Сказки М.Е Салтыкова- Щедрина - синтез его творчества
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сказки М.Е Салтыкова- Щедрина - синтез его творчества.
урок литературы 10 класс
Тема: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества.
Цель: раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина; выйти на уровень философского обобщения, умения читать между строк, открыть личностный, глубокий смысл прозы М.Е. Щедрина; показать значение сказок для русской культуры; активизировать и пополнить значения учащихся в области теории литературы; совершенствовать навык анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; побудить детей к самостоятельному анализу произведения; заинтересовать учащихся, вызвать любовь и уважение к «живому» русскому слову.
Стих - это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздавался смех.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Сказка - ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
Оборудование.
- Портрет писателя
- Таблица
- Оформление доски.
Высказывания.
«Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутимо и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу». Н.В. Гоголь
«Щедринская сказка - результат подлинного творческого усвоения сатириком поэтических норм русской сказки, не стилизаторское использование уже готовых форм для воплощения тех или иных сатирических замыслов, а создание новых с известной опорой на эстетику и поэтику народных сказок». А.С. Пушкин
Аллегория - иносказание эзоповский язык.
Гротеск - тип художественной образности, основанной на фантастики, смехе, гиперболе, сочетание фантастического и реального, прекрасного и безобразного.
Фантастика - вымышленный, нереальный мир.
Особенности сказки общие черты:
- сказочные события;
- сказочные герои;
- сказочные существа;
- необычность обстановки;
- особая манера повествования;
- троекратный повтор;
- постоянные эпитеты;
- градация.
Структура сказки
Зачин
Сказочные события
Концовка
Присказка
Сказки (карточка)
«Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь», «Орел-меценат», «Богатырь», «Либерал», «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц», «Повесть о том, как газетчик и легковерный читатель», «Карась - идеалист», «Коняга», «Здравомысленный заяц», «Ворон - челобитчик», «Баран непомнящий».
Слово учителя
Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.
Форму литературной сказки использовали до Салтыкова - Щедрина многие. Так в 1835 г.
Б.Г. Белинский иронизировал: «Ну - пошла наша народная литература! Сказка за сказкой! Только успевай встречать да провожать незваных гостей». В это время писали сказки Пушкин,
Жуковский, Ершов, Казак-Луганский (В. Даль), Одоевский. Наиболее близки по сатирической направленности сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина сказки А.С. Пушкина «Сказка о коне и его...»
Сказки этих великих писателей представляют собой высшие образцы творческого использования фольклорно-сказочной традиции.
Вспомним. Что представляет собой жанр сказка? Особенности русских сказок.
(Сообщение учащихся)
Сказка - один из основных видов устного народного творчества; художественное повествование фантастического, приключенческого и бытового характера это выдумка, интересная не только детям, но и взрослым.
Существует несколько видов сказки: о животных, волшебные и бытовые. Но к какому бы виду не относились сказки, все они объединены общими чертами:
- сказочные события;
- сказочные герои, существа;
- необычность обстановки
- особая манера повествования
Сказка строится по-особенному: зачин, сказочные события, концовка, в сказке может быть присказка, которая вводит в сказочную атмосферу, помогает слушателю настроится на встречу со сказочным.
Почему М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказка? (сообщения учащихся}
Вывод: В обстановке правительственной реакции сказочная фантастика служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно политических замыслов сатирика. Приближение формы сатирических произведений к народной сказке открывало писателю путь к более широкой читательской аудитории, он создает своеобразную малую «сатирическую энциклопедию для народа». Сборник сказок. «Сказки для детей изрядного возраста», по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир, побудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Учитель
Сказки - это итог многолетних жизненных наблюдений, в них сплетается фантастика и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов языка.
В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: знакомые образы правителей; трусливых, продажных либералов, обывателей, смирившихся перед реакцией; эксплуататоров- крепостников, образ великого русского народа -труженика, собирающего силы для борьбы за свое будущие.
Создавая сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И.А. Крылова, на традиции литературной сказки.
