Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"
план-конспект занятия по истории (6 класс)
Тема урока: Восточные славяне в древности
Тип и место урока: Комбинированный урок.
Данный урок - это первый урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.
Методы: объяснение учителя, работа с картой, элементы групповой исследовательской работы
Структура урока:
- Мотивационная беседа.
- Повторение предыдущей темы.
- Изучение нового материала.
- Закрепление учебного материала.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
План урока:
- Происхождение и расселение восточных славян.
- Занятия славян.
- Быт и нравы.
Оборудование:
- учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 2010год;
- карта “Киевская Русь в IX-XI веках;
- иллюстрации “Славянский посёлок”; «Жилища славян», «Одежда славян», «Орудия труда»
- ТСО (проектор, компьютерная презентация)
Цель урока: Сформировать у учащихся общее представление о восточных славянах.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;
2. Дать ученикам общее представление о занятиях и быте древних славян.
3. Формировать умение работать с картой;
4. Способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования дополнительной литературы; учебника, иллюстраций
5. Развивать умение работать в группе;
Воспитывать глубокое уважение к истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_na_temu_vostochnye_slavyane-_bohan_o.s.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Рогов
Злынковского района Брянской области
Конспект
урока истории
в 6 классе
« Восточные славяне
в древности»
Разработала:
Бохан О. С.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема урока: Восточные славяне в древности
Тип и место урока: Комбинированный урок.
Данный урок - это первый урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.
Методы: объяснение учителя, работа с картой, элементы групповой исследовательской работы
Структура урока:
- Мотивационная беседа.
- Повторение предыдущей темы.
- Изучение нового материала.
- Закрепление учебного материала.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
План урока:
- Происхождение и расселение восточных славян.
- Занятия славян.
- Быт и нравы.
Оборудование:
- учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 2010год;
- карта “Киевская Русь в IX-XI веках;
- иллюстрации “Славянский посёлок”; «Жилища славян», «Одежда славян», «Орудия труда»
- ТСО (проектор, компьютерная презентация)
Цель урока: Сформировать у учащихся общее представление о восточных славянах.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;
- Дать ученикам общее представление о занятиях и быте древних славян.
- Формировать умение работать с картой;
- Способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования дополнительной литературы; учебника, иллюстраций
- Развивать умение работать в группе;
- Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.
Ход урока:
- Оргмомент.
Учитель: Добрый день, дорогие учащиеся , уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древнюю Русь. Мы гордимся нашей страной, а каждый настоящий патриот своей Родины должен знать , уважать историю своего государства. История- это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого. История позволяет нам изучить опыт, учесть ошибки, а также почувствовать гордость и славу предыдущих поколений. Сегодня нам предстоит большая плодотворная работа по добыванию новых исторических знаний. Предлагаю вам девизом урока считать слова : « Знания – клад , а труд ключ к нему.»
II.Проверка домашнего задания.Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Для этого я предлагаю вам разгадать кроссворд. Слова в нём будут основными понятиями из предыдущий темы « Введение» :
а) детям раздаются заготовки кроссворда с вопросами;
б)результаты выводятся на доску с помощью проектора.
Итак, давайте проверим: обменяйтесь заданиями, оцените себя!(слайд №1)
С | к | а | з | к | А | |||||||||||||
Л | е | т | о | п | и | с | Ь | |||||||||||
к | А | р | т | и | н | А | ||||||||||||
л | и | н | г | В | и | с | т | и | к | А | ||||||||
а | р | х | е | о | л | о | г | и | Я | |||||||||
с | о | в | р | е | м | е | Н | н | и | к | И | |||||||
п | р | Е | д | к | и |
1.Произведение, создаваемое народом (сказка)
2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. (летопись)
3.Вещественный исторический источник (картина)
4. Наука о языке (лингвистика)
5. Наука, изучающая историческое прошлое (археология)
6. Люди, живущие с нами в одно время (современники)
7. Люди, которые жили перед нами (предки).
3. Изучение новой темы.
Учитель: Прочитайте слово в выделенных клетках. Ребята, как вы думаете , почему ключевое слово у нас сегодня именно « славяне» ?- учащиеся формулируют тему урока.
Верно, сегодня мы будем говорить с вами о славянах, а точнее о восточных славянах.(Слайд 2)
Давайте попробуем определить основную цель урока…
Как вы думаете, какие задачи сегодня стоят перед нами?- учащиеся выводят цель и задачи урока. Учитель дополняет: узнаем, где селились славянские племена, познакомимся с их образом жизни, основными занятиями, нравами.(слайд 3)
Работа по плану урока:
О ранней истории восточных славян, как и вообще об истории Древней Руси, мы знаем благодаря русским летописям. Самая первая летопись, дошедшая до нас, называется «Повесть временных лет». Ее написал монах Нестор в начале 12 века (слайд 5)
- Происхождение и расселение восточных славян
а). Объяснение учителя:Учитель: В 5 веке нашей эры славяне заняли территорию, простирающуюся от Чёрного до Балтийского моря. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная (Показывает на карте). (Слайд4)
Наши предки– восточные славяне заселили большую часть Восточно-Европейской равнины. (Показывает на карте).Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом, т.е люди объединялись в группы на основе кровного родства. Несколько родов объединялись в племя, а несколько племен – в племенные союзы. В 9 веке уже проживало 12, а по некоторым данным 15 восточнославянских племенных союзов.
