Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обобщение: реальные и ирреальные события в повестях и способы их изображения ( по повестям: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Зако
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок внеклассного чтения в форме творческого зачёта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок: литература
Тема урока: Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обобщение: реальные и ирреальные события в повестях и способы их изображения ( по повестям: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место»)
Дата проведения урока:
Класс: 6
Количество уроков : 1
ОУ: ГБОУ СОШ №62 Санкт- Петербурга Выборгского района
Учитель-предметник: Плюснина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы.
УМК: Литература: учебник для 6 класса образовательных учреждений/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.-12-е изд. переработанное -М: Просвещение, 2010 г.
Цели для ученика
Развивающие:
Воспитывающие:
| Цели для учителя
Развивающие:
Воспитательные:
|
Тип урока | Форма урока |
Опорные понятия, термины
| Новые понятия, термины
|
Формы контроля: Выразительное чтение наизусть Инсценирование Заполнение таблицы Ответы на вопросы | Домашнее задание : С какой целью Н.В. Гоголь использует приём, когда герой оказывается в состоянии сна или видения (грёз)?
|
Оборудование: портрет писателя, сборники повестей ; декорации : звёздное небо, хаты ( рисунки); карточки-свитки, мистическая шкатулка , жетоны- рисунки |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 2 минуты | Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности.
| Подготовка к работе. Самоопределение. Активация знаний . | Игровой прием «Аукцион» Словесная форма, (Приложение 1) | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся на совместную работу. |
II. Актуализация знаний 6 минут | Проверяет готовность обучающихся к уроку: знание ранее изученного материала. | Анализируют эпиграф, работают над лексическим значением слов. | Словесная форма, фронтальная беседа, выразительное чтение (Приложение1) | Личностные: оценивание своего ответа. Познавательные: целью выделения признаков. | Проверка и закрепление полученных знаний.. Вырабатывать уважительное отношение к отвечающему. |
III. Обобщение изученного и актуализация знаний, 1) Формулирование темы урока, анализ темы, постановка цели 2 минуты
2) Проведение «Блиц-турнира»- «История сборника 3 минут 3) Знание героев повести. «Парад персонажей» 6 минут 3)Турнир толкователей слов. 4 минуты 4) «Мистическая шкатулка» 5 минут 5) « Я артист» Творческий работа, работа с тестом одной из повестей: а) выразительное чтение пейзажной зарисовки в соответствии с темой; б) инсценирование эпизода в соответствии с темой. 11 минут 8. Обобщение наблюдений. 3 минуты | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Создаёт проблемную ситуацию. ( Приложение 2) Рассказ учителя.
Устанавливает осознанность восприятия.
| Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Воспринимают новую информацию; соотносят старые знания с новыми, выразительное читают наизусть, инсценируют, работают над лексическим значением слов. Отбирают необходимый литературный материал, анализируют, обобщают, делают выводы, заполняют таблицу | Практический метод.
Рассказ. Комментирование. ( Приложение 3) Выразительное чтение. Инсценирование (Приложение 4)
Групповая работа. (Приложение 5) Групповая работа ( Приложение 6) Групповая работа, инсценирование, выразительное чтение (Приложение 7) (Приложение 8) | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений, регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, распределяют виды деятельности между членами группы. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Выделять и формулировать познавательную цель. Вырабатывать уважительное отношение друг к другу . Осуществлять поиск и выделение необходимой информации Развивать устную речь, память, умение слушать других, наблюдать, отбирать литературный материал, анализировать и обобщать его, развивать артистические способности, способность работать в группе |
VI.Рефлексивно-оценочный этап. 2 минуты. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной | Беседа. ( Приложение 9) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | Умение оценивать себя. |
VII. Домашнее задание. 1 минуты | Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают в дневник. |
Пример карточки-жетона
Таблица, в которую записывают нужные сведения в процессе работы ( количество строк на всю страницу листа формата А4_
Черты реального мира | Черты ирреального мира |
Приложение 1.
Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на необычный урок внеклассного чтения по повестям Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мы ещё раз откроем некоторые страницы этих повестей и проведёт своеобразный творческий зачёт. В течение урока каждая команда будет получать задание, правильный ответ принесёт группе бал- жетон, потом посмотрим, кто же лучше знает повести. Желаю всем успеха, творческой работы.
А пока проведём игру « Аукцион».
«Аукцион»
- Из какой повести: дед зашил грамоту в шапку.
- Из какой повести: отец выгнал дочь из дома, она с горя утопилась.
- Из какой повести: герой готовил своей невесте сундук с железной оковкой и росписью.
- Из какой повести: герою цветок папоротника принёс богатство , но не дал счастья.
- Из какой повести: горящая свеча манила за собой героя.
Анализ эпиграфа: « Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя». ( В.Г. Белинский)
- Прочитайте эпиграф ( Распечатан для каждой группы)
- Как вы понимаете слова В. Г. Белинского «в этих первых поэтических грезах г. Гоголя»?
- Дома вы должны были найти словарные статьи из толковых словарей разных авторов, объясняющих лексическое значение значение слова «грёзы».
- Найдите то определение слова «грёзы», которое перекликается с событиями повестей, в которых оказываются герои . ( Устар. зн. - сновидение, видение в состоянии бреда, полусна).
- Докажите своё мнение примерами из текста.
Приложение 2.
Работа над формулировкой темы:
Закрыты последние страницы повестей Н.В.Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки», которые сделала имя 22-летнего писателя известным широкому кругу читателей. Содержанием большинства повестей является народная жизнь. «В жизни народа, в его песнях, сказках видел писатель подлинную поэзию и воссоздал ее в своих повестях. Жизнь народа раскрывается здесь в ее различных проявлениях: есть здесь быт и картины современной жизни, и народные предания, и события далекого прошлого. В повестях сочетаются фантастика и реальность, которые тесно переплетаются друг с другом, рождая своеобразный поэтический колорит» . Они проникнуты вольным, весёлым духом праздника, связанными с ним поверьями. Но всё это выводит жизнь из обычной колеи, делает невозможное возможным . Рядом с реальными персонажами действуют ирреальные ( мистические, фантастические) существа, происходят сказочные происшествия. Эти миры переплелись между собой, и не сразу поймёшь: то ли во сне, то ли наяву происходят события. Переодевания, мистификация, неожиданные события и невозможные встречи, фантастические перемещения, странные видения в полусне придают реальным событиям ирреальные черты.
Но сегодня мы заново с вами заглянем в повести и окажемся в реальной жизни и погрузимся в ирреальный мир гоголевских героев и определим , почему писатель погрузил героев мир « поэтических грёз».
- Как вы понимаете значение слова ирреальный? Подберите синонимы, запишите на листочках, которые выданы каждой группе. На нём все вместе будете делать в течение урока необходимые записи, раскрывающие способы изображения реального и ирреального миров в повестях Гоголя.
- Зачитать синонимы, каждая группа добавляет ( воображаемый, вымышленный, надуманный; иллюзорный, порожденный фантазией, порожденный воображением, химерический, мнимый, несуществующий, созданный воображением, обманчивый, фантастический, эфемерный, химеричный, нереальный, призрачный, созданный … Толковый словарь Ушакова)
Приложение 3
Ну что ж, страницы повестей зашелестели вновь!
Но сначала проведём блиц-турнир. ( При правильном ответе группа получает жетон)
Задани1 : История повестей
- Как называется тетрадь в 490 страниц, которую очень бережно хранил Н.В.Гоголь в ящике стола? ( «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия»), 1826 г
- Когда вышел полный сборник « Вечера на хуторе близ Диканьки»? ( В марте 1832 г)
- Сколько в сборнике повестей ? Перечислите по порядку повести первой книги.
- Перечислите повести второй книги .
- Как звучит полное название сборника? («Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасечником Рудым Панько»).
Приложение 4
Задание 2: Парад персонажей. Для каждой группы свой герой. Персонаж выразительно читает отрывок .
Образ рассказчика _ Рудый Панько ( Предисловие 1 книга) — для всех
«...Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно...»
