Сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина - синтез его творчества
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Солодухина Светлана Васильевна

Открытый урок по литературе ,в котором раскрывается художественное своеобразие сказок Салтыкова - Щедрина. На уроке используются различные методы: сообщения учащихся,беседа по сказкам, работа по группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon skazki_saltykova3.ppt1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина – синтез его творчества».

Слайд 2

Подготовила открытый урок по литературе учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №3 Солодухина Светлана Васильевна г. Грязи 2016г

Слайд 3

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)

Слайд 4

«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где –либо, кроме России, - писал Салтыков - Щедрин. – Только раз в жизни мне пришлось выжить довольно долгий срок в благорастворённых заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце моё не рвалось бы к России».

Слайд 5

Цель урока: раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина. Методы: сообщения учащихся,беседа по сказкам, работа по группам. Оборудование: тексты сказок, М.Е. Салтыков – Щедрин - портрет, иллюстрации

Слайд 6

Словарная работа: Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным.

Слайд 7

Гипербола – (преувеличение) – средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Гипербола прошла большой и сложный путь развития – от фольклорных произведений многих народов до произведений, где созданы развёрнутые, гиперболические образы(сказки Салтыкова – Щедрина). Часто гипербола встречается в пословицах, поговорках и в изречениях ( например, «море по колено», «слёзы текут ручьём»).

Слайд 8

Сатира – вид комического,наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. В отличие от юмора, другой разновидности комического, сатира не оставляет надежды на исправление критикуемых жизненных явлений, её назначение «провожать в царство теней всё отживающее» (М. Салтыков – Щедрин). Важнейшим средством художественного воплощения в сатире является смех – «смех сквозь невидимые миру слёзы» (Н. Гоголь).

Слайд 9

Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был, по преданию, прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. В дальнейшем Эзопов язык нашёл широкое применение в сатире. Величайший мастер сатирического Эзопова языка – М. Салтыков – Щедрин («Сказки», «История одного города».)

Слайд 10

Над книгой «Сказок» Салтыков – Щедрин работал с 18… по 18…год. (1882 по 1886 год) Каковы основные причины обращения сатирика к сказочному жанру? Привлечь внимание читателей к бытовым проявлениям общественного зла. Традиционная сказочная типизация, отвечающая авторским задачам сатирика. Откуда заимствует Салтыков – Щедрин сказочные сюжеты и образы. Из фольклора

Слайд 11

Условно все сказки Салтыкова – Щедрина можно разделить на…группы 1) сатира на правительственные круги и господствующее сословие; 2) сатира на либеральную интеллигенцию; 3) сказки о народе; 4) сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские идеалы.

Слайд 12

Приведите примеры сказок Салтыкова – Щедрина . 1 ) «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве» 2) «Самоотверженный заяц», «Здравомыслящий заяц», «Премудрый пескарь», «Карась - идеалист» 3) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга» 4) «Дурак», «Христова ночь»

Слайд 13

Анализ сказок Сказка – «Дикий помещик» План. Краткий пересказ Элементы народной сказки В чём отличие от сказок народных. Какие пороки обличает писатель? Над чем смеётся? Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку? Сказка – «Премудрый пескарь» План. Краткий пересказ Какие пороки обличает писатель? Над чем смеётся? Как вы понимаете смысл заглавия? Каково значение эпитета «премудрый»? Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

Слайд 14

Главная идея сказки «Дикий помещик» Гротескный, сказочно – сатирический намёк очевиден: мужиком живёт Россия, его трудом и заботами. Народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание. В сказке народу звучит призыв – вопрос Некрасова : «Ты проснёшься ли исполненный сил?...»

Слайд 15

В сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете , кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.

Слайд 16

Иллюстрации к сказкам Салтыкова - Щедрина

Слайд 20

Домашнее задание: Прочитать страницы 188 – 193 по учебнику. Выписать афоризмы из 3 -4 сказок Салтыкова – Щедрина. Используя материалы учебника и урока, письменно ответить на вопрос : в чём трудность искусства сатирика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

План-конспект урока по литературе «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества».

Данный конспект урока предназначен для учителей, работающих в 10 классе. В  разработке урока содержится материал, который знакомит учащихся с биографией писателя, а также анализ некоторых ск...

урок по теме "Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина - синтез творчества писателя"

на уроке расскрывается художественое своеобразие сказок, прослеживается связь традий русской сатиры с современностью, проводится синтез творчества писателя....