Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему

Фролова Людмила Леонидовна

Данный материал содержит:

  1. Конспект урока.
  2. Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).
  3. Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзкие стихи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

г. Печора Республика Коми

Урок литературы

по теме:

Творческие индивидуальности.

Поиски и находки поэтов

«Серебряного века».

Мультимедийный проект.

11 класс

Учитель:

Фролова Людмила

Леонидовна

г. Печора

Пояснительная записка.

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.

Именно такой метод и представлен на уроке, где решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому творческому общению.

В проектах учащихся представлены:

1. Эстетика и поэтика течения.

2. Творческие индивидуальности

    ( особенности творчества поэтов).

3. Создание поэтического сборника.

    (Антология Серебряного века)

Метод проекта – это одна из технологий компетентностного подхода, которая ориентирует на приобретение и применение новых знаний.

Учащиеся приобретают знания, учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения, системное мышление.

Проект уникален (ориентирован на достижение целей самих учащихся), незаменим (даёт необходимый учащимся опыт деятельности), эффективен (формирует большое количество умений и навыков).

Учащиеся, участвуя на уроке в различных видах деятельности, приобретают организационные умения, информационные, проектировочные и коммуникативные.

 

Тема:  Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов

«Серебряного века».

   

Эпиграф: Мир раскололся,

и трещина прошла

через сердце поэта.

                    Г.Гейне

Тип урока: урок – исследовательский проект.

Задача: систематизация знаний учащихся по модернистским течениям и творчеству поэтов Серебряного века с использованием метода проектов.

Цели:

1. Образовательная:

  1. защита мультимедийных проектов;
  2. составление таблицы «Поиски и находки поэтов Серебряного века»

(рефлексия урока)

2. Развивающая:

  1. развитие творческих способностей учащихся;
  2. развитие культуры устной речи;
  3. формирование коммуникативной компетенции  учащихся.

3. Воспитательная:

  1. умение работать индивидуально и в группах;
  2. воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование:

- учебник «Русская литература ХХ века» под редакцией В.П.Журавлёва

- раздаточный материал (таблицы)

- сборники стихов поэтов Серебряного века

- ноутбук и проектор для презентации.

На доске: запись темы, эпиграф, памятка «Речевое мастерство», портреты поэтов.

Речевое мастерство

Точность

Выразительность

Логичность

Публицистичность

Ход урока.

Звучит музыка С.Рахманинова.

Ученица читает строки из «Поэмы без героя». А.А.Ахматовой.

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья,-

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

1 этап.

Учащимся сообщаются тема урока, эпиграф, задача и цели урока.

2 этап.

Аналитическая беседа.

Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Серебряный век – это не просто набор великих поэтических имён. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России. Само это определение – серебряный – основано на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называли «золотым веком» русской поэзии. Этим определением пользовались сами поэты, в начале урока вы услышали строки из «Поэмы без героя» А.Ахматовой.

Обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков, которая стала условием развития и подъёма поэтического творчества. Этой атмосфере присуща двойственность.

С одной стороны, это был необычайный расцвет, причём расцвет во всех областях культуры, науки, искусства.

- Учащиеся рассказывают о расцвете в изобразительном искусстве, в области театрального искусства, в области балета.

Во время беседы учащиеся говорят и о второй стороне духовной жизни России.

Вопросы для обсуждения:

- Какие две особенности предопределили развитие поэзии Серебряного века?

- Когда начался Серебряный век?

- В каком году творчество поэтов достигло расцвета?

- Когда закончился Серебряный век?

- Назвать литературные течения Серебряного века.

3 этап.

Презентация мультимедийных проектов.

Учащиеся работали в 3х группах в течение 2х недель.

Модернистские течения

Символизм                                 Акмеизм                     Футуризм

(1 группа)                                    (2 группа)                   (3 группа)

В проекте:

1. Эстетика и поэтика течения.

2. Творческие индивидуальности

(особенности творчества поэтов).

