Музыкально-литературная композиция. Любовная лирика поэтов Серебряного века "Жизнью я дышу, любя."
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Лада Владимировна Тинатиева

Музыкально - литературная композиция содержит материал для проведения внеклассного мероприятия при изучнеии поэзии Серебряного века в старших классах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО – ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ЖИЗНЬЮ Я ДЫШУ, ЛЮБЯ»

(ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»)

1 ВЕД. Конец 19 – начало 20 века – это один из сложнейших и интереснейших периодов в истории России. Это эпоха величайших катаклизмов и грандиозных революционных битв, но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре.

2. ВЕД. Подлинный расцвет мысли, талантов. Россия дала миру плеяду блистательных имен. Сергей Есенин, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак и Владимир Маяковский. Этот ряд можно продолжать бесконечно. мы открываем их для себя, пленяясь изяществом слога и изысканностью форм, очаровываясь романтической возвышенностью и глубиною их чувств.

1 ВЕД. Творчество поэтов «серебряного века» сложно и неоднозначно. Общим , пожалуй, у всех является стремление преобразить несовершенный мир, придать жизни новый смысл . Человек – вот объект их истинного интереса.

2 ВЕД. Лирика серебряного века многообразна и очень музыкальна. Сам эпитет “серебряный” звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов. Поэтов-музыкантов. Стихи серебряного века — это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки.

1 ВЕД. В начале XX в. существовало множество авангардных литературных направлений. Это и символизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся в одном: необходимо исступленно работать над ритмом, словом, чтобы довести игру, манипулирование звуками до совершенства.


2 ВЕД. Невозможно представить себе литературу любого периода без любовной лирики. Сегодня мы обращаемся к любовной лирике «серебряного века», миру глубоких и сложных интимных переживаний. Главный критерий этих произведений – неповторимость, оригинальность поэтического стиля, передающего индивидуальный строй души, желание выразить мир по-своему.


1 ВЕД. Анна Ахматова. Русская Сапфо, жрица любви… Ее стихи — это песни любви.

Знаменитая русская поэтесса и тончайший лирик Анна Андреевна Ахматова раскрывает в своих произведениях богатый духовный мир женщины, ее переживания, страдания, величие и глубину. Ахматова создала "женскую поэзию", показав как ярко, самоотверженно, горько и страстно могут любить женщины в отличие от рационалистических мужчин.

2 ВЕД. Ахматова писала о самом сокровенном - Любви - "пятом времени года", времени, когда человек преображается, когда его душа парит и он стремится совершенствоваться, когда он готов к переменам, когда он способен дарить счастье и любовь. Лирика Ахматовой показала исцеляющую силу любви и изменила судьбу многих русских женщин.

Было душно...

А ты думал - я тоже такая...

1 ВЕД. Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века.

2 ВЕД. Любовная лирика Блока отражает личные переживания поэта и меняется вместе с автором на протяжении жизни, раскрывая его духовный мир. Она покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой стиха, красотой выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное искусство и получать от него истинное наслаждение.

2 ВЕД. Лирика Блока подобна музыке, настолько мелодично звучат его стихи. Хрупкий, романтичный, божественный образ любви в первых произведениях с годами принимает более реальные черты и обыденность. Блок воспевает в своих произведениях образ Прекрасной Дамы. Реальный и мистический образ переплетаются, порождая тайну в его произведениях., открывая высокий смысл жизни.

Незнакомка

1 ВЕД. Многие видят Владимира Маяковского только как поэта, принадлежащего к когорте революции, и не замечают его потрясающей любовной лирики. Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская… Маяковский – это не громада ненависть, а громада любовь.

2 ВЕД. Сказать о любви можно, можно спеть мелодично , нежно, а вот прокричать так , чтобы услышали даже «глухие» , чтоб вывернуть душу наизнанку, чтоб показать кровоточащие клочки разорванного сердца . Именно так пишет Маяковский

1 ВЕД. «Любовь – это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным», - это слова Маяковского. Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг.

2 ВЕД. Роман с Софьей Шамардиной был недолгим, но именно ей он посвятил одни из самых известных строк. Маяковский гулял с Софьей ночью и читал «Послушайте!»

1 ВЕД. Мария! Имя твое я боюсь забыть…

Эти слова В. Маяковский посвятил в 1914 году прелестной девушке -Марии Денисовой, волею судьбы встретившейся ему во время гастролей в Одессе...

Те, кто знал Маяковского, были поражены произошедшей с ним переменой, когда он увидел Машеньку.

