урок литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Арефьева Ольга Николаевна

Урок-путешествие с привлечением ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературы в 7 классе27.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Путешествие по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»

ФИО (полностью)

Арефьева Ольга Николаевна

Должность

Учитель

Предмет

Литература

Класс

7

Тема и номер урока в теме

1-й урок

Базовый учебник

Литература 7 кл. под ред. Г.И. Беленького

  1. Цель  урока: организация деятельности учащихся по восприятию и пониманию смыслового и идейного содержания текста сказки.
  2.  9. Задачи:

 - создать условия для успешного усвоения учащимися основных авторских приемов, используемых для создания сатирических образов героев сказки;

- организовать работу по выявлению лексического значения слова, позволяющего понять содержание текста;

- способствовать организации мыслительной деятельности учащихся, их умению делать самостоятельные выводы;

- организовать деятельность учащихся, чтобы они смогли произвести самоконтроль, самооценку;

- содействовать воспитанию гражданской позиции учащихся, расширению общего кругозора, воспитанию ответственности за порученное дело.

  1. Тип урока: урок «открытия» нового знания
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, плакат – географическая карта, толковый словарь, текст сказки, тетрадь, рисунки учащихся.

  1. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название

используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

Мотивационно-ориентированный компонент

1

Организационный этап

Обеспечивает благоприятный настрой

Настраиваются на работу

1 мин

2

Повторение Актуализация опорных знаний

На прошлых уроках мы познакомились с творчеством Н.А. Некрасова. Кто является героем произведений Некрасова?

- как изображает поэт русский народ?

- «Благослови же работу народную

И научись мужика уважать», - пишет Некрасов

- русский народ.

- задавленный нуждой, тяжелыми условиями труда

1мин

3

Введение в тему.

ЭОР №1

ЭОР №2

Вот и сегодня мы познакомимся с произведением еще одного замечательного русского писателя, который старался «не дать в обиду мужика». Имя ему – М.Е. Салтыков-Щедрин. Запишите в тетрадь.

Первыми сказками Щедрина были напечатанные в 1869г. в журнале «Отечественные записки» «Дикий помещик», «Повесть о том..», «Пропала совесть». Книга включает в себя 32 произведения. Он назвал их «Сказки для детей изрядного возраста»

Записывают.

2 мин

4

Этап мотивации (определение совместной цели деятельности)

ЭОР №3

 Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказке С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Останавливаться в пути будем на верстовых столбах.

- что такое верстовой столб? (демонстрация)

- в центре нашего города  на площади – «верстовые столбы»

Ответ уч-ся

2мин

Операционно-исполнительный компонент

5

Изучение нового материала.

Анализ сказки

ЭОР № 4

ЭОР №5

Толковый словарь

Первую версту мы отмерили, сделаем остановку на названии сказки (прикрепление столба).

- мы говорим: сказка. Автор утверждает: повесть. А вы как думаете? Есть ли в этом произведении сказочные элементы?

- и все-таки автор пишет: повесть. Подберем однокоренные слова к слову повесть и запишем.

- подберем синонимы к этому слову

- посмотрите на слайд. Как В.Г. Белинский дает определение повести: «форма повести может вместить в себя все, что хотите – и легкий очерк нравов, и колкую сатирическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души»

- перечитайте название: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Что содержится в названии? Намек на что?

Постановка проблемы: о чем мы будем говорить на уроке, что исследовать?

- узнаем, какие приемы использует С-Щ для характеристики героев и описания той ситуации, в которой они оказались.

- что значит «прокормить»?

- а в Забайкалье? (шире понятие) – кормить до пенсии

Молодцы. 

Ответ уч-ся (есть вымысел, зачин, концовка, сказочные выражения)

- записывают: повествование, повествовать, весть

- рассказ, рассказывать

- читают

- насмешка

- что высмеивает в своей сказке С-Щ, какие пороки общества

- взять на свое попечение, содержать иждивенца (нахлебника)

- вырастить воспитать

5мин

6

 ЭОР №6

ЭОР № 7

ЭОР №8

ЭОР №9

ЭОР №10

Вторая верста пройдена, следующая остановка – Санкт-Петербург.