В итоге он создал оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетается фантастика с реальной злободневной политической действительностью.
В отличие от народных сказок, сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых, борьбу добра и зла. В сказках противостоят две силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, а часто и без маски, под именем «мужик», эксплуататоры в образе хищников.
II! Какие группы сказок выделяют исследователи творчества писателя?
1) Сатира на правительственные круги и господствующее сословие;
2) сатира на либеральную интеллигенцию;
3) сказки о народе;
4) сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские идеалы.
Дан список сказок, знакомых вам, соотнести их к соответствующей группе?
- «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
- «Либерал», «Обманщик-газетчик и легковерный читатель», «Карась - идеалист».
- «Коняги», «Ворон - челобитчик», «Баран непомнящий»
- «Самоотверженный заяц», «Премудрый пескарь», «Здравомысленный заяц»
Слово учителя
Строгое тематическое разграничение сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина провести невозможно, так как обычно одна и та же сказка наряду с главной темой затрагивает и другие. Почти в каждой сказке писатель касается жизни народа, противопоставляя ее жизни привилегированных слоев обществ.
Вспомните сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Какие пороки обличает М.Е. Салтыкова-Щедрина? Что сближает ее с народной сказкой?
Используя форму народной сказки, фольклорные сказочные выражения, М.Е. Салтыков-Щедрин наполняет сказку социально-политическим смыслом. Он высмеивает не только глупых, беспомощных и жалких генералов, но и безропотно повинующегося им мужика. Писатель убежден, что народу нужно ясное осознание своей обездоленности, тогда он поднимается на борьбу за справедливость.
Слово учителя
- Анализ сказки
С жестоким постоянством преследовала цензура писателя. «Чего со мной не делали! - писал он. -И вырезали, и урезали, и перетолковывали, и целиком запрещали, и всенародно объявили, что я - вредный, вредный, вредный». В борьбе с цензурой сатирик обращался к эзоповой речи.
Выражение «эзопова речь» - обозначает целую систему приемов, с помощью которых
писатель выражает свою мысль не прямо, а иносказательно.
У Салтыкова-Щедрина «эзопова речь» - это не только отдельное слово или словосочетание, имеющее иносказательный смысл. Самая сказочная форма у него носит эзоповский характер, позволяет высказать далеко не сказочные, горькие истин, открыть читателям глаза на сложные вопросы общественно-политической жизни.
Сказки. «Дикий помещик»
I Краткий пересказ
При работе над сказкой заполним таблицу (самостоятельно)
- Какие черты сближают сатирическую сказку с народной?
Традиционный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве»;
типичные присказки: «сказано-сделано», «по щучьему велению»;
постоянные эпитеты;
инверсия («туча черная, тело белое, рыхлое, рассыпчатое»);
троекратное повторение событий.
- Какие факты современной писателю действительности отражены в этой сказке?
(Помещик читает реакционную газету «Весть», история отношений помещиков и крестьян после отмены крепостного права «Не стало житья мужику», «Освобожденные крестьяне», куда ни глянут все нельзя, да не позволено, да не ваше )
- Как показаны отношения помещика и крестьян?
Глупый помещик полон страха, что мужики у него все добро «проедят» и решается выжить мужика, создает невыносимые условия жизни крестьян.
Вся фигура помещика нелепа: жизнь за чужой счет превратила его в паразита, весь смысл существования «понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое. Живет за счет своих Сенек, презирает их, ненавидит, боится, не выносит «холопьего духу» при этом считает себя опорой Российского государства. Он князь Урсус Кучум - Кильдибаев. Фамилия напоминает о татарском иге. Потомок татарских ханов, он и теперь выступает как враг народа, чужеземный захватчик, ненавидящий и презирающий порабощенный народ.
- О каком фантастическом происшествии говорится в сказке?
Что станет с помещиком, если лишить его крестьян, оставить наедине с самим собой? Одичание, невозможность, несостоятельность, глупость, жадность, паразитизм помещика.
- К какому превращению приходит помещик в заключительной части сказки?
Полное одичание, превращение в человека медведя.
