Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"
план-конспект занятия по истории (6 класс)

Бохан Ольга Сергеевна

Тема урока: Восточные славяне в древности

Тип и место урока: Комбинированный урок.

Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.

Методы: объяснение учителя, работа с картой,  элементы групповой исследовательской работы

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа.
  2. Повторение предыдущей темы.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление учебного материала.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

План урока:

  1. Происхождение и расселение восточных славян.
  2. Занятия славян.
  3. Быт и нравы.

Оборудование:

  • учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 2010год;
  • карта “Киевская Русь в IX-XI веках;
  • иллюстрации “Славянский посёлок”; «Жилища славян», «Одежда славян», «Орудия труда»
  • ТСО (проектор,  компьютерная презентация)

Цель урока: Сформировать  у учащихся   общее представление о восточных  славянах.

Задачи урока:

1.      Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;

2.       Дать  ученикам общее представление о занятиях и  быте древних славян.

3.      Формировать умение работать с картой;

4.      Способствовать  овладению технологией исторического исследования на основе использования дополнительной литературы; учебника, иллюстраций

5.      Развивать умение работать в группе;

Воспитывать глубокое уважение к истории 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_na_temu_vostochnye_slavyane-_bohan_o.s.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Рогов

Злынковского района Брянской области

Конспект

 урока истории

в 6 классе

« Восточные славяне

в древности»

                                                                                  Разработала:

                                                                                                 Бохан  О. С.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема урока: Восточные славяне в древности

Тип и место урока: Комбинированный урок.

Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.

Методы: объяснение учителя, работа с картой,  элементы групповой исследовательской работы

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа.
  2. Повторение предыдущей темы.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление учебного материала.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

План урока:

  1. Происхождение и расселение восточных славян.
  2. Занятия славян.
  3. Быт и нравы.

Оборудование:

  • учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 2010год;
  • карта “Киевская Русь в IX-XI веках;
  • иллюстрации “Славянский посёлок”; «Жилища славян», «Одежда славян», «Орудия труда»
  • ТСО (проектор,  компьютерная презентация)

Цель урока: Сформировать  у учащихся   общее представление о восточных  славянах.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;
  2.  Дать  ученикам общее представление о занятиях и  быте древних славян.
  3. Формировать умение работать с картой;
  4. Способствовать  овладению технологией исторического исследования на основе использования дополнительной литературы; учебника, иллюстраций
  5. Развивать умение работать в группе;
  6. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Учитель: Добрый день, дорогие учащиеся , уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древнюю Русь. Мы гордимся нашей страной, а каждый настоящий патриот своей Родины должен знать , уважать историю своего государства. История- это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого. История позволяет нам  изучить опыт, учесть  ошибки, а также  почувствовать гордость и славу предыдущих поколений. Сегодня нам предстоит большая  плодотворная работа по добыванию новых исторических знаний. Предлагаю вам девизом урока считать слова : « Знания – клад , а труд ключ к нему.»

II.Проверка домашнего задания.Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Для этого я предлагаю вам разгадать кроссворд. Слова в нём будут основными понятиями из предыдущий темы « Введение» :

а) детям раздаются заготовки кроссворда с вопросами;

б)результаты выводятся на доску с помощью проектора.

Итак, давайте проверим: обменяйтесь заданиями, оцените себя!(слайд №1)

С

к

а

з

к

А

Л

е

т

о

п

и

с

Ь

к

А

р

т

и

н

А

л

и

н

г

В

и

с

т

и

к

А

а

р

х

е

о

л

о

г

и

Я

с

о

в

р

е

м

е

Н

н

и

к

И

п

р

Е

д

к

и

 1.Произведение, создаваемое народом (сказка)

2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. (летопись)

3.Вещественный исторический источник (картина)

4. Наука о языке (лингвистика)

5. Наука, изучающая историческое прошлое (археология)

6. Люди, живущие с нами в одно время (современники)

7. Люди, которые жили перед нами (предки).

3. Изучение новой темы.

Учитель: Прочитайте слово в выделенных клетках.   Ребята, как вы думаете , почему ключевое слово у нас сегодня именно « славяне» ?- учащиеся формулируют тему урока.

 Верно, сегодня мы будем говорить с вами о славянах, а точнее о восточных славянах.(Слайд 2)

Давайте попробуем определить основную цель урока…

Как вы думаете, какие задачи сегодня стоят перед нами?- учащиеся выводят цель и задачи урока.  Учитель дополняет: узнаем, где селились славянские племена, познакомимся с их образом жизни, основными занятиями, нравами.(слайд 3)

Работа по плану урока:

О ранней истории восточных славян, как и вообще об истории Древней Руси, мы знаем благодаря русским летописям. Самая первая летопись, дошедшая до нас, называется «Повесть временных лет». Ее написал монах Нестор в начале 12 века (слайд 5)

  1. Происхождение и расселение восточных славян

а). Объяснение учителя:Учитель: В 5 веке нашей эры славяне заняли территорию, простирающуюся  от Чёрного до Балтийского моря. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная (Показывает на карте). (Слайд4)

Наши предки– восточные славяне  заселили  большую часть Восточно-Европейской равнины. (Показывает на карте).Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом, т.е люди объединялись  в группы на основе кровного родства. Несколько родов объединялись в племя, а несколько племен – в племенные союзы. В 9 веке уже проживало 12, а по некоторым данным 15 восточнославянских племенных союзов.