Для первой группы:
Пидорка ( Вечер накануне Ивана Купала)
«...Тошно мне. Тяжело на сердце. И родной отец — враг мне: неволит идти за нелюбого ляха. Скажи ему, что и свадьбу готовят, только не будет музыки на нашей свадьбе: будут дьяки петь вместо кобз и сопилок. Не пойду я танцевать с женихом своим: понесут меня. Темная, темная моя будет хата: из кленового дерева, и вместо трубы крест будет стоять на крыше!»...
Для второй группы:
Галю ( Ганна) («Майская ночь, или Утопленница»)
«...Посмотри, вон-вон, далеко мелькнули звездочки: одна, другая, третья, четвертая, пятая... Не правда ли, ведь это ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас? ….Ведь это они глядят на нашу землю? Что, если бы у людей были крылья, как у птиц, — туда бы полететь, высоко, высоко... Ух, страшно! Ни один дуб у нас не достанет до неба. А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед Светлым праздником»...
Для третьей группы
Дед ( «Пропавшая грамота)
«Что вы, Иродово племя, задумали смеяться, что ли, надо мною? Если не отдадите сей же час моей козацкой шапки, то будь я католик, когда не переворочу свиных рыл ваших на затылок! «
Для четвёртой группы:
Чуб ( «Ночь перед Рождеством»)
«Э, нет, это не моя хата, — в мою хату не забредет кузнец. Опять же, если присмотреться хорошенько, то и не Кузнецова. Чья бы была это хата? Вот на! не распознал! это хромого Левченка, который недавно женился на молодой жене. У него одного только хата похожа на мою. То-то мне показалось и сначала немного чудно, что так скоро пришел домой. Однако ж Левченко сидит теперь у дьяка, это я знаю; зачем же кузнец?.. Э-ге-ге! он ходит к его молодой жене. Вот как! хорошо!.. теперь я все понял».
Для пятой группы:
Кумова жена ( « Ночь перед Рождеством»)
«...Вот это хорошо! — сказала она с таким видом, в котором заметна была радость ястреба. — Это хорошо, что наколядовали столько! Вот так всегда делают добрые люди; только нет, я думаю, где-нибудь подцепили. Покажите мне сейчас, слышите, покажите сей же час мешок ваш! ...»
Приложение 5
Задание 3: Турнир толкователей слов:
« На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны»,- обращается к читатям Рудый Панько.
Проведём турнир толкователей слов. Из мистической шкатулки каждая группа возьмёт свиток., на котором даны слова, рядом вам необходимо написать значение этих слов. Произнести слова , правильно ставя ударение.
Карточка 1:
- галушки - (клёцки)
- пивкопы —( двадцать пять копеек)
- паляница —( небольшой хлеб, несколько плоский)
- люлька- - (курительная трубка)
- оселедец - (длинный клок волос на голове, заматывающийся за ухо)
- швец - (сапожник)
Карточка 2:
- скрыня - (большой сундук)
- хустка — (носовой платок)
- кухоль — (глиняная кружка)
- стусан — (кулак)
- кобза — (музыкальный инструмент)
- рушник - (утиральник, полотенце)
Карточка 3:
- буханец — (небольшой хлеб)
- батог — (кнут)
- бандура —( музыкальный инструмент)
- Лысый дидько — (домовой, демон)
- пампушки —( кушанье из теста)
- ятка — (род палатки, шатра)
Карточка 4:
- нечуй-ветер – (трава)
- кораблик —( головной убор)
- хутор — (небольшая деревушка)
- кавун — (арбуз)
- пищик — (дудка, небольшая свирель)
- корж — (сухая лепёшка из пшеничной муки, часто с салом)
Карточка 5:
- левада- (усадьба)
- канупер — (трава)
- дукат — (род медали, носимой на шее женщинами)
- запаска- (шерстяной передник у женщин)
- сопилка —( свирель)
- черевики- (башмаки)
- Объяснить, почему Гоголь использовал украинские народные слова в повестях?
