Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок построен с учетом требований ФГОС. При анализе сказки "Повесть о том, как один мужик...." проводится параллель с "Робинзоном Крузо" Д.Дефо. Детям предлагается ролевая игра «Суд присяжных» (по сказке "Премудрый пескарь"). Важным этапом является просмотр мультфильма по сказке и определение роли его символической концовки, а также защита рисунков учащихся. Сравнительный анализ поэтики русских народных сказок и сказок Салтыкова-Щедрина сопровождается составлением фишбоуна -приема технологии развития критического мышления.В качестве рефлексии учащиеся размышляют над ключевой фразой, котрая является лейтмотиовм урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_saltykova_-shchedrina.docx | 341.83 КБ |
skazki_satykova_-shchedrina.ppt | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина»
Цель: выявить проблематику и художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Задачи:
Предметные:
- выяснить причины обращения писателя к сказкам;
- выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;
- определить традиционные и новаторские приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина, углубить знания о сатирических приемах.
Метапредметные:
- развитие критического мышления;
- развитие умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания, проводить аналогии, сопоставлять, обобщать, делать выводы, находить приемы создания сатирического;
- развитие навыков связной устной и письменной речи.
Личностные:
- воспитание критического отношения к себе, к обществу, к своему труду;
- воспитание активной жизненной позиции, негативного отношения к приспособленчеству, к пессимизму.
Ход урока
1.Приветствие
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, напряжение. Давайте улыбнемся друг другу, ведь если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю всем нам хорошего урока
2. Мотивация
1. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» (Салтыков-Щедрин)
- А как любовь к родине проявляется у писателей? (в произведениях)
У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию. Тревожила она в своё время и писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно, наибольшей популярностью пользуются его сказки.
А.П.Чехов высоко ценил эти произведения: «Прочтите… сказку Щедрина. Прелестная штучка. Получите удовольствие и руками разведёте от удивления…»
Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя.
Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70».
- - Как вы понимаете «изрядного»?
- - Тогда почему писатель избирает именно этот жанр, который больше подходит для детей?
(любимый всеми с детства и всем понятный;
Чтобы обмануть цензуру, в завуалированной форме поднять злободневные вопросы)
- - Ребята, с чего начинается у нас у всех знакомство с литературой? Что дают сказки детям?
(В них заключена мудрость. С помощью сказок дети познают окружающий мир.)
Вот и задача С-Щ – заставить взрослых открыть глаза на окружающий мир, пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
- - Ребята, а какие задачи вы поставите перед собой, работая над сказками?
(извлечь уроки, понять, как и через что выражает писатель свои мысли)
- Т. О., мы попытаемся разобраться в проблематике и художественном своеобразии сказок С-Щ
3. Актуализация знаний
- С какой сказкой вы уже знакомы из курса 7 класса? («Повесть о том, как один мужик»)
- Кого и за что обличает С-Щ?
(генералов - за паразитизм, глупость, неблагодарность, Мужика - за долготерпение)
- Какая яркая художественная деталь символизирует покорность народа? (веревка)
Итак, генералы очутились на необитаемом острове. Какие аналогии у вас вызывает упоминание о необитаемом острове? Какой литературный персонаж тоже очутился на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)
- Давайте сравним эти произведения. Взгляните на слайд.
«Робинзон Крузо»
Как герои выдерживают испытание?
Робинзон с честью выдерживает все испытания и оказывается способным выжить в трудных условиях
Проявленные качества
Смекалка, ум, практические умения, изобретательность
«Повесть о том…»
Генералы обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают
Глупость, беспомощность, отсутствие практических умений
Итак, автор намеренно помещает генералов в непривычные для них условия, ставит над ними своего рода эксперимент, чтобы резко и наглядно обозначить их самые отрицательные черты.
- Т.о., какие основные темы поднимаются в этой сказке С-Щ ?
- Сатира на властьимущих.
- Изображение жизни народа.
4. Изучение нового
- Анализ сказки «Дикий помещик»
- Узнаете ли вы, к какой сказке эта иллюстрация?
- Какие вопросы поднимает?
(социально- политические: тяжелое и бесправное положение народа, паразитизм помещиков, их беспечное существование за счет труда народа)
- Какова была цель С-Щ, когда он создавал образ Дикого помещика?
Определите идею: народ – создатель ценностей. Докажите по тексту (3 с конца абзац)
- Назовите основной прием в изображении помещика? Проиллюстрируйте .
(градация, чтобы показать деградацию, утрату человеческого в человеке: перестал мыться, оброс, стал ходить на четвереньках, перестал произносить членораздельные звуки)
- Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком” ?