Одичание помещика свидетельствует о том, что народ - созидатель материальных и духовных ценностей. Без него не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры, русский мужик кормилец и помещик горечью проникнута сатира, посвященная народу.
- С какой целью автор применяет гротеск в сказке?
Гротеск показывает основную идею сказки: Россия живет трудом мужика, его заботами. Народ - созидатель духовных благ, без него наступит голод и одичание.
В народной сказке нет определенного времени, в сказке Салтыкова-Щедрина есть приметы
несказанного , конкретного, через сказочную форму писатель намекает своим читателям, что он ведет речь о животрепещущих самостоятельных социальных проблемах своей страны.
- Сравните сказочные сюжеты «Повести о том, как …» и «Дикого помещика». В чем их сходство и различие?
У глупых генералов сработал инстинкт самосохранения, и они отыскали неизвестно как попавшего на остров мужика. Во второй сказке глупый и самоуверенный помещик мечтает освободиться от мужиков, а те, в свою очередь , мечтают избавиться от притеснений помещика. Дальнейшие течение сказки как бы еще одно вероятное продолжение истории с генералами: если бы не отыскался мужик ,они бы растерзали друг друга, одичали , озверели. В « Диком помещике» сатирик доводит до логического завершения свое сказочное исследование.
9. Какова цель сказки?
Побудить самосознание ,показать отношение между помещиком и крестьянами.
При работе над сказкой заполним таблицу (самостоятельно)
VI Анализ сказки «Премудрый пескарь»
Каждая сказка посвящена определенному жизненному явлению. Сказка написана в 1881-1882 г. после покушения народовольцев на Александра II (1 марта 1881 г.)
«Уж очень худое время наступает», - замечает Салтыков-Щедрин в один из первых мартовских дней 1881 г. В нравственную атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчика нарекаются «борцами с изменой» .
Салтыков-Щедрин в сатирическом очерке «Письма к тетеньке» писал: «Атмосфера словно арестантским чем-то насыщена, счета нет, голосов не слыхать , сплошные сумерки, в которых ста ют какие-то вялые существа. Куда бредут эти существа и зачем бредут -они сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и народ-куда хочешь. Всем как-то все равно».
Страшнее всего считал Салтыков-Щедрина малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции.
В эту мрачную пору сатирик берется напоминать своим современникам о человеческом достоинстве, о части и стыде, о мудрости истинной и мнимой.
Пересказ сказки.
- Объясните смысл заглавия, значения эпитета премудрый.
Безусловно, ирония, хотя вначале идет обычное сказочное повествование и пескаря автор называет умным («ума пала»)
Подберем синонимы премудрый - умный, мудрый, башковитый, толковый.
Антонимы - глупый, бестолковый, несообразительный.
Значит, заголовок выражает иронию, насмешку, даже язвительный тон.
- Какой завет оставил пескарь - отцу своему? ( «Гляди в оба») Что значит?
Это предостережение, напоминает о необходимости устраняться от жизненных опасностей и невзгод, заботиться о себе, о своем благополучие и соей сохранности.
- С какими пословицами перекликается этот завет? ( «С сильным не борись» , «Сила солому гнет», «всякий сверчок должен знать свой шесток», «Моя изба с краю», «Хочешь жить - умей вертеться». Во всех этих пословицах проповедуется приспособленчество - мораль рабов. Конечно, следуя этим пословицам, можно легче прожить, но будет ли эта жизнь достойной?
- Какие наказы оставляли отцы своим сыновья - героям предшествующим литературных произведений?
Отец Гринева наказывал : «Береги честь смолоду».
Алексей Степанович Молчалин признавался:
Мне завещал отец:
Во-первых, убеждать все людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, где буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, во избежание зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Отец Павлуши Чичикова наставляли его: «Больше всего беречь и кони копейку: это вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
- К какому из этих заветов ближе всего завет старого пескаря?