б).  Исследовательская работа учащихся :

-Перед вами первый исторический источник: отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. Прочитайте отрывок и подчеркните названия племен, которые встретятся в тексте.(Приложение). Учащиеся работают с текстом документа и подчёркивают племена. Учитель проверяет.

Учитель:Названия каких племен вы встретили в тексте?

Ответы учеников( дреговичи, кривичи…) Верно, учитель показывает по карте эти племена. На территории Брянского края расселились племена радимичей, вятичей, северян и кривичей. А нашими предками ребята ,т.е племенами , которые жили на территории Злынковского района были радимичи.

 -Работа с учебником на странице 8. Заполнение таблицы « происхождение племён». Учитель: А теперь, ребята, используя исторический источник  и материал учебниказаполните таблицу «Происхождение названий племен». (Приложение карточка 2).

Карточка №2

Название славянских племен

Происхождение

Поляне

 Жили в поле

Дреговичи

Дрягва - болото

Полочане

Р.Полота

Древляне

Дерево, в лесах

Проверка:

1-я группа назовите почему назывались дреговичи-дреговичами, а поляне-полянами?

2-я группа-полочане, древляне.

  • Оцените себя.

- Работа с контурной картой и атласом. Учитель: Ребята, а теперь поработаем с картой. Перед вами на карточках даны  названия племен. Работаем в парах. Ищем  месторасположение этого племени на карте  и отмечаем его на карте.

Учитель проверяет.

Учитель: Ребята, как вы думаете,  почему именно на этих территориях остановились славяне?

Ответы учащихся: места были водные, охотничьи, медовые…..

2.Занятия славян

Учитель:  А чем же занимались  в этих богатых местах восточные славяне

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 8  и  слайд презентации.(Слайд 7)Задание: мальчики мне скажут, чем могли заниматься мужчины в этой местности.  Девочки  - какую работу выполняли женщины.

( Ответы учащихся)

- Ребята, запишите в тетрадь новое  слово -  бортничество. Это тоже одно из  занятий славян - собирание дикого меда.

Главным же  занятием восточных славян было земледелие.

 Выращивали в основном пшеницу, реже – рожь, ячмень, просо, гречиху.

Учитель:  Рассказ о двух системах земледелия .Какой тип земледелия вам кажется более трудоемким. Обоснуйте свое мнение.(Ответы учащихся)

Учитель: Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких этапов.Сначала землю обрабатывали сохой.  Затем почву выравнивали бороной. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренную погоду, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. А в конце лета урожай убирали серпами.

Учитель: О повседневной жизни славян, т.е. о быте (запись в тетрадь  быт – повседневная жизнь) известно немного.

Я предлагаю  вам  снова поработать в группах. Каждая группа получит свое  задании е.По различным материалам (иллюстрациям, историческим источникам, с помощью Википедии) изучить предложенную тему и приготовиться коротко изложить ее.  Время на подготовку 3 минут, время выступления 1 мин).

Задания для групп.

1-я группа -  «Внешний вид, черты характера наших предков», «Поселок древних славян» (Приложение)

2-я группа - «Жилище восточных славян»,  «Одежда восточных славян»

Учитель:вы хорошо поработали, молодцы!

Оцените себя.

*Итак давайте выполним следующее задание тест « Восточные славяне».

Проверка: взаимопроверка. Дети, вы получаете ключ и проверяете тест своего оппонента!

Оцените себя

  1. Обобщение . Подведение итогов.

Ребята, давайте вернёмся к девизу нашего урока и скажем, согласны ли мы с утверждением « Знания- клад , а труд- ключ к нему»

Рефлексия:

1. Сегодня на уроке я узнал….

  1. Было интересно…..
  2. У меня получилось…..
  1. Домашнее задание: 1.п.1 стр7-11, ответить на вопросы 1-2

 2.Составить кроссворд. Оформить его красочно. 3.Подготовить сообщения

 « Верования славян», « Восточные славяне Злынковского района» на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "

Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: «Олимпийские игры в древности».

Методическая разработка урока истории  в 5 классе.Тема урока: «Олимпийские игры в древности»....

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме: «Олимпийские игры в древности»

Конспект  урока по теме:«Олимпийские игры в древности» .Урок истории в 5 классе.Учитель : Бохан О. С.Тип урока: комбинированныйЦель: познакомить учащихся с историей Олимпийс...