Маяковский хотел, чтобы Мария немедленно ответила на его чувства, однако Машенька вышла замуж за другого человека. А Маяковский написал поэму «Облако в штанах»

Послушайте!

Музыкальный клип «Облако в штанах»

2 ВЕД. Любовная лирика поэтессы Марины Цветаевой по праву считается одним из бесценных открытий русской литературы серебряного века. Марина Цветаева никогда не говорила о себе «поэтесса». Всегда — поэт. Она в своей поэзии, безусловно, женщина, но женщина сильная, смелая, могучая, она — Царь-девица, богатырка древних русских былин, вровень своему суженому и даже превосходящая его.

2 ВЕД. Любовь в лирике Марины Ивановны — безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь.

РОМАНС НА СТИХИ ЦВЕТАЕВОЙ.

1 ВЕД. Марине Ивановне дано было пережить божественное чувство любви, потери и страдания. Из этих испытаний она вышла достойно, перелив их в прекрасные стихи, ставшие образцом любовной лирики. Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире.

2 ВЕД. Открытой и радостной душе автора по плечу великие радости и страдания. К сожалению, радостей выпадало мало, а горя хватило бы на десяток судеб. Но Марина Ивановна гордо шла по жизни, неся все, выпавшее на долю. И только стихи открывают бездну ее сердца, вместившего, казалось бы, непереносимое.

1 ВЕД. Вера Полозкова – поэт нового поколения, главная поэтическая звезда нашего времени: откровенная, дерзкая, раскованная. Полозкова стихи о любви пишет на одном дыхании, они похожи на блюдо, которое можно есть и сырым, которое не требует специального приготовления. Читателю и слушателю не приходится прикладывать усердие для понимания ее произведений, они моментально находят отклик в сердцах людей.


2 ВЕД. Ее стихи , конечно, не для всех, их можно любить, а можно и не понимать. Все зависит от открытости души человека, от его желания пропускать через себя, сердце и душу эти рифмованные строчки. Веру Полозкову можно боготворить, а можно отзываться о ее творчестве критически. Но не воспринимать ее, как новое и свежее дыхание в современной поэзии, безусловно, нельзя.

ЛЮБОЛЬ

Надо было поостеречься.

1 ВЕД. Владимир Скиф (Смирнов)- наш земляк, родился на ст. Куйтун Иркутской области. В 1975 году закончил отделение журналистики Иркутского госуниверситета. В разное время в Москве и в Иркутске выпустил 18 книг:

Член Союза писателей России. Секретарь Правления Союза писателей России. Лауреат Международных литературных премий. Работает в разных поэтических жанрах – это лирика, публицистика, литературные пародии, эпиграммы, иронические стихи, сонеты, верлибры (белые стихи), четверостишия, детские стихи, песни, поэмы, стихи-портреты.

  1. ВЕД. Читайте стихи о любви, сами слагайте. Любите красиво, чисто и восторженно.

Говорите о «чудных мгновеньях» любви достойными словами.

2 ВЕД. О любви написано много: тысячи страниц. О любви написано мало: чувство это неисчерпаемо, как сама жизнь. Сколько бы ни писали о ней, её многообразие, драматизм и новизна не могут быть исчерпаны, пока жив человек на земле, пока бьётся его сердце, пока звучат в прекрасных стихах голоса тех, кто отставил нам свои чувства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЮБИЛ И Я В БЫЛЫЕ ГОДЫ... (адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова) Литературно-музыкальная композиция.

Литературно-музыкальная композиция с элементами инсценирования.Посвящена адресатам любовной лирики М.Лермонтова....

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

Природа в лирике поэтов Серебряного века

Презентация по литературе...

Литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века.

Конспект урока или внеклассного мероприятия по творчеству М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и Н.Гумилёва. Действие происходит в кафе "Бродячая собака"....

Литературно-музыкальная композиция "О, как убийственно мы любим!" (любовная лирика Ф.И. Тютчева)

Любовь у Тютчева - тяжкое томление, неизбывное горе, угрызения совести, страх смерти, но именно она – источник величайшего душевного взлета и ощущения счастья.Пять историй любви, пять женщин великого ...

Сценарий урока: лирика поэтов серебряного века

Урок внеклассного чтения: лирика поэтов серебряного века...

Сценарий литературного фестиваля-конкурса «Любовная лирика поэтов 19-20 века»

Составители: актив учащихся 7 а класса (культмассовый сектор) и Совет старшеклассников.Классный руководитель: Манзык Мария Васильевна, учитель русского языка и литературыЦели и задачи фестиваля-конкур...