Секция: Смысловое чтение. Тема: Читательская реакция (обмен мнениями) как обязательный этап работы над любым текстом.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Дубовая Ирина Вячеславовна

О смысловом чтение. О том как оно важно на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_15_shkole.docx126.41 КБ
Файл smyslovoe_chtenie_tablitsa.docx33.12 КБ
Файл hod_uroka_2016.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогических чтениях 1 ноября.

Секция: Смысловое чтение.

Тема: Читательская реакция (обмен мнениями) как обязательный этап работы над любым текстом.

“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.

Проблема грамотности и чтения стала очень острой в современном обществе. Компьютерные игры, приложения на планшетах и телефонах, телевизионные программы отвлекают внимание школьников от книг. Но ведь воспитание человека, духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, невозможно без чтения произведений – от классической до современной литературы.

 Слайд № 4 Настоящий читатель - это не тот читатель, которые "глотает"  книги одна за другой, пополняя библиотеку , очередной быстро прочитанной книгой. Настоящий читатель - вдумчивый и сопереживающий страданиям героя, любящий героя или осуждающий его. Такой читатель очень эмоционален и впечатлителен, книга для него - это целый мир, на страницах которого он оказался. Настоящий читатель извлекает урок из книги и способен перечитывать её не один раз, если она оказалась ему настолько близка.
Недаром С.Я. Маршак считал, что написать книгу - пол дела, главное, чтобы она потом попала к настоящему читателю.

Слайд №5  В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.

Слайд №6         РЕАКЦИЯ (от поздне лат. re – против и actio – действие) ответное действие.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ РЕАКЦИЯ – это ответ на чтение.

        ЧИТАТЕЛЬ  - адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования — в зависимости от подхода).

        ЧИТАТЕЛЬ -  человек, который занят чтением каких-н. произведений, к которому обращены произведения письменности.

Слайд №  7

Слайд №8 Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»  « Поветрие на чтенье!».

        Введение ФГОС является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения междисциплинарной программы  «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», которая в МБОУ СОШ №17 получила название «Поветрие на чтенье!» с целью более заинтересованного внимания к данной работе.

Цель программы:  создание условий для воспитания грамотного компетентного читателя, владеющего стратегиями смыслового созидающего чтения и работы с текстом

Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Слайд №9 Формы и методы:

- устный журнал

- беседа

- диспут

-дискуссия

- презентация книги (премьера книги)

-обсуждение книги

-читательская конференция

- встреча с поэтами

- клубы по интересам

- буклеты, закладки

- ситуационная игра

- литературный  суд

- пресс – конференция

- игры путешествия

- конкурс читательских пристрастий

- дегустация литературных новинок


С помощью предложенных приёмов и методов можно предоставить возможность ученику взглянуть на процесс чтения с другой стороны, приобщить не только к приятному «общению» с книгой, но и вдумчивому чтению. Таким образом, будет происходить формирование компетентного читателя, который:

  • читает всю жизнь;
  • формулирует цели чтения;
  • прогнозирует содержание текста;
  • читает один текст по-разному, читает разные тексты по-разному;
  • владеет методами рефлексивного мышления;
  • соотносит содержание текста со своими знаниями и опытом.

Слайд №10 Школа риторики. Выразительное чтение текста, стихотворения.

 8 класс Интонация простого предложения. (Интонация, пауза, речевой такт, логическое ударение, мелодика речи: восходящая и нисходящая)

Слайд №11 Словарная работа, читают текст, находят слова, которые нуждаются в пояснении лексического значения

Например: ЛВС,  Дмитрий Давыдов Думы беглеца на Байкале» Гимн, песня, а если по тексту дебри, махорка,, армяк, вал, и т.д.

Слайд №12 Умение составлять план, цитатный план.

Слайд №13 Пересказ, пересказ с вопросами по тексту.

Слайд №14 Проследите развитие сюжета.

Слайд №15  Обмен мнения читателя: положительный и отрицательный герой

Слайд №16, 17 Создание литературного образа, Словесный портрет, Характеристика героя.

