Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Архипова Любовь Викторовна

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" на примере сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Ведущая технология - ТРКМ (технология развития критического мышления). Деятельностные приёмы: кластер, синквейн, анализ текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное занятие по литературе. Тема: «Особенности сказок М.Е.Салтыкова -Щедрина»

Класс

7

Предмет

литература

Тема

«Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые общие результаты урока

УУД:

Предметные: обеспечить условия для развития навыков работы с художественным текстом, установления взаимосвязи названия и самого текста.

Метапредметные:

  • Регулятивные - постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу на протяжении всего процесса исследования.
  • Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательные цели; поиск и выделение информации; рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств.
  • Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
  • Личностные - обретение культурной идентификации и развитие читательской самостоятельности личности в области эстетического самообразования и самовоспитания. воспитание наблюдательности, трудолюбия

Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии

Ведущая технология – технология развития критического мышления..

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, в парах.

Деятельностные приёмы: кластер, синквейн, анализ текста, выразительное чтение.

Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, таблицы, рисунки детей.

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся (кратко)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Мотивация к учебной деятельности

Просмотр фрагмента м/ф «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

О чем мы будем сегодня говорить?

О сказках М.Е.Салтыкова - Щедрина. Как сформулируем тему?

2. Актуализация знаний учащихся

I стадия – стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)

Что знаем по теме урока?

- Прочитали сказку;
- знакомы с определением жанра “сказки”;
- знакомы с понятиями “сатира” и “юмор”.

3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы.

Что должны узнать?

- Кто такой Салтыков - Щедрин?
- Каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки).
- Характеристику героев.

Цель урока:

  • познакомиться с биографией писателя, с особенностями его сказок;
  • развивать умение работать самостоятельно с текстом и в парах;
  • анализировать литературное произведение;
  • давать характеристику литературному герою;
  • находить приемы создания сатирического.

Чтение статьи учебника (о писателе и его творчестве). Читая текст, учащиеся делают карандашом пометки в тексте:

? - непонятно
V - основной материал
! - удивило
+ - уже знаю

II стадия – осмысление

1. Беседа по прочитанному:

- что было непонятно?
- что удивило?
- что уже знали о писателе?
- что узнали о Салтыкове-Щедрине?

2. В процессе беседы составляем кластер:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/211435/img1.jpg

Почему Салтыков-Щедрин писал именно сказки? (Более понятны простому народу, цензура не пропускала…) Назвал он свои произведения “сказками для детей изрядного возраста»

  1. Операционно-исполнительный этап

Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений.

- Анализ текста сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

1. Беседа, в процессе которой составляется кластер:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/211435/img2.jpg

2. Беседа.

- Вспомним сюжет сказки.

- Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на остров (Робинзон Крузо. Но он превратил остров в цветущий сад)

- Какие ассоциации у вас возникали при чтении сказки?

- Кто герои сказки?

- Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?

- Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется? (Гипербола)

- Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием при этом использовал автор? (Гипербола) Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?

Составим сравнительную таблицу:

 развернуть таблицу

Генералы

 

CCCсс

Мужик

 

неприспособленность

приспособленность

глупость

ловкость

невежественность

находчивость

тунеядство

трудолюбие

никчемность

талант

несправедливость

рабская покорность

жадность

безропотность

пустота

Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)

Как генералы относятся к мужику?

Как автор относится к своим героям?

Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в “Повести…”?

Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты “Московские ведомости” и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – то есть о талантливом народе.

Цель его сатиры - разоблачить глупость, невежество, тупость генералов.

Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)

  1. Рефлексивно-оценочный этап

1. Первичное закрепление

Работа в парах над заполнением таблицы:

Какие черты народных сказок использовал
Салтыков-Щедрин в “Повести …”?

Элементы
реальной жизни

Сказочный
зачин

Устойчивые
сказочные выражения

Фантастические
события

 

 

2. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Беседа по таблице, проверка.

3. Оценивание

Пары оценивают друг друга

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия.

1. Подведение итогов с опорой на составленные кластеры:

-Что должны были узнать? Что узнали? Кто такой Салтыков-Щедрин?

- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

2. Прием “верное - неверное утверждение” “Права ли я?”

Я утверждаю…что сказки Салтыкова-Щедрина написаны только для детей?

Я утверждаю…что в его сказках используется только разговорный стиль?

Я утверждаю, …что Салтыков-Щедрин прямо указывает на недостатки

своих героев?

Я утверждаю, … что в сказках Салтыкова-Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни?

Я утверждаю, …что в этих сказках используется добрый авторский смех.

3.  Составление синквейна: каков смех у Щедрина?

Смех

Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками.
Исправляйся!

4. Итог урока: поставим оценку-

– уроку…  - классу…
- себе…

5. Объяснение домашнего задания

На выбор:

  1. Сочинить сказку, подобную Салтыкову-Щедрину.
  2. Нарисовать иллюстрации к произведению.
  3. Придумать другое окончание сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Паразитизм генералов и трудолюбие мужика. Урок литературы в 6 классе (По произведению Салтыкова-Щедрина)

Презентация по произведению Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ....