Урок литературы по теме: "Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина".
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок литературы по теме: "Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_skazkam.docx | 14.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы. 10 класс.
Тема урока: Художественнное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина.
Цель урока: познакомить учащихся с художественным своеобразием сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с тематикой и проблематикой сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина;
2. Показать, что сближает сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина с народными, найти отличие от народных;
3. Прочитать сказки «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик», выявить сходство с народными и отличие, тематику и проблематику данных сказок.
Ход урока.
Приветствие, постановка цели и задач.
Вступительное слово учителя.
М.Е.Салтыков – Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для него, т.к. сказочными элементами пронизано всё его творчество. Говоря о тематике его сказок, можно отметить то, что объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в её соотнесённости с жизнью господствующих сословий:
Тематика сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина (записать в тетрадях)
- Деспотическая власть (например, «Медведь на воеводстве»);
- Господа и рабы (например, «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил»);
- Страх как основа рабской психологии (например, «Премудрый пескарь»);
- Каторжный труд («Коняга» и другие).
Что сближает сказки М.Е.Салтыков – Щедрина с народными?
- Типичные сказочные зачины (жили – были, в некотором царстве);
- Присказки (по щучьему велению, ни в сказке сказать, ни пером описать);
- Характерные для народной речи обороты (думал – думал, сказано - сделано);
- Гротеск (совместимость реального и фантастического), гипербола (преувеличение).
Отличие сказок Салтыкова – Щедрина от народных состоит в следующем:
- Переплетение фантастического с реальным и даже исторически достоверным;
- Салтыков – Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает её;
- Волшебное в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина объясняется реальным, читателю не удаётся уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, птиц, рыб, фантастическими событиями;
- Сказочные формы позволяли М.Е. Салтыкову – Щедрину по – новому представить читателям близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки, человеческие пороки.
Далее чтение сказок «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик», определить тематику и проблематику данных сказок, выявить и записать в тетрадях сходства с народными сказками и отличия от них.
Выводы по уроку, оценки, домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Тип урока: урок закрепления знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные: рассмотреть ...
Разработка урока по литературе по теме" Труд и паразитизм как две антагонистические стороны сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"
В данной методической разработке в форме сравнительного анализа раскрывается паразитическая сущность класса помещиков. Сатирические приёмы писателя ярко обличают нравственную бездуховность правящих кр...
Научно - исследовательская работа "Идейно - эстетическое своеобразие сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"
Данный материал поможет учителям при подготовке к уроку по творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина...
Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока: выяснить актуальность произведения в эпоху его со...
урок литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок-путешествие с привлечением ЭОР...
Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....
План урока литературы по теме "Художественный мир поэм В.В.Маяковского"
Материал предназначен для учителей литературы, преподающих в 11 классе, а также для старшеклассников и студентов при написании сочинения или для подготовки к уроку....