Сценарий урока: лирика поэтов серебряного века
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок внеклассного чтения: лирика поэтов серебряного века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_po_lirike_poetov_serebryanogo_veka.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по лирике поэтов серебряного века
(урок внеклассного чтения)
Цели: развивать навыки правильной устной речи (выразительность, доказательность, логичность); развивать интерес к поэзии серебряного века; провести подготовку к контрольному сочинению.
Ход урока
Наследие поэтов, даже отдельные их создания, неизмеримо
сложнее и богаче любых деклараций и теоретических
построений. Полемические столкновения остаются в прошлом,
жизнь искусства не имеет временных границ… Серебряный век
отмечен совокупностью феноменальных поэтических талантов.[1]
- Интеллектуальная разминка.
Ответив на вопросы, вы проверите свои знания по изученной теме.
- «…Символизм можно назвать… «поэзией намеков», - писал В. Брюсов в предисловии ко второму выпуску «Русских символистов». Если символизм – «поэзия намёков», то как по аналогии можно определить акмеизм и футуризм?
(Акмеизм – поэзия точности (ясности), футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции)).
- Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях:
А) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и чёткому пушкинскому стилю;
Б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределённость, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.
(А) для символистов нехарактерно активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности точности поэтического языка;
(Б) ошибочным является утверждение о расплывчатости поэтических формулировок в лирике акмеистов: стремление к ясности и точности в максимальной степени отличает их поэтический язык.)
3. Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли
бы послужить следующие цитаты из статей поэтов серебряного века?
- «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намёки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».
- «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».
- «Для нас иерархия в мире явлений – только удельный вес каждого их них, причём вес ничтожнейшего все- таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и потому перед лицом небытия – все явления братья».
(A) Символизм; в приведённой цитате из статьи О. Мандельштама в пародийно преувеличенном виде представлена одна из граней поэтики символизма;
(B) футуризм; цитируется четвёртый пункт футуристического манифеста из сборника «Садок судей 2»;
(C) акмеизм; высказывание принадлежит Гумилёву (статья «Наследие символизма и акмеизм»).
4. Стилевые черты какого литературного течения стали предметом пародии в стихотворении В. Соловьёва?
… Призрак льдины огнедышащей
В ярком сумраке погас,
И стоит меня не слышащий
Гиацинтовый Пегас.
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах…
(В стихотворении В. Соловьёва пародируется символизм: стремление к обновлению поэтического языка выражалось в активном использовании оксюморонов, экзотических по звучанию и значению (часто редких или архаичных) слов и неожиданных сочетаний).
- Проверка домашнего задания.
Прослушивание и обсуждение домашних работ учащихся (устных рассказов на тему «Мой любимый поэт серебряного века).
- Подготовка к контрольному сочинению.
Работа в парах.
Анализ предложенного примерного текста сочинения. Обратить внимание, что главное в работе – рассказать, что понравилось в творчестве названного поэта, поэтому остановиться на тех темах и произведениях, которые привлекли особое внимание.
Раздаточный материал.
Мой любимый поэт серебряного века
…Странный поэт, какие должны в нём
таять воспоминания, какой вкус на его
на его губах, горький, густой и неисчезающий.
Серебряный век – это эпоха творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Блестящее созвездие известных мастеров просто ошеломляет: Гиппиус, Брюсов, Цветаева, Блок…Можно бесконечно продолжать этот список.
В истории русской словесности есть имена - камертоны, само звучание которых призывает думать о явлениях куда более широких, чём конкретное их творчество. Одно из таких имён – Николай Гумилёв. Как в чистом бриллианте, преломляясь, солнечный луч являет глазу целый спектр, так и в судьбе этого поэта я вижу преломление многих талантов, отражение его трёх ипостасей: он поэт, путешественник, воин. Обычно говорят: в день, когда он родился…
Николай Степанович Гумилёв родился ночью, в Кронштадте, сотрясаемом именно в эти часы штормом. Старая нянька, глядя на разыгравшуюся бурю, простодушно увидела в этом некий своеобразный знак, сказав, что у родившегося «будет бурная жизнь». В сущности она оказалась права.