- прочитаем начало сказки

- на какой улице жили генералы?

- что значит Подьяческая?

- значит, на этой улице проживали люди малого сословия? А как же генералы? (они стоят на незначительной социальной лестнице)

- чем занимались генералы? (служили в регистратуре и ничего не понимали)

- опять смеется автор?

Мы еще одну версту отмерили, следующая остановка – необитаемый остров. По щучьему велению, по моему хотению очутились генералы на необитаемом острове.

- почему генералы попали на остров?

- генералы и легкомысленные!! Какой прием использует автор?

- какими мы видим генералов на острове? Как они изображены? Что они не умеют делать?

-автор преувеличивает? Как называется прием преувеличения? Запишите.

- в какой момент преувеличение достигает наивысшей силы?

- это гротеск –предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Запишите.

Пример гротеска – повесть Н.В. Гоголя «Нос» (демонстрация)

- какую газету читают генералы?

- о чем в ней пишут? Для чего С-Щ ее

- читают.

- на Подьяческой

- сообщение уч-ся (подьячий – низший чин администрации в России, подьячие под руководством дьяков выполняли основную делопроизводственную работу в центральных и местных государственных учреждениях. Сейчас – Большая Подьяческая в Адмиралтейском районе С-Пб)

-Т.к. были легкомысленные

- Автор иронизирует

Беспомощны, не знают сторон света, не могут добыть себе пищу

- гипербола (записывают)

- сцена остервенения генералов

Записывают.

- «Московские ведомости»

20мин

Физминутка

Доска

ЭОР №11

ЭОР №12, 13

ЭОР №14

ЭОР №15

упоминает?

- кого решили найти генералы на острове?

Следующая остановка - мужик

- каким мы видим мужика? Что он умеет делать?

- давайте попробуем повторить в движениях, что делает мужик (стр.245 учеб.)

- почему мужик взял себе яблоко, да и то кислое? Для чего свил веревочку, ведь он сильнее генералов?  как это его характеризует?

- каково авторское отношение к мужику?

Долго ли, коротко ли, но генералы соскучились. И начали они нудить мужика – доставь да доставь их на Подьяческую.

Еще одну версту отмерили- следующая остановка – Большая Подьяческая.

- перескажите развязку

- сказке герой всегда вознаграждается за добрые дела. Как наградили мужика генералы?

- чувствуете авторскую иронию?

- в газете пишут о роскошных пиршествах, никто не задумывается, как достаются эти блага. Это праздник жизни для избранных. С-Щ иронизирует над своим литературным противником.

- мужика.

Работают с текстом

- выполняют движения.

- раболепская сущность

- с одной стороны, восхищается способностями мужика, с другой –с горькой иронией указывает на его рабское поведение.

Пересказывают.

Отвечают.

Рефлексивно-оценочный компонент

7

Поведение итогов, рефлексия

ЭОР №16

Что хотел сказать своей сказкой С-Щ? какое авторское чувство звучит в ней?

- в чем видит назначение своего творчества, служения?

- а мог он прямо сказать правду? В какое время он жил?

Некрасов писал: «я лиру посвятил народу своему». С уверенностью можно сказать, что С-Щ любил народ и страдал, когда видел беззакония по отношению к народу.

- боль за мужика, за Россию

- говорить правду.  

- Сообщение уч-ся об эпохе

4мин

8

Контроль и самопроверка знаний

ЭОР №17

Предлагаю выполнить тест

Выполняют тест, ставят оценки

3 мин

9

Подача домашнего задания

Как вы думаете, что случилось бы с генералами, если бы они не нашли мужика?  С-Щ тоже подумал об этом и написал сказку «Дикий помещик», которую вы прочитаете дома

Записывают задания домашней работы, задают вопросы

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина

В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока:  выяснить актуальность произведения в эпоху его со...

Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».

Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4.   Развивать умение рабо...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...

Урок литературы в 7 классе по теме : "В чём смысл «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?"

Данный материал представляет методическую разработку урока литературы в 7 классе по теме "В чём смысл "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?"...