Например, И.С. Тургенев «Бежин луг», описание крестьянских мальчиков ( одежда, как выглядели)

 Слайд №17 Марк Твен «Том Сойер»

Слайд №18 Составить таблицы, сравнительная характеристика героев, сопоставить героев

Например, Князь Хомский и Марфа посадница в произведении  Н.М Карамзина «Марфа – посадница или покорение Новогорода»

Слайд №19 Художники. Нарисовать иллюстрацию к произведению, или стихотворению.

Например, ЛВС, изучив стихотворения о природе, учащиеся рисуют природу Сибири, защищают свой рисунок, и тут же оформляется галерея рисунков.

Слайд №20 Оппоненты: Понравилось произведение, герой, например суд Над Пугачёвым по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд №21 Выводы:

Какие мысли и чувства хотел автор  донести до читателя, чем и почему интересно, поучительное данное произведение.

Ученики сами говорят, чем запомнилось это произведение – это и есть  читательская реакция.

Оказывается, читатели отличаются от не читателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.



Предварительный просмотр:

Смысловое чтение.

Тема: Читательская реакция (обмен мнениями) как обязательный этап работы над любым текстом.

Введение ФГОС является фактором реализации нового подхода к современной школе.

Технологическая карта урока

Тема урока: Николай Георгиевич Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Цели урока:

Образовательные: познакомить с творчеством Н. Г. Гарина-Михайловского, с рассказом «Детство Тёмы», идейно-смысловым и художественным содержанием произведения.

Развивающие: развивать умения интерпретировать художественное произведение, развивать устную речь, развивать образное и логическое мышление, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения.

Планируемые результаты:

предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения;

личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения;

системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, умение определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.

Тип урока: урок формирования навыков и умений.

Материальное обеспечение урока: портрет писателя, выставка книг, рисунков.

Методы и приемы: словесный, беседа, работа над лексическим значением слов, нахождение кульминационного момента, определение темы, главной мысли, «фотографирование» и определение содержания по иллюстрации, предугадывание, фантазирование с опорой на иллюстрацию, включены задания проблемного характера, выборочное чтение.

Результат обучения: учащиеся должны познакомиться с автором, прочитать отрывок из произведения.

Продукт: ответ на поставленный вначале урока проблемный вопрос.

Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Для реализации этой цели требуется:

  • Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
  • Актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)
  • Исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

Деятельность

учитель

ученики

Организационный момент

ЦЕЛЬ:

Образовательные: познакомить с творчеством Н. Г. Гарина-Михайловского, с рассказом «Детство Тёмы», идейно-смысловым и художественным содержанием произведения.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Выставка книг о детстве.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Ребята, сегодня у нас урок литературы. Обратите внимание на выставку книг, О чём сегодня пойдёт речь? (О детях, о детстве).

Что такое детство?

Почему это самый лучший период жизни?

Ребята, скажите, какие еще произведения, затрагивающие эту тему – тему детства мы уже узнали в этом году?

 

А интересно вам было их читать? А как вы думаете, почему?

И вот вашему вниманию предлагается еще одно произведение о подростках – одна из повестей тетралогии  Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

Тетралогия, автобиография, ябеда

А что же это за новое слово  тетралогия?

 Тетралогия-произведение из 4 книг или частей.

 tetra - четыре и logos - слово) - произведение одного автора, состоящее из четырех самостоятельных, имеющих особые заглавия частей, которые объединяет общий замысел, а также, как правило, персонажи, переходящие из одной части в другую.

Итак, «Детство Темы» - это повесть из тетралогии.

(Басни И. Крылова «Два мальчика», Аксаков «Детские годы Багрова внука», Бунин «Дневник Маши»)

Работа в тетрадях.

ПРОВЕРКА Д/З. ИГРА «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»

А начнем  мы свой урок своеобразной мозговой атакой  в виде игры, которую я назвала «кто/что? Где? Когда?». Все эти вопросы, как вы понимаете по жизни и творчеству Гарина-Михайловского.

Итак, 1 группа отвечает на вопросы кто-что.