Этот завет не похож ни на один. Конечно, не заботят старого пескаря вопросы чести и достоинства, не учит он сына ни раболебствовать, чтобы сделать карьеру, ни беречь копеечку - только об одном заботится отец: «Сохрани себе жизнь, ни во что не ввязывайся, думай только о себе».
- Какую жизнь провел пискарь, следуя этому завету? На что направлен ум пескаря?
Он сберег свою «распостылую жизнь» , но «ни друзей у него, ни родных; ни он у кому, ни к нему кто. В карты не играет, вино не пьет, табаку не курит.» Перед лицами смерти сатирик заставляет этого « мудрец» понять бессмысленность прожитой жизни.
Что за мысли посещают пескаря перед смертью? (чтение)
«Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему прислать отвечать никому никто». В этих вопросах заложена положительная программа жизни. Герой сказки мучается от самой страшной кары: осознание перед лицом смерти, что жизнь было прожита напрасно, впустую, зря. Это позднее прозрение особенно мучительно, потому что исправить уже ничего нельзя.
Какой важный нравственный урок содержана эта сказка?
Трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть, сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.
Заполнить и проверить, сверить таблицы.
Прослушайте стихотворение А.Прокофьева «Премудрый карасик»?
Плывешь, премудрый мой карасик?
Плыви, коль плыть тебе дано.
В подготовительном ты классе
Сидишь, дружок, давным-давно.
Который год?
Чуть-чуть не классик,
А все сидишь, как на мели.
Плыви, плыви, злодей-карасик,
Чуть плавниками шевеля:
Опять лениво заметался,
И что ты там ни говори,
Опять воды ты наглотался,
Везде пускаешь пузыри.
Потом лежишь в унылом тлене,
По-прежнему угрюм и зол,
И вдруг узнал я, что от лени,
Ты на кроссворды перешел.
Прошу тебя, карасик милый,
Ты не суди и не судачь,
Опять прудок твой запрудило,
А ты не плачь,
А ты не плачь!
И протолкни скорей беседу,
И если хочешь повтори-
О встречи с бабкой или дедом,
Чтоб веселились пескари!
К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки и стихотворения? Обывателям, равнодушным.
Б. Ясенский «Заговор равнодушных»
«Не опасайся друга - он может только предать, не опасайся врага - он может только убить, бойся равнодушных. Это с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и
убийства».
Как вы понимаете это высказывание?
Да, равнодушным пескарям на все наплевать: гибни все, лети все в тартарары, только меня не троньте!
Можем ли мы согласиться с тем, что премудрые пескари безвредны?
Отметим общие черты сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
- Ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.
- Всегда аллегоричны, в одних сказках действующими лицами оказывается животные, олицетворяющие определенные классовые отношения в современном обществе, в других гл. героями являются люди.
- В сказках умело сочетается достоверное с фантастическим, писатель переключает действия из мира животного в мир человеческих отношений, в результате звучит политическая острота, какой не было в народных сказках.
- Сказки построены на резких социальных контрастах.
- Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, комическое преобладает, в других комическое переплетается с трагическим.
- Язык сказок народный, с использованием публицистической лексики.
- Сказки рисуют, раскрывают классовую борьбу в России 19 века, в эпоху становления
буржуазного строя.
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе все проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме сказок, М.Е. Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие.
Домашние задание.
Самостоятельно проанализировать сказки «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», страница учебника 188-193 в 16 стр. 193, написать сказку на современные темы, злободневные в наше время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)
Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...
Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при изменении роли ученика, который должен стать активн...
План-конспект урока по литературе «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества».
Данный конспект урока предназначен для учителей, работающих в 10 классе. В разработке урока содержится материал, который знакомит учащихся с биографией писателя, а также анализ некоторых ск...
Сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина - синтез его творчества
Открытый урок по литературе ,в котором раскрывается художественное своеобразие сказок Салтыкова - Щедрина. На уроке используются различные методы: сообщения учащихся,беседа по сказкам, работа по групп...
урок по теме "Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина - синтез творчества писателя"
на уроке расскрывается художественое своеобразие сказок, прослеживается связь традий русской сатиры с современностью, проводится синтез творчества писателя....