3. Создание поэтического сборника.

(Антология Серебряного века)

Активизация познавательной деятельности учащихся

Перед презентацией перед учащимися ставится задача:

Слушая представление литературных течений, заполнить таблицу «Поиски и находки поэтов Серебряного века».

Поиски и находки поэтов Серебряного века.

Поэты:

В чем их индивидуальность

Что их объединяет

Символисты:

В. Брюсов

К. Бальмонт

А.Белый

Д. Мережковский

3. Гиппиус

А. Блок

Акмеисты:

Н. Гумилёв

А.Ахматова

Футуристы:

И. Северянин

В. Маяковский

В. Хлебников

1 группа представляет символизм, его особенности, что объединяло поэтов в литературное течение и раскрывает созвездие ярких индивидуальностей символизма: В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Белого, А.Блока, З.Гиппиус, Д.Мережковского.

Просмотрев представленную презентацию, учащиеся заполняют таблицу: в чём индивидуальность каждого из поэтов

Поэты:

В чем их

индивидуальность

Символисты:

В. Брюсов

Собственный стиль: звучный, живописный;

В стихах передал многообразие человеческих страстей;

Ввёл в поэзию образ современного большого города;

К. Бальмонт

Напевный и звучный стих;

Культ мгновения, туманность намёков;

А.Белый

Особый жанр – симфония;

Мистические идеалы и вера в обновление жизни;

Д. Мережковский

Отражал религиозную мистическую позицию, постигая истину;

3. Гиппиус

Особый декадентский стиль, стихия театральности;

А. Блок

Порыв к идеалу;

Основной образ – образ Прекрасной Дамы;

2 группа представляет литературное течение – акмеизм и представителей: А.Ахматову и Н.Гумилёва.

Во время презентации учащиеся исполняют литературную композицию, посвящённую королеве, взошедшей на Олимп, - Анне Ахматовой.

Поэты:

В чем их

индивидуальность

Акмеисты:

Н. Гумилёв

Романтические мотивы, географическая и историческая экзотика, резкие переходы от одного образа к другому, образы путешественника, возлюбленной.

А.Ахматова

В стихах точность и тонкость передачи переживаний лирической героини;

Характерная глубина и содержательность стихов, простота слога, умение обрисовать характер одним жестом, репликой;

3 группа представляет тех, кто отрицал наследие предыдущих литературных течений – футуристов: И.Северянина, В.Маяковского, В.Хлебникова.

Поэты:

В чем их

индивидуальность

Футуристы:

И. Северянин

Стихотворениям присуща особая звуковая организация;

Очаровывал звуками, ощущениями, красками, ритмами;

Изобретал новые жанры.

В. Маяковский

Протест против всего миропорядка;

Своеобразен  лексический, словесный строй его стихов, авторские неологизмы;

Своя система стихосложения.  

В. Хлебников

Стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить утраченную миром гармонию;

Оказал огромное влияние на развитие русской поэзии 20 века;

Часто в его стихах меняется ритмический рисунок, от этого движение стихотворения становится непредсказуемым.

4 этап.

Антология Серебряного века.

В целях формирования коммуникативной компетенции и развития творческих способностей учащиеся представляют созданные ими поэтические сборники. (Приложение №1)

Символисты: Поэтический сборник  «Гимн Афродите».

В содержании: стихи В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Блока, И.Анненского, А.Белого.

  1. Одна из главных тем поэзии символистов – любовь.
  2. Идеал женщины в творчестве символистов.
  3. Одиночество, тоска и разлука – основные мотивы их творчества.

Акмеисты: Сборник стихотворений Н.Гумилёва «Сады моей души».

В сборнике собраны стихи, раскрывающие мир души поэта, «волнующий и странный».

Футуристы: Футуристический сборник «Дерзкие стихи».

В сборнике стихи В.Маяковского, Д.Бурлюка, В.Хлебникова.

5 этап.

