Урок литературы по теме: "Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина".
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Можеванова Марина Александровна

Урок литературы по теме: "Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_skazkam.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы. 10 класс.

Тема урока: Художественнное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина.

Цель урока: познакомить учащихся с художественным своеобразием сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Задачи:

1.  Познакомить учащихся с  тематикой и проблематикой сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина;

2.  Показать, что сближает сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина с народными, найти отличие от народных;

3. Прочитать сказки «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик», выявить сходство с народными и отличие, тематику и проблематику данных сказок.

Ход урока.

Приветствие, постановка цели и задач.

Вступительное слово учителя.

М.Е.Салтыков – Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для него, т.к. сказочными элементами пронизано всё его творчество. Говоря о тематике его сказок, можно отметить то, что объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в её соотнесённости с жизнью господствующих сословий:

Тематика сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина (записать в тетрадях)

  1. Деспотическая власть (например, «Медведь на воеводстве»);
  2. Господа и рабы (например, «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил»);
  3. Страх как основа рабской психологии (например, «Премудрый пескарь»);
  4. Каторжный труд («Коняга» и другие).

Что сближает сказки М.Е.Салтыков – Щедрина с народными?

  1. Типичные сказочные зачины (жили – были, в некотором царстве);
  2. Присказки (по щучьему велению, ни в сказке сказать, ни пером описать);
  3. Характерные для народной речи обороты (думал – думал, сказано - сделано);
  4. Гротеск (совместимость реального и фантастического), гипербола (преувеличение).

Отличие сказок Салтыкова – Щедрина от народных состоит в следующем:

  1. Переплетение фантастического с реальным и даже исторически достоверным;
  2. Салтыков – Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает её;
  3. Волшебное в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина объясняется реальным, читателю не удаётся уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, птиц, рыб, фантастическими событиями;
  4. Сказочные формы позволяли М.Е. Салтыкову – Щедрину по – новому представить читателям близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки, человеческие пороки.

Далее чтение сказок «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик», определить  тематику и проблематику данных сказок, выявить и записать в тетрадях  сходства с народными сказками и отличия от них.

Выводы по уроку, оценки, домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Тип урока: урок закрепления  знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные:  рассмотреть ...

Разработка урока по литературе по теме" Труд и паразитизм как две антагонистические стороны сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"

В данной методической разработке в форме сравнительного анализа раскрывается паразитическая сущность класса помещиков. Сатирические приёмы писателя ярко обличают нравственную бездуховность правящих кр...

Научно - исследовательская работа "Идейно - эстетическое своеобразие сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"

Данный материал поможет учителям при подготовке к уроку по творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина...

Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока:  выяснить актуальность произведения в эпоху его со...

Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....

План урока литературы по теме "Художественный мир поэм В.В.Маяковского"

Материал предназначен для учителей литературы, преподающих в 11 классе, а также для старшеклассников и студентов при написании сочинения или для подготовки к уроку....