  1. Кто был отец писателя?(боевой генерал)
  2. Что это был за университет, который выбрал поначалу писатель? (Петербургский универ)
  3. Что сделал Гарин-Михайловский после того, как год проучился в петербургском университете? (перешел в институт инженеров путей сообщения)
  4. Что происходит в 1892 году? (вышли из печати два его произведения «Детство Темы», «Несколько лет в деревне»)
  5. Кто основал город Новосибирск?
  6. Кто был крестным отцом писателя и в честь кого его назвали? (царь Николай 1)
  7. Что было увлечением писателя, кроме литературного труда и инженерного дела? (занимался сельским хозяйством)
  8. Кто был прототипом Тёмы Карташева? (Сам автор)

2 группа отвечает на вопросы «где»

1. Где родился писатель? ( санкт-петербург)

2. Где получил первоначальное образование? (дома)

5. Где Гарин-Михайловский как крупный инженер-изыскатель принимал участие  в строительстве  дорог? (в Сибири)

На вопросы  «когда» отвечает следующая группа.

  1. Когда родился Н.Г. Михайловский? (1852)
  2. Когда умер писатель Гарин-Михайловский? (1906)
  3. Когда вы впервые познакомились с творчеством Н.М. Гарин -  Михайловского? (в начальной школе. Тёма и жучка)

(боевой генерал)

Петербургский универ)

(перешел в институт инженеров путей сообщения)

(вышли из печати два его произведения «Детство Темы», «Несколько лет в деревне»)

(царь Николай 1)

(занимался сельским хозяйством)

(Сам автор)

санкт-петербург)

(дома)

(в Сибири)

1852

1906

в начальной школе. Тёма и жучка)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

А теперь обратимся к тексту нашей повести «Детство Тёмы». А как вы думаете, почему Гарин – Михайловский  написал автобиографическую повесть. 

Какое произведение называется автобиографическим?

АВТОБИОГРАФИЯ

Работа в тетрадях.

Автобиография - последовательное описание человеком событий собственной жизни.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: АВТОБИОГРАФИЯ

(рассказ о жизни самого автора)

Смысловое чтение.

А какой главе пойдет речь?

Он любил эти страшные рассказы. Начнёт рассказывать и сразу захватит. Говорит, говорит – так и льётся у него. Когда – нибудь я принесу тебе одну занимательную  книжку, смотри не порви. (Иванов).

 ? О чём рассказывается в этой главе?  

Иванов.

Цель: Развивающие: развивать умения интерпретировать художественное произведение, развивать устную речь, развивать образное и логическое мышление, развивать творческие способности учащихся.

В каком классе Тёма увлёкся чтением? ( 2)

Кто помог ему в этом? (Иванов)

Как возникла дружба Тёмы с Ивановым? (общение, чтение, истории)

Когда и почему Тёма стал увлечённым читателем? (когда дали книгу, посоветовали почитать)

Найдите и зачитайте описание Иванова. (стр - 242 воротничок, перхоть, старый сапог),

 (стр 243 -  сирота, жил у богатых родственников, любил сидеть у себя в комнате, мама умерла, медальон), ( стр 242 – чёрные глаза)

Учащиеся находят в тексте и зачитывают.

Регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Словесное рисование.

Как вы себе представляете Тёму?

Почему Тёма? А какое полное имя ?

(Артём, Артемий или Тимофей) имя Артём русское, православное, католическое, греческое. Имя Артём в переводе с греческого языка означает «невредимый, безупречного здоровья»
Артемий - посвященный Артемиде, богине охоты и луны.

Тимофей ("чти Бога!")

ФЗМИНУТКА.  Встать потянутся, показать язычок соседу, потом улыбнуться.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Почему чтение важно в жизни человека?

А вы любите читать? А какие книги вы читаете?

В какие минуты Тёма считал себя самым счастливым человеком? (когда ждал встречу со своим другом).