Рефлексия.

Стремление выразить настроение, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века.

Учащиеся обобщают услышанное на уроке, обмениваются мнениями, дополняют выполненные во время урока записи в таблице: что объединило поэтов в литературные течения.

Поэты:

Что их объединяет

Символисты:

Музыкальность поэзии, новое содержание искусства, внимание к звуковому составу слова, к изысканным благозвучиям, ассонансам, аллитерациям, открытие многозначности слова.

Акмеисты:

Утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века», возвращение ценностей и красоты реального мира.

Футуристы:

Отрицание «старого» искусства, утверждение нового, призванного преобразить мир;

Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество;

Новые композиционные и графические эффекты в поэзии.  

Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты «Серебряного века» сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха.

6 Этап.

Домашнее задание: подготовка к поэтическому вечеру – «поэзоконцерту» (наизусть одно из стихотворений).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10» ГОРОД ПЕЧОРА РЕСПУБЛИКА КОМИ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Фролова Людмила Леонидовна

Слайд 2

И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А. Ахматова

Слайд 3

Творческие индивидуальности Поиски и находки поэтов Серебряного века

Слайд 4

Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта. Г. Гейне

Слайд 5

Цель урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: защита медиапроектов; систематизация материала; РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие творческих способностей, развитие культуры устной речи, формирование коммуникативной компетенции; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: умение работать индивидуально и в группах; воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Слайд 6

Аналитическая беседа Серебряный век – особое явление во всех областях духовной жизни России.

Слайд 7

Две особенности : 1) расцвет; 2) предзнаменование близкого краха.

Слайд 8

90-е годы XIX века – начало Серебряного века; 1910 год – расцвет поэтического творчества; 1917 год – закончился Серебряный век.

Слайд 9

Модернистские течения символизм акмеизм футуризм

Слайд 10

В проекте: 1. Эстетика и поэтика течения; 2. Творческие индивидуальности. (Особенности творчества поэтов); 3. Создание поэтического сборника. (Антология поэзии Серебряного века).

Слайд 11

Систематизация материала Поиски и находки поэтов Серебряного века Поэты В чем их индивидуальность? Что их объединяет? Символисты: В. Брюсов К. Бальмонт А. Белый А. Блок Акмеисты: Н. Гумилев А. Ахматова Футуристы: И. Северянин В. Маяковский В. Хлебников

Слайд 12

точность Публицистичность логичность выразительность Речевое мастерство

Слайд 13

Литературное направление СИМВОЛИЗМ

Слайд 14

Начальный этап- отражение декадентских тенденций : уныние страх перед жизнью неверие в возможности человека

Слайд 15

Символисты новой школы Стремление к высшему идеалу Вера в высокое Предназначение искусства Призыв к объединению

Слайд 16

Особенности: Слитность творчества и религии; Музыкальность стиха(музыка выражала подлинные чувства человека); Утверждения индивидуальности.

Слайд 17

Культ символа : 2) младосимволисты: символ – окно в вечность ; Культ символа: 1) старшие символисты : символ - ” вид тропа ” ;

Слайд 18

Индивидуальность Валерия Брюсова 1)Собственный стиль: звучный, живописный; 2)В стихах передал многообразие человеческих страстей; 3)Ввел в поэзию образ современного большого города.

Слайд 19

Индивидуальность Константина Бальмонта Напевный и звучный стих; Культ мгновения, туманность намеков.

Слайд 20

«Я мечтою ловил уходящие тени…» Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертания вдали… И какие – то звуки вокруг раздавались, Вдруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор… И сиянием прощальных как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор . А внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.

Слайд 21

Индивидуальность Андрея Белого 1)Особый жанр – симфония; 2)Мистические идеалы и вера в обновление жизни.

Слайд 22

«Тело стихий» В лепестке лазурево–лилейном Мир чудесен. Все чудесно в фейном, вейном, змейном Мире песен. Мы – повисли, Как над пенной бездною ручей. Льются мысли Блесками летающих лучей.