б). Исследовательская работа учащихся :
-Перед вами первый исторический источник: отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. Прочитайте отрывок и подчеркните названия племен, которые встретятся в тексте.(Приложение). Учащиеся работают с текстом документа и подчёркивают племена. Учитель проверяет.
Учитель:Названия каких племен вы встретили в тексте?
Ответы учеников( дреговичи, кривичи…) Верно, учитель показывает по карте эти племена. На территории Брянского края расселились племена радимичей, вятичей, северян и кривичей. А нашими предками ребята ,т.е племенами , которые жили на территории Злынковского района были радимичи.
-Работа с учебником на странице 8. Заполнение таблицы « происхождение племён». Учитель: А теперь, ребята, используя исторический источник и материал учебниказаполните таблицу «Происхождение названий племен». (Приложение карточка 2).
Карточка №2
Название славянских племен | Происхождение |
Поляне | Жили в поле |
Дреговичи | Дрягва - болото |
Полочане | Р.Полота |
Древляне | Дерево, в лесах |
Проверка:
1-я группа назовите почему назывались дреговичи-дреговичами, а поляне-полянами?
2-я группа-полочане, древляне.
- Оцените себя.
- Работа с контурной картой и атласом. Учитель: Ребята, а теперь поработаем с картой. Перед вами на карточках даны названия племен. Работаем в парах. Ищем месторасположение этого племени на карте и отмечаем его на карте.
Учитель проверяет.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно на этих территориях остановились славяне?
Ответы учащихся: места были водные, охотничьи, медовые…..
2.Занятия славян
Учитель: А чем же занимались в этих богатых местах восточные славяне
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 8 и слайд презентации.(Слайд 7)Задание: мальчики мне скажут, чем могли заниматься мужчины в этой местности. Девочки - какую работу выполняли женщины.
( Ответы учащихся)
- Ребята, запишите в тетрадь новое слово - бортничество. Это тоже одно из занятий славян - собирание дикого меда.
Главным же занятием восточных славян было земледелие.
Выращивали в основном пшеницу, реже – рожь, ячмень, просо, гречиху.
Учитель: Рассказ о двух системах земледелия .Какой тип земледелия вам кажется более трудоемким. Обоснуйте свое мнение.(Ответы учащихся)
Учитель: Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких этапов.Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренную погоду, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. А в конце лета урожай убирали серпами.
Учитель: О повседневной жизни славян, т.е. о быте (запись в тетрадь быт – повседневная жизнь) известно немного.
Я предлагаю вам снова поработать в группах. Каждая группа получит свое задании е.По различным материалам (иллюстрациям, историческим источникам, с помощью Википедии) изучить предложенную тему и приготовиться коротко изложить ее. Время на подготовку 3 минут, время выступления 1 мин).
Задания для групп.
1-я группа - «Внешний вид, черты характера наших предков», «Поселок древних славян» (Приложение)
2-я группа - «Жилище восточных славян», «Одежда восточных славян»
Учитель:вы хорошо поработали, молодцы!
Оцените себя.
*Итак давайте выполним следующее задание тест « Восточные славяне».
Проверка: взаимопроверка. Дети, вы получаете ключ и проверяете тест своего оппонента!
Оцените себя
- Обобщение . Подведение итогов.
Ребята, давайте вернёмся к девизу нашего урока и скажем, согласны ли мы с утверждением « Знания- клад , а труд- ключ к нему»
Рефлексия:
1. Сегодня на уроке я узнал….
- Было интересно…..
- У меня получилось…..
- Домашнее задание: 1.п.1 стр7-11, ответить на вопросы 1-2
2.Составить кроссворд. Оформить его красочно. 3.Подготовить сообщения
« Верования славян», « Восточные славяне Злынковского района» на выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...
Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "
Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...
Методическая разработка урока по теме: «Олимпийские игры в древности» Урок истории в 5 классе.
урок открытия новых знаний...
Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: «Олимпийские игры в древности».
Методическая разработка урока истории в 5 классе.Тема урока: «Олимпийские игры в древности»....
Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме: «Олимпийские игры в древности»
Конспект урока по теме:«Олимпийские игры в древности» .Урок истории в 5 классе.Учитель : Бохан О. С.Тип урока: комбинированныйЦель: познакомить учащихся с историей Олимпийс...