Посмотрите, пожалуйста, на данную картину (иллюстрации о ябедах) показать третью картинку.  О чём сейчас пойдет речь? (О ябедах).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ЯБЕДА

Что означает слово ябеда? (1) мелкий донос, клевета. 2) человек, который ябедничает, наушничает). О чём рассказывается в этой главе? ( пересказ с прерыванием)

А у нас в классе есть ЯБЕДЫ?

??? Как Тёма стал ябедой?

Детективы, ужастики, рассказы, не любим читать.

(когда ждал встречу со своим другом).

(О ябедах).

Те, кто ябедничает, говорит не правду обвиняя другого человека.

Смысловое чтение, работа с книгой.

Сейчас мы будем анализировать главу «Ябеда» по смысловым частям и составлять план текста.  Письменная работа.

План.

  • Шалость Вахнова на уроке французского.
  • Месть Вахнова Бошару.
  • Поведение мальчиков в кабинете у директора.
  • Наказание гимназистов.
  • Переживания и раскаяние Тёмы.
  • Наставление матери.

Проанализируем поступки детей и дадим характеристику героям.

А) какой поступок совершил Вахнов на уроке французского? Найдите в тексте и прочитайте (с.247) (иголку подложил учителю)

Найдите и прочитайте, как вёл себя Вахнов с надзирателем. Стр 246- 247

Как характеризуют эти события Вахнова? (лицемер, нахал, глупый)

Б) А что сказал Иванов, когда узнал о том, что Вахнов всунул учителю в стул иголку? Найдите и прочитайте (с.248) (осудил Вахнова)

Что это за правила товарищества? А в нашем классе есть такие правила?

Прочитайте, как вёл себя Иванов в кабинете директора? (с250-251.)

Как характеризуют эти события Иванова? ( дорожит дружбой, сильная воля, упрямый)

В) перейдём к главному герою - Тёме.

Прочитайте, что чувствовал Тёма в кабинете директора (с.249-250)

Что пережил мальчик? (страх, смертельный ужас)

Прочитайте, что чувствовал Тёма, когда понял, что назвал имена своих товарищей? (смрад души)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

СМРАД – вонь, отвратительный запах

Как к этим событиям отнеслись в семье мальчика?(ничего не сказала и ушла в свою комнату)

Почему мама поняла, что Тёма что-то скрывает? («он стоял и не смел поднять глаз на отца и мать…»)

Какие слова автора говорят о внутреннем переживании мальчика? («…тоскливо ходил по комнатам, отыскивая такие…»)

Как Тёма мог облегчить душу? ( рассказать правду)

Найдите и прочитайте, какое наставление мать дала сыну. Осуждала ли она его? Стр 253

Как вы относитесь к поступку Тёмы?

Можно ли его назвать ябедой?

Почему так назван рассказ?

Подумайте, бывают ли в вашей жизни ситуации, о которых вам стыдно вспоминать? Кому вы можете довериться и попросить совета? (мама)

СТР 254 зачитать слова мамы.

Формирование всех видов УУД: учащиеся ищут информацию, сообщают ее другим, высказывают свою точку зрения, принимают чужое мнение, создают продукт совместного труда.

Познавательные УУД: изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации.

Развитие самоконтроля при выполнении задания.

Коммуникативные УУД: воспитание толерантности.

Учащиеся находят и зачитывают

Цель развивающая:   развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

 развивать умение применять новые знания;

 развитие творческих, речевых способностей учащихся;

РЕФЛЕКСИЯ.

итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Приём рефлексии «Яблоня» на доске нарисована яблоня, выходя из класса повесить яблоко на дерево. Красное – не понравилось, жёлтое – трудности,

Зелёное – всё сделал правильно.

Общеучебные УУД: обобщают информацию, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию.

Регулятивные УУД: самооценка, взаимооценка учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: аргументация оценивания.

На доске нарисовано дерево, учащимся предлагается украсить яблочком

Дополнительная работа.

Давайте –ка и мы с вами обратимся  к нашему опыту и наблюдениям, а поможет нам наш герой Тема.

Сейчас мы поработаем над сравнительной характеристикой по этой таблице.

Давайте попробуем сравнить Тему с собою.