Слайд 23

Александр Александрович Блок

Слайд 24

Героиня: - Вечная Женственность; - Царевна; - Невеста; - Дева; - Прекрасная Дама .

Слайд 25

Поэма ” Двенадцать ” – - апофеоз и конец русского символизма

Слайд 26

Активизация познавательной деятельности учащихся, систематизация материала. Поэты: В чем их индивидуальность Символисты: В. Брюсов Собственный стиль: звучный, живописный; В стихах передал многообразие человеческих страстей; Ввёл в поэзию образ современного большого города; К. Бальмонт Напевный и звучный стих; Культ мгновения, туманность намёков. А.Белый Особый жанр – симфония; Мистические идеалы и вера в обновление жизни; Д. Мережковский Отражал религиозную мистическую позицию, постигая истину; З . Гиппиус Особый декадентский стиль, стихия театральности; А. Блок Порыв к идеалу; Основной образ – образ Прекрасной Дамы;

Слайд 27

Акмеизм

Слайд 28

Акмеизм – модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального и символического смысла.

Слайд 29

Особенности: Реальный мир Красота жизни Достоверность образов Чёткость композиции

Слайд 30

Анна Ахматова Родилась 11 (23) июня 1889 года. Своё детство она провела в Царском Селе ( 16 лет). Первое стихотворение написала в 11 лет. 1910г.-свадьба с Н.Гумилёвым.

Слайд 31

Гумилёв и Ахматова

Слайд 32

Портрет Ахматовой кисти Натана Альтмана.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности творчества Ахматовой: Точность и тонкость переживаний Умение обрисовать картину одним жестом, репликой Глубина и содержательность стихов Красота слога Мотив отрешенности, смирения Неразрывно слиты образы героя и города

Слайд 2

Особенности поэзии акмеистов: Утверждение красоты жизни Попытка возродить традиции «золотого века» Попытка возвратить ценности и красоты окружающего мира.

Слайд 4

Сборник «Жемчуга» Жемчуг у Гумилёва – это символ нравственных идеалов, всего лучшего в человеке, богатство души.

Слайд 5

«Огненный столп» 1921г. - сборник «Огненный столп».

Слайд 6

Особенности творчества Гумилева Отражены романтические мотивы Географическая и историческая экзотика Резкие переходы от одного образа к другому Контрастные цвета

Слайд 7

Поэты: В чем их индивидуальность Акмеисты: Н. Гумилёв Романтические мотивы, географическая и историческая экзотика, резкие переходы от одного образа к другому, образы путешественника, возлюбленной. А.Ахматова В стихах точность и тонкость передачи переживаний лирической героини; Характерна глубина и содержательность стихов, простота слога, умение обрисовать характер одним жестом, репликой;

Слайд 9

ФУТУРИЗМ

Слайд 10

Футуристы Велимир Хлебников Игорь Северянин Владимир Маяковский

Слайд 11

Особенности футуризма Обновление поэтического языка Словотворчество Новые и композиционные приёмы и графические эффекты Стремление к будущему Отрицание “ старого ” искусства ; утверждение “ нового ” для преобразования мира.

Слайд 12

дробить создавать комбинировать слово новое его с другими словами

Слайд 14

Творческая индивидуальность Открыл красоту слова Стремился преодолеть земной хаос Словотворчество Творческие эксперименты Создать искусство будущего, способного восстановить утраченную миром гармонию

Слайд 15

Игорь Васильевич Лотарёв

Слайд 16

Программа эгофутуристов Самоутверждение личности Поиски нового без отвергания старого Смелые образы, эпитеты, ассонансы, неологизмы

Слайд 17

Творческие особенности Стихотворениям присуща особая звуковая организация Очаровывал звуками, красками, ощущениями, ритмами Изобретал новые жанры

Слайд 19

Творческие особенности Присущ дух отрицания современной жизни Протест против всего миропорядка Своеобразный словесно- лексический строй его стихов