(намек на монголо-татарское нашествие: иго – внешний враг, крепостное право – внутренний; только врагу придёт в голову мысль “сократить” население, уничтожить русского кормильца. )
- Какое историческое событие иносказательно представлено в начале и в конце сказки?
(В начале сказки мужики исчезают, то есть освобождаются от глупого помещика. Но в конце они водворяются на место, так как по сути после отмены крепостного права в России тяжелое положение крестьян не изменилось).
- Что об этом же говорил Некрасов?
- Как вы думаете, проблема народа и власти актуальна в наше время?
Предлагаю вам провести параллель с современностью. Прочитайте отрывок из интервью генерального директора государственной социологической службы Валерия Федорова от 22.03.2009:
«Главная проблема в отношениях народа и власти – кризис доверия. Люди привыкли, что государство реально им не помогало. Оно только декларировало святые цели, а на практике же делало все наоборот… И сейчас, что бы власть ни делала, она всегда будет сталкиваться с недоверием».
- Что нужно сделать, чтобы избежать конфликта или не потерять доверие народа?
(Честно жить и работать, любить родину. Чтобы слово не расходилось с делом)
Таким образом, хотя «Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при определенном историческом строе и в определенное историческое время, но и в наши дни некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались актуальными и современными.
- Чтобы определить еще одну тему, поднимаемую в сказках С-Щ. обратимся к сказке «Премудрый пескарь»
1. Я предлагаю провести суд присяжных, в котором выступит сторона обвинения в адрес главного героя, сторона защиты, а присяжные заседатели должны вынести решение (вердикт) суда. Я буду выполнять роль судебного заседателя
Итак, рассматривается дело по обвинению героя сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Слово предоставляется стороне обвинения. Поясните суду и присяжным заседателям, в чем вы обвиняете героя?
(в том, что он прожил бессмысленную жизнь, замуровав себя в тёмной норе. Образ премудрого пескаря – это образ мелкой рыбёшки, беспомощной и трусливой, жизнь которой пуста и бессмысленна. Мудрый, но мудрость пескаря «трусливая».Бесполезная жизнь, незаметная жизнь. Не испытал настоящих чувств, заботу, любовь. Не создал и не попытался создать семью).
- Слово предоставляется стороне защиты.
(«Ума палата была»; Слушал своих родителей (отца); Имел свой дом; Долгожитель; поддерживал здоровый образ жизни, в конце осознает свою никчемность).
- Мы выслушали две стороны: обвинения и защиты. Прошу присяжных заседателей вынести вердикт: Имеет ли смысл жизнь главного героя сказки Салтыкова Щедрина?
(Риторические вопросы в тексте: « Какие у него были радости? Кого он приютил? Кому доброе слово сказал? Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал хорошего?»- имеют один ответ – никого, никому, никаких… « Жил – дрожал и умирал – дрожал». Такая жизнь не имеет смысла
- Только пескарю вы выносите свой суровый вердикт?
(под пескарём Салтыков-Щедрин имел в виду именно человека, который должен оставить хоть какой-то след, чтобы о нём знали, чтобы его помнили. А о премудром пескаре никто никогда и не вспомнит, потому что и вспомнить - то нечего…)
2. - А теперь обратимся к композиции (проверкам д/з)
Элементы композиции: Экспозиция - наставления старого пескаря, рассказ об ухе. Завязка - решение премудрого пескаря прожить жизнь так, «чтоб никто не заметил». Развитие действия - жизнь пескаря. Кульминация - предсмертное «прозрение» героя. Развязка - исчезновение пескаря
Я хотела бы обратиться к экспозиции. Чем интересна экспозиция? В ней звучит наставление отца: какую роль оно играет? (дает неправильные жизненные ориентиры)
- Какие заветы оставляют своим детям другие отцы – герои классических произведений литературы? (если не помнят, то слайд с цитатами)
- Посмотрите экранизацию сказки «Премудрый пескарь» (режиссер Валентин Караваев, 1979) Обратите внимание на символическую концовку фильма. Что хотели ею сказать создатели мультфильма? (часы стали гробом для пескаря: время уносит таких в бездну небытия)
- Вот мы говорим о сатире, злом смехе, а я обратила внимание на комментарии к этому мультфильму. Никто не сказал «смешно». Почти все писали: «страшно», «жутко»… Почему? (страшно прожить всю жизнь вот так..)
- А как вы хотите прожить?
3. Анализ рисунков «Нарисуй мечту»
….всего этого не было у пескаря.
- Определите значение приставки ПРЕ: очень или пере?
- Я желаю вам одного – быть мудрыми без приставки ПРЕ, не перемудрить.
