Разработка урока по литературе по теме" Труд и паразитизм как две антагонистические стороны сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
В данной методической разработке в форме сравнительного анализа раскрывается паразитическая сущность класса помещиков. Сатирические приёмы писателя ярко обличают нравственную бездуховность правящих кругов в России 2 половины 19 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_saltykov_-shchedrin.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПО СКАЗКАМ
М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Тема: «ТРУД И ПАРАЗИТИЗМ
КАК ДВЕ
АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ
СТОРОНЫ ЩЕДРИНСКИХ
СКАЗОК»
( по сказкам «Как мужик двух генералов прокормил» и
«Дикий помещик»)
Учитель: Мартынова Наталья Валерьевна
МБОУ СОШ № 15 г.о. Коломна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ
- КОММУНИКАТИВНАЯ
- ПРОБЛЕМНАЯ
ИСПОЛЬЗОВАН ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
Оформление урока:
портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина
литературная газета «Гений смеха»
выставка книг-сказок
Оформление доски:
тема, план урока
Значение понятий: сатира
юмор
антитеза
гипербола
гротеск
деградация
План урока:
1. вводная часть
2. работа с текстом
работа в группах
3. итоговое мини-сочинение
4. домашнее задание: написать сочинение
по теме урока
5. итоги урока
6. назвать произведения конца XVIII – начало XIX
где бы предложенная тема звучала
также ярко. (Примеры)
Место урока в системе уроков по творчеству писателя:
- данная тема важна при изучении сказок Щедрина,
т.к. именно она выражает взгляд писателя на
социальные стороны жизни.
Цель урока:
изучить сказку «Дикий помещик» и на основе метода сопоставления с другими произведениями писателя ( сказке « Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил») и русских народных сказок, доказать, что в сказках Щедрина звучит резкое критическое осмеяние определенных социальных типов и социального зла, которое ярко выливается в таковое понятие, как паразитизм.
Эпиграф к теме урока:
сказка становится высоким созданием, когда в
в аллегорические одежды облекает духовную
истину, когда мысль, доступная лишь мудрецу,
становится ощутимой и видимой даже
простолюдину.
Н.В. Гоголь
Ход урока:
1.Ребята! На предыдущих уроках мы начали изучать сказки Щедрина.
- Почему именно этот жанр выбирает писатель-сатирик? (сказка ближе и понятна народу)
Следуя гоголевской манере («смех сквозь слезы») Щедрин тоже смеется… плача.
Что это за смех?
- вспомните, какие элементы «комического» вам известны? (сатира и юмор).
- дать определение сатиры.
Открыли тетради. Тема.
2.Класс делится на 2 группы.
I группа работает со сказкой «Повесть о том, как мужик двух
генералов прокормил»
II группа работает со сказкой «Дикий помещик»
Общая работа с русскими народными сказками
I группа II группа Общая работа
начало «жили да «в некотором « в некотором царстве»-
сказок были» царстве…» волшебные ск. « жили
да были» соц.-полит. ск.
обстановка необитаемый помещичья
остров усадьба
художественные средства: фантастика гротеск
Автор таким образом показывает беспомощность, паразитизм, несостоятельность господствующего класса.
Прием Щедрина: беспощадная сатира на класс помещиков
3.Сравниваются два противоположных образа: мужик
помещик
Художественное средство (а н т и т е з а)
I группа II группа Общая работа
типичная
черта класса глупость глупость примеры сказок:
эксплуата- (текст) (фамилия Пушкин: о попе и
торов «говорящая) работнике Балде»
«Горшеня – у.н.т.
(-на чем едешь?...»
«на худом разуме,
государь»
«Барин и мужик»)
Характерная трудолюбие трудолюбие труд, ум,
черта народ- смекалка (обр. Сеньки) смекалка
ного образа
Отличительная особенность в изображении «мужика» в русской народной сказке и авторской сказке Щедрина?
У Щедрина: покорность (текст) «плел сам себе веревочку»
В народных сказках: мужик одерживает физическую и нравственную победу над своими недругами.
Взгляд писателя: Щедрин не был утопистом, он реалист
4.Работа с художественными средствами.
Привести примеры гиперболы гротеска
I группа II группа
генералы дичают помещик одичал
(текст) (текст)
Примеры сравнения
генералы дичают помещик превращается в
и звереют дикого зверя
5.Задание в парах.
Работа с речью: указать части речи, помогающие создать гротескные образы героев.
Вывод: потеря человеческого облика сопровождается полной духовной деградацией человека.
Указать реальные черты времени:
I группа II группа
реальные газета газета «Весть»
черты «Московские
времени ведомости»
Р е а к ц и о н н ы е г а з е т ы
(«…сейчас эту
благодать обобрали,
посадили в клетку
и послали в уезд»)
Художественное средство Ф а н т а с т и к а
- с какой целью автор использует
«фантастику», «гротеск»?
С помощью их Салтыков-Щедрин резче обличает, высмеивает определенные социальные типы. Данные художественные средства служат также средством идейно-художественного познания действительности.
6.Индивидуальные задания:
Один ученик от каждой группы работает с понятиями «сатира» «юмор». Учащиеся готовятся дома и выступают перед классом с собственными наблюдениями:
- кто сатирически, а кто юмористически представлен в
сказках.
Ответы подтвердить примерами из текста,
использовать цитаты.
Вопрос: почему же генералы беспомощны, а помещик становится «диким»?
ИТОГ УРОКА.
Вывод: отсутствие труда – паразитизм.
«Труд- основа жизни» - вот главная мысль щедринских сказок.
Дается объяснение по толковому словарю понятию «антагонизм».
Вывод: сатирик утверждает, что отсутствие труда приводит к обнищанию человеческой личности, бездуховность доминирует в характере персонажей.
Домашнее задание: дать письменный обоснованный ответ на вопрос:
« В каких произведениях ( указать авторов) поднимается проблема духовной деградации личности вследствие отсутствия труда» ?
Подсказка:
Фонвизин «Недоросль»
Гоголь «Мертвые души»
Пушкин «Сказка о золотом петушке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе по теме "Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина".
Методическая разработка состоит из презентации, которую можно использовать на уроке знакомства с писателем....
Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.
Уроки по изучению М. Е. Салтыкова- Щедрина, считаю, требуют серьезной подготовки самого учителя. Предлагаю подробный материал проведения урока по сказке" Дикий помещик."Основное внимание сосредо...
Научно - исследовательская работа "Идейно - эстетическое своеобразие сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"
Данный материал поможет учителям при подготовке к уроку по творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина...
Смех сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина и рассказов А.П.Чехова
Это поисково-исследовательский урок, где учащиеся, анализируя произведения А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, овладевают литературоведческой терминологией и различными формами творческой рабо...
Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....
Презентация к уроку "Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Презентация к уроку литературы в 10 классе...
Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" на примере сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Ведущая технол...