Слайд 20

Поэты: В чем их индивидуальность Футуристы: И. Северянин Стихотворениям присуща особая звуковая организация; Очаровывал звуками, ощущениями, красками, ритмами; Изобретал новые жанры. В. Маяковский Протест против всего миропорядка; Своеобразен лексический, словесный строй его стихов, авторские неологизмы; Своя система стихосложения. В. Хлебников Стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить утраченную миром гармонию; Оказал огромное влияние на развитие русской поэзии 20 века; Часто в его стихах меняется ритмический рисунок, от этого движение стихотворения становится непредсказуемым.

Слайд 21

Формирование коммуникативных компетенций: Представление поэтического сборника

Слайд 22

Антология поэзии Серебряного века

Слайд 23

Гимн Афродите Сборник стихов поэтов-символистов

Слайд 24

Любовь – одна из главных тем поэзии символистов. Высота чувства идеал женщины в творчестве символистов. Одиночество, тоска и разлука – основные мотивы их творчества. Содержание: 1. В Брюсов 2. К.Бальмонт 3. А.Блок 4. А Белый

Слайд 26

Содержание. Я и вы. Моя душа осаждена. Я вырван был из жизни тесной. Сады души. Людям будущего. Счастие.

Слайд 27

«Дерзкие стихи» Сборник поэтов-футуристов. Содержание. Владимир Владимирович Маяковский А вы могли бы? Нате! Вывескам Кофта фата Наш марш Велимир Владимирович Хлебников Годы, люди и народы Война в мышеловке Москвы колымага Давид Давидович Бурлюк Каждый молод, молод, молод, Мёртвое небо

Слайд 28

Поэты: Что их объединяет Символисты: Музыкальность поэзии, новое содержание искусства, внимание к звуковому составу слова, к изысканным благозвучиям, ассонансам, аллитерациям, открытие многозначности слова. Акмеисты: Утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века», возвращение ценностей и красоты реального мира. Футуристы: Отрицание «старого» искусства, утверждение нового, призванного преобразить мир; Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество; Новые композиционные и графические эффекты в поэзии.

Слайд 29

Ведь это всё русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. О.Мандельштам

Слайд 30

Воплощение мечтаний, Жизни с грёзою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра. В.Брюсов

Слайд 31

Рефлексия Творчество кого из поэтов более понравилось? Творчество кого из поэтов осталось для вас загадкой и хотелось бы познакомиться подробнее? ( у портретов поэтов на доске – магниты красные и зелёные). Написать синквейн о Серебряном веке и литературных течениях.

Слайд 32

Домашнее задание. Написать эссе «Почему нам близок Серебряный век?»



Предварительный просмотр:

Содержание.

  1. Я и вы.
  2. Моя душа осаждена.
  3. Я вырван был из жизни тесной.
  4. Сады души.
  5. Людям будущего.
  6. Счастие.


Предварительный просмотр:

Гимн Афродите

Сборник стихов поэтов-символистов

Любовь – одна из главных тем поэзии символистов.

Высота чувства идеал женщины в творчестве символистов.

Одиночество, тоска и разлука – основные мотивы их творчества.

Содержание:

1. В Брюсов

2. К.Бальмонт

3. А.Блок

4. А Белый

В.Брюсов

ДОН-ЖУАН

Да, я — моряк! Искатель островов,

Скиталец дерзкий в неоглядном море.

Я жажду новых стран, иных цветов,

Наречий странных, чуждых плоскогорий.

И женщины идут на страстный зов,

Покорные, с одной мольбой во взоре!

Спадает с душ мучительный покров,

Все отдают они — восторг и горе.

В любви душа вскрывается до дна,

Яснеет в ней святая глубина,

Где все единственно и неслучайно.

Да! Я гублю! пью жизни, как вампир!

Но каждая душа — то новый мир,

И манит вновь своей безвестной тайной.

