения аудирования, говорения и чтения Воспи...