- Русские народные сказки нам знакомы. Но ведь и сказки С-Щ построены по тому же принципу. Назовите общие черты с примерами…. А теперь попробуйте определить черты, присущие только С-Щ.: (фишбоун)
Сходство:
- Вымысел
- Герои – животные
-Гипербола
- Аллегория
- Положительные герои
-Сказочные приемы(зачин, концовка, магическая цифра 3, гипербола
- Лексика народных сказок
Различия:
-Узнается эпоха, т.е. фантастика наполняется реальным содержанием
(назовите реалии времени)
- = гротеск
-Эзопов язык
- нет положительного героя
-алогизм
- офиц-деловая и общ-полит.лексика
Народные сказки учат и веселят, они заканчиваются победой добра над злом. Сказитель в них – добродушный балагур (юмор). Сказки С-Щ. учат и разоблачают, поэтому
основное орудие писателя – сатира. Улыбка балагура сменяется саркастической усмешкой мудрого человека
5 .Рефлексия:
- Как вы понимаете фразу: «Любить ненавидя».
Дикий помещик, генералы, Топтыгины, Премудрый пескарь – все образы отрицательные, но через них писатель утверждает высокие нравственные качества.
- Сказка – ложь…. Какие же вы уроки для себя извлекли?
6. Домашнее задание
- Эссе:
«Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Бертольд Брехт)
«Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха» (Леонардо да Винчи)
- Написать сказку в стиле М.Е.Салтыкова-Щедрина
Управление образования города Кузнецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Кузнецка
Семинар руководителей образовательных учреждений
«Качество образования… качество личности»
Волкова Ирина Петровна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Кузнецк, 2016
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». « Любить ненавидя »
Из письма А.П.Чехова: «Прочтите… сказку Щедрина. Прелестная штучка. Получите удовольствие и руками разведёте от удивления…» «Любить ненавидя »
Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год. 13.12.18
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Любить ненавидя »
13.12.18
Робинзон Крузо Как выдерживают испытания? Проявленные качества Генералы 13.12.18
13.12.18
13.12.18
Какое историческое событие иносказательно представлено в начале и в конце сказки? 13.12.18
Отрывок из интервью генерального директора государственной социологической службы Валерия Федорова: «Главная проблема в отношениях народа и власти – кризис доверия. Люди видят, что государство реально им не помогает. Оно декларирует святые цели, а на практике же … И сейчас, если власть не изменится, она всегда будет сталкиваться с недоверием». 13.12.18
«Премудрый пискарь» Суд присяжных 13.12.18
Какие заветы оставляют своим детям другие отцы – герои классических произведений литературы? Береги честь смолоду Пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь Во-первых, угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была 13.12.18
Посмотрите экранизацию сказки «Премудрый пескарь». Обратите внимание на символическую концовку фильма. Что хотели ею сказать создатели мультфильма? «Любить ненавидя»
А. Гротеск 1. « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!» Б. Алогизм 2. Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика В. Гипербола 3. «Злодейства крупные и серьезные …. заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными» . Г. Антитеза 4. «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Полетели клочья, раздался визг и оханье; один генерал откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Д. Ирония 5. Выросли в регистратуре……., следовательно, ничего не понимали Е. Синекдоха 6. Стыд глаза не выест. Жить прожить – не то что мутовку облизать Ж. Пословицы 7. «К акая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще премудрого ?» «Любить ненавидя»
Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Н.А.Некрасов «Любить ненавидя »
Домашнее задание Эссе: «Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Бертольд Брехт) «Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха» (Леонардо да Винчи) «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» (Н.А.Островский) Написать сказку в стиле М.Е.Салтыкова-Щедрина. 13.12.18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.
Уроки по изучению М. Е. Салтыкова- Щедрина, считаю, требуют серьезной подготовки самого учителя. Предлагаю подробный материал проведения урока по сказке" Дикий помещик."Основное внимание сосредо...
Разработка урока по литературе по теме" Труд и паразитизм как две антагонистические стороны сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"
В данной методической разработке в форме сравнительного анализа раскрывается паразитическая сущность класса помещиков. Сатирические приёмы писателя ярко обличают нравственную бездуховность правящих кр...
Научно - исследовательская работа "Идейно - эстетическое своеобразие сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"
Данный материал поможет учителям при подготовке к уроку по творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина...
Смех сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина и рассказов А.П.Чехова
Это поисково-исследовательский урок, где учащиеся, анализируя произведения А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, овладевают литературоведческой терминологией и различными формами творческой рабо...
Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....
Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Конспект урока литературы в 10 классе...
Презентация к уроку "Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Презентация к уроку литературы в 10 классе...