ИНКОГНИТО

Порой любовь проходит инкогнито,

В платье простом и немного старомодном.

Тогда ее не узнает никто.

С ней болтают небрежно и слишком свободно.

Это часто случается на весеннем бульваре, и

У знакомых в гостиной, и в фойе театральном;

Иногда она сидит в деловой канцелярии,

Как машинистка, пишет, улыбаясь печально.

Но у нее на теле, сквозь ткани незримый нам,

Пояс соблазнов, ею не забытый.

Не будем придирчивы к былым именам,—

Все же часто сидим мы пред лицом Афродиты.

А маленький мальчик, что в детской ревности

Поблизости вертится, это — проказливый Амор.

Колчан и лук у него за спиной, как

в древности;

Через стол он прицелится, опираясь

на мрамор.

Что мы почувствуем? Укол, ощутимый чуть,

В сердце. Подумаем: признак энкардита.

Не догадаемся, домой уходя, мы ничуть,

Что смеется у нас за спиной Афродита.

Но если ты сразу разгадаешь инкогнито,

По тайным признакам поймешь, где богиня,—

В праведном ужасе будь тверд, не дрогни, не то

Стрела отравленная есть у ее сына.

К.Бальмонт

О, женщина, дитя, привыкшее играть

И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,

Я должен бы тебя всем сердцем презирать,

А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!        

Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,

Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,

Для прихоти твоей я душу погублю,

Все, все возьми себе - за взгляд очей прекрасных,

За слово лживое, что истины нежней,

За сладкую тоску восторженных мучений!

Ты, море странных снов, и звуков, и огней!

Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!

ЛЮБИ

"Люби!" - поют шуршащие березы,

Когда на них сережки расцвели.        

"Люби!" - поет сирень в цветной пыли.

"Люби! Люби!" - поют, пылая, розы.

Страшись безлюбья. И беги угрозы

Бесстрастия. Твой полдень вмиг - вдали.

Твою зарю теченья зорь сожгли.

Люби любовь. Люби огонь и грезы.

Кто не любил, не выполнил закон,

Которым в мире движутся созвездья,

Которым так прекрасен небосклон.

Он в каждом часе слышит мертвый звон.        

Ему никак не избежать возмездья.

Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Я БУДУ ЖДАТЬ 

Я буду ждать тебя мучительно,

Я буду ждать тебя года,

Ты манишь сладко-исключительно,

Ты обещаешь навсегда.

Ты вся - безмолвие несчастия,

Случайный свет во мгле земной,

Неизъясненность сладострастия,

Еще не познанного мной.

Своей усмешкой вечно-кроткою,

Лицом, всегда склоненным ниц,

Своей неровною походкою

Крылатых, но не ходких птиц,

Ты будишь чувства тайно-спящие,

 И знаю, не затмит слеза

Твои куда-то прочь глядящие,

Твои неверные глаза.

Не знаю, хочешь ли ты радости,

Уста к устам, прильнуть ко мне,

Но я не знаю высшей сладости,

Как быть с тобой наедине.

Не знаю, смерть ли ты нежданная

Но буду ждать тебя, желанная,

Я буду ждать тебя всегда.

   

Мой друг, есть радость и любовь,

Есть все, что будет вновь и вновь,

Хотя в других сердцах, не в наших.

Но, милый брат, и я и ты -

Мы только грезы Красоты,

Мы только капли в вечных чашах

Неотцветающих цветов,

Непогибающих садов.

А.Блок

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло..

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

А.Белый

АСЕ

Те же - приречные мрежи,

Серые сосны и пни;

Те же песчаники; те же -

Сирые, тихие дни;

Те же немеют с отвеса        

Крыши поникнувших хат;

Синие линии леса

Немо темнеют в закат.

А над немым перелеском,

Где разредились кусты,

Там проясняешься блеском

Неугасимым - Ты!