- (Н.В.Гоголь рассматривал украинские слова как диалектизмы общерусского языка, используя их для придания черт народности языку своих произведений )
- Что такое диалектизмы?
Приложение 6
Задание 4: «Мистическая шкатулка)
В шкатулке 5 свитков. На каждом свитке написано название повести и задание по работе с текстом повести. ( Во время выполнения этого задания учащиеся могут обратиться к повести).
Карточка -свиток 1.
- Назвать фантастические, ирреальные истории в повести, сказочных героев .
- Вы определили название повестей и их героев по ирреальным историям. А теперь запишите в таблицу примеры реальных событий.
- С какой целью Гоголь сравнивает эти два мира?
(Реальный мир несёт добро, а ирреальный — зло.
Воспевает любовь, преданность, мирный быт народа, его трудолюбие, весёлость, гостеприимство, мечту о богатстве, о справедливости , веру в Бога.
Но, с другой стороны , осуждает жадность, злодейства, показывает, что нельзя для достижения своей цели , даже ради любви, брать страшный грех на душу, заключать сделку с нечистой силой. Люди должны научиться жить в согласии не только с самим собой, но и друг с другом, жить дружно, весело, уметь приходить на помощь.
И др . варианты ответов
Приложение 7
Задание 5 : «Я артист» Творческий зачёт каждой группы.
Не забывайте во время выступления каждой группы вносить записи на листочке.
( Каждая группа заранее получила задание по одной из повестей. Задание необходимо выполнить так, чтобы каждые ученик группы принял в нём участие. Выступление ограничено во времени, поэтому на этапе подготовки учитель осуществляет контроль, даёт рекомендации. Здесь кроме словесных форм уместно использование элементов пантомимы)..
Задания:
Карточка 1:
«Вечер накануне Ивана Купала»
Задание: найти описания пейзажа, в которых переплетаются реальные и ирреальные черты. Прочитать выразительно.
Карточка2:
«Майская ночь, или Утопленница»
Задание: найти описание состояние героя , находящегося в полусне . Прочитать выразительно ( возможно инсценирование)
Карточка 3:
«Пропавшая грамота»
Задание: найти эпизод , в котором герой сталкивается с нечистой силой и побеждает её. Подготовить инсценирование.
Карточка 4:
«Ночь перед Рождеством»
Задание: найти эпизод , в котором герой сталкивается с нечистой силой и побеждает её. Подготовить инсценирование .
Карточка 5:
«Заколдованное место»
«Ночь перед Рождеством»
Задание: найти эпизод , в котором герой сталкивается с нечистой силой и побеждает её. Подготовить инсценирование .
Приложение 8
Зачитывают записанные наблюдения, добавляя ответ каждой группы. Подсчитывают количество жетонов-картинок.
Приложение 9
- Какой цели мы сегодня достигли на уроке?
- Подсчитывают количество жетонов-картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Своя игра.
В викторине принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя и стоимость вопроса....
Литературная викторина «Своя игра» (по повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Описание игры. В викторине принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя ...

Урок в 6 классе по сборнику повестей Н. В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Данный урок в форме творческого зачёта является заключительным в цикле уроков по изучению повестей из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 5-6 классах. К таким творческим...

Дипломная работа на тему: "Концептосфера ранних произведений Н.В. Гоголя (на материале повестей «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством»)".
Дипломная работа посвящена анализу индивидуально-авторской концептосферы, основанной на национальном мировидении. Предлагаемое исследование может быть частично использовано на уроках литературы или ко...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по повестям Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"
К сожадению, авторство данного материала не моё. Источник не записала, но сам сценарий очень прост для воспроизведения на сцене. У нас в вечере участвовали актёры-технари: электрики, механики, бухгалт...

Литературная игра для учащихся 5-6 класса «В гостях у жителей Диканьки» ( посвящена 175- летию сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» )
Представленная разработка поможет организовать внеклассное мероприятие по литературе....

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему «Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством»
Цели:познакомиться с биографией Н. В. Гоголя;показать своеобразие сборника рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»;частично проанализировать повесть «Ночь перед Рождеством» ...