Рано проявились таланты будущего поэта. В детстве он любил рисовать и сочинять, мечтал о путешествиях, выделяя из прочих предметов географию. Ещё будучи студентом Царскосельской гимназии, девятнадцатилетний Гумилёв выпустил первый свой сборник- «Путь конквистадоров».
Конечно, не следует завышать успехи молодого поэта, но, думается, и слишком уж занижать их тоже не стоит. Будь они только подражанием, вряд ли на них откликнулся бы Брюсов, написавший о «нескольких прекрасных стихах, действительно удачных образах».
Чтение юношеских стихов талантливого поэта для меня - игра. Ведь самый обычный «жест» для раннего Гумилёва – перенесение себя и читателей в сон, перемещение в пространстве и времени, перевоплощение в кого угодно.
Стоит только дать волю воображению – и начинается карнавальная смена то ли масок, то ли жребиев: конквистадор, царь в алмазном венце и даже попугай с Антильских островов.
«Путь конквистадоров» интересен и тем, что в нём уже явно запечатлён образ, к которому стремился тогда Гумилёв, и самой демонстрацией умения писать стихи:
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду…
«Конквистадором» был сам поэт, и звездою, которую он «весело преследовал»,- поэзия и страсть к путешествиям.
Поэт и путешественник не боролись в этом человеке; они не только мирно уживались, но и были необходимы один другому, дополняли и взаимно обогащали друг друга.
Н.С. Гумилёв – литератор, автор стихов, рассказов, рецензий, но его имя связывают и с путешествиями, особенно после участия в эфиопской экспедиции академика Радлова. Коллекция, привезённая поэтом и его племянником Н.Л. Сверчковым из Африки, по мнению специалистов, стоит на втором месте после коллекции Миклухо- Маклая. А чего стоят «Африканский дневник» и книга стихов «Шатёр» - замечательное описание дальней земли!
Одним из самых прекрасных произведений об Африке я считаю стихотворение Гумилёва «Жираф». Всё оно особенное:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко на озере Чад
Изысканно ходит жираф…
И начинается таинственная и грустная сказка «про чёрную деву, про страсть молодого вождя…про тропический сад, про стройные пальмы и запах немыслимых трав…» Потрясающие необычные сравнения:
Вдали он подобен цветочным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Это стихотворение настолько мелодично, что в наше время на него написана музыка и оно стало песней.
Поэт, путешественник Н.С. Гумилёв, отложив прочие дела, в 1914 году был записан добровольцем в кавалерию, что было не просто, так как ещё в 1907 году из-за болезни глаз его призвали неспособным к военной службе. Так начинала реализовываться третья ипостась человека, о котором привыкли потом говорить: поэт, путешественник, воин. Два Георгиевских креста - так оценили его бесстрашие, поистине легендарную храбрость и мужество, о котором затем говорили все мемуаристы.
В 1915 году вышла в свет новая книга – «Колчан». В ней собраны стихи, передающие состояние человека на войне. Это были и первые эмоциональные оценки:
И воистину светло и свято
Дело величавое войны;
И более глубокие открытия:
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьётся в груди моей.
Одно из лучших произведений сборника, «Пятистопные ямбы», которое, как узор по ковру, выткано нитками лет и дней, формировавших основу души поэта, подводит своего рода итог всему предыдущему творчеству: и любовь, и путешествия, и война, и экзотика нашли отражение в этой поэме.
В 1921 году поэт был расстрелян по ложному обвинению в участии в заговоре против советской власти. Но остались его книги, его слово, о котором через семьдесят лет после смерти Гумилёва критик С. Чупринин написал: «Он возвысил Слово над «низкой жизнью»… И дальний отсвет этого Слова лёг на стихи самого Николая Гумилёва, на всю его счастливую, страдальческую, легендарную судьбу».
- Итоги урока.
Домашнее задание.
Готовиться к контрольному сочинению по теме «Мой любимый поэт серебряного века».
[1] Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.П. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".
Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзки...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.
Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....
Природа в лирике поэтов Серебряного века
Презентация по литературе...
Сценарий спектакля ... ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ПРИГЛАШАЮТ...
Сценарий спектакля...
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...
Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".
Работа о творчестве поэтов "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...