Струями ярких рубинов

Жарко бежишь по крови:

Кроет крыло серафимов

Пламенно очи мои.

Бегом развернутых крылий

Стала крылатая кровь.

Давние, давние были

Приоткрываются вновь.

В давнем грядущие встречи;

В будущем - давность мечты;

Неизреченные речи,

Неизъяснимая - Ты!

АСЕ 

(При прощании с ней)

Лазурь бледна: глядятся в тень

Громадин каменные лики:

Из темной ночи в белый день

Сверкнут стремительные пики.

За часом час, за днями дни

Соединяют нас навеки:

Блестят очей твоих огни

В полуопущенные веки.

Последний, верный, вечный друг,-

Не осуди мое молчанье;

В нем - грусть: стыдливый в нем испуг,

Любви невыразимой знанье.



Предварительный просмотр:

МОУ  «Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский

Новобурасского района Саратовской области

Согласовано

Руководитель МО

______________/Зотова В.В./

               

Протокол № _____ от «_____»

________________2011 г.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР МОУ «СОШ п. Белоярский»

______________/Кондрахов В.В./

                     

«_____»________________2011 г.

Утверждаю

 Директор  МОУ «СОШ

 п. Белоярский»

______________/Верещагина Е.А./

                     

Приказ № __ от «__»_____2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Бурчегановой Ольги Анатольевны,

I квалификационной категории

по технологии, 2 класс

                                                                              Рассмотрено на заседании

                                                                         педагогического совета

                                                                      протокол № _____ от

                                                                           «___» _________ 2011 г.

2011 – 2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе   Федерального государственного стандарта общего образования /2009 г./ и Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Технологии» Т. И.  Геронимус, утверждённой МО РФ  (Москва 2009 г.)

    Для реализации программного содержания используются поурочные планы по трудовому обучению 2 класс. Волгоград. Издательство «Учитель» 2010. Автор – составитель Н.А. Тараканова.

    На изучение риторики  во 2 классе начальной школы отводится:

Количество часов в год – 34.

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в I четверти – 9.

Количество часов во II четверти – 7.

Количество часов в III четверти – 10.

Количество часов в IV четверти – 8. 

Цели и задачи программы:

1. Формирование у ребёнка умения самостоятельно ориентироваться в любой работе.

2. Развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического мышления.

3. Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда.

Формы организации учебного процесса: индивидуальная, групповая, коллективная.

Формы контроля: наблюдение, текущий контроль, индивидуальный контроль.

Виды организации учебного процесса: самостоятельная работа, выставка, творческая работа, урок-практикум.

Учебно-тематическое планирование по технологии.

п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Работа с природным материалом

4

2

Оригами.

6

3

Работа с бумагой

14

4

Работа с тканью

10

Класс 2

Учитель Бурчеганова О.А.

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе

Федерального государственного стандарта общего образования /2009 г./ и Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Технологии» Т. И.  Геронимус, утверждённой МО РФ  (Москва 2009 г.)

Дополнительная литература

Поурочные планы по трудовому обучению 2 класс. Волгоград. Издательство «Учитель» 2010. Автор – составитель Н.А. Тараканова.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

    

   К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

- новые слова (целлюлоза, полиэтилен, трикотаж, клейстер, окружность, круг, центр, радиус, миллиметр);

- правила безопасной работы;

- названия инструментов;

- строение разных видов бумаги и картона, фактуру, толщину и мягкость ткани и искусственной кожи.

  К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

- различать по внешнему виду и назначению материалы;

- размечать сложный контур с внутренними углами по шаблону;

- делить круглые детали путём складывания;

- вырезать ножницами круглые детали;

- соединять детали из природных растительных материалов клеем ПВА и пластилином;

- вышивать стебельчатым швом.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Поурочные планы по трудовому обучению 2 класс. Волгоград. Издательство «Учитель» 2010. Автор – составитель Н.А. Тараканова.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ТЕХНОЛОГИИ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Коррекция

План

Факт

Раздел I. Работа с природным материалом (4 ч.)

1

Инструктаж по технике безопасности «Правила безопасной работы с природным материалом». Аппликация из сухих листьев

1

02.09.11

2

Правила изготовления аппликации из листьев и семян, подбор листьев для композиции

1

09.09.11

3-4

Изготовление аппликации из листьев и семян «Лесной царь»

2

16.09.11

23.09.11

Раздел II. Оригами (6 ч.)

5

Инструктаж по технике безопасности «Правила безопасной работы с ножницами».

Виды разметки. Оригами

1

30.09.11

6

Оригами «Кораблик»

07.10.11

7

Оригами. Разметка квадрата складыванием.

Изготовление квадратов разного размера

1

14.10.11

8

Оригами «Воздушный змей»

1

21.10.11

9

Оригами «Катамаран»

1

28.10.11

10

Самостоятельная работа. Оригами «Сова»

1

11.11.11

Раздел III. Работа с бумагой (14 ч.)

11

Инструктаж по технике безопасности «Правила безопасной работы с ножницами».

Изгибание бумаги. Пластичность

1

18.11.11

12

Изготовление «Фонтанчика» из бумаги

1

25.11.11

13

Разметка круглой детали

1

02.12.11

14

Эскиз круглой детали. Разметка по эскизу

1

09.12.11

15

Новогодний сувенир «Зимнее солнышко»

1

16.12.11

16

Разборная елочка

1

23.12.11

17-

18

Новогодние игрушки.

«Хлопушка»

2

13.01.12

20.01.12

19

Прямоугольники. Прочтем и поймем эскиз

1

27.01.12

20

Работа с бумагой «Салфетница»

1

03.02.12

21

Новогодние фонарики. «Гирлянда».

1

10.02.12

22

Гофрируем прямоугольники.

1

17.02.12

23

Гофрированный веер.

1

24.02.12

24

Накрываем праздничный стол. Салфетки из бумаги

1

02.03.12

Раздел IV.  Работа с тканью (10 ч.)

25-26

Инструктаж по технике безопасности «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой».

Виды соединения различных материалов и изделий. Швы и стёжки

2

09.03.12

16.03.12

27

Изготовление выкройки. Выкраивание пальчиковой куколки

1

23.03.12

28

Пальчиковая куколка. Петельный шов и шов через край

1

06.04.12

29

Пальчиковая куколка.

Отделка куколки

1

13.04.12

30

Вышивка. Виды украшающих швов. Стебельчатый шов

1

20.04.12

31

Приклеивание деталей из ткани и их сушка. Виды тканей

1

27.04.12

32

Декоративная салфетка. Изготовление выкройки для фигурных салфеток

1

04.05.12

33

Изготовление карандашницы из банки. Оклеивание банки тканью и тесьмой

1

11.05.12

34

Обобщение знаний о свойствах ткани

1

18.05.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Русская природа в стихотворениях поэтов девятнадцатого века"

Цели урока: знакомство учащихся  с русской поэзией девятнадцатого века, развитие навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста, воспитание любви к родной природе....

урок литературы в 5 классе "Родная природа в стихах поэтов 19 века"

Данная работа представляет собой не готовый конспект урока, а представление своего опыта из серии "А я делаю так...". Я рассказываю, как достаточно трудный материал по анализу стихотворного произведен...

Материалы к уроку литературы в 5 классе Родная природа в лирике поэтов 19 века

Материал в форме презентации содержит репродукции картин русских художников, которые сопровождаются вопросами, связанными со стихотворениями поэтов 19 века о родной природе....

Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"

На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Картины природы в лирике поэтов 19 века"

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "Картины природы в лирике поэтов 19 века" составлена по всем требованиям ФГОС. Указаны все УУД, выполнена технологическая карта урока....

Урок литературы «Природы русской вдохновенье…» (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века)

Урок литературы посвящен детальному анализу произведений о природе  русских поэтов 19 века....