Тёма Карташев

Я

Отношение к маме

Отношение к чтению

Отношение к учёбе

Отношение  к правде

Отношение к дружбе, друзьям

Составление синквейна.

Предлагает составить синквейн, чтобы описать героя.

-В заключение составьте синквейн:

1. Природа…

2. Два прилагательных или причастия

3. Три глагола

4. Фраза из 4-х слов

5. 1 слово или словосочетание

Составляют синквейн

АКРОСЛОВО.

Тёма Карташев

Я

Отношение к маме

любил

Люблю свою маму

Отношение к чтению

Любит читать

Читаю редко

Отношение к учёбе

учится

Плохо учусь

Отношение  к правде

Говорит правду

Иногда говорю неправду

Отношение к дружбе, друзьям

Умеет дружить, дорожит дружбой

Нет друзей

Составляют синквейн

Тёма

Любопытный, читающий.

Думает, мечтает, переживает.

Учится в гимназии.

Герой.

АКРОСЛОВО.

Т – твёрдый, трусливый, талантливый

Ё – егоза (ёрник, или ёра (озорник и безобразник, пустой шутник и повеса), естественный, ершистый

М – мальчик, маленький, мрачный

А – аккуратный, активный

СОБИРАНИЕ ПАЗЛОВ.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-В заключение составьте синквейн:

1. Природа…

2. Два прилагательных или причастия

3. Три глагола

4. Фраза из 4-х слов

5. 1 слово или словосочетание

Общеучебные УУД: обобщают информацию, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию.

Регулятивные УУД: самооценка, взаимооценка учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: аргументация оценивания.



Предварительный просмотр:

Смысловое чтение.

Тема: Читательская реакция (обмен мнениями) как обязательный этап работы над любым текстом.

        Введение ФГОС является фактором реализации нового подхода к современной школе.

Технологическая карта урока

Тема урока: Николай Георгиевич Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Цели урока:

Образовательные: познакомить с творчеством Н. Г. Гарина-Михайловского, с рассказом «Детство Тёмы», идейно-смысловым и художественным содержанием произведения.

Развивающие: развивать умения интерпретировать художественное произведение, развивать устную речь, развивать образное и логическое мышление, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения.

Планируемые результаты:

предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения;

личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения;

системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, умение определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.

Тип урока: урок формирования навыков и умений.

Материальное обеспечение урока: портрет писателя, выставка книг, рисунков.

Методы и приемы: словесный, беседа, работа над лексическим значением слов, нахождение кульминационного момента, определение темы, главной мысли, «фотографирование» и определение содержания по иллюстрации, предугадывание, фантазирование с опорой на иллюстрацию, включены задания проблемного характера, выборочное чтение.

Результат обучения: учащиеся должны познакомиться с автором, прочитать отрывок из произведения.

Продукт: ответ на поставленный вначале урока проблемный вопрос.

Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Для реализации этой цели требуется:

  • Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
  • Актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)
  • Исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

НАЧАЛО УРОКА.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Ребята, сегодня у нас урок литературы. Обратите внимание на выставку книг, О чём сегодня пойдёт речь? (О детях, о детстве).

Что такое детство?

Почему это самый лучший период жизни?

Ребята, скажите, какие еще произведения, затрагивающие эту тему – тему детства мы уже узнали в этом году? (Басни И. Крылова «Два мальчика», Аксаков «Детские годы Багрова внука», Бунин «Дневник Маши»)

 А интересно вам было их читать? А как вы думаете, почему?

И вот вашему вниманию предлагается еще одно произведение о подростках – одна из повестей тетралогии  Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

Работа в тетрадях: число, тема, слова

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Тетралогия, автобиография, ябеда

А что же это за новое слово  тетралогия?

 Тетралогия-произведение из 4 книг или частей.

 tetra - четыре и logos - слово) - произведение одного автора, состоящее из четырех самостоятельных, имеющих особые заглавия частей, которые объединяет общий замысел, а также, как правило, персонажи, переходящие из одной части в другую.

Итак, «Детство Темы» - это повесть из тетралогии.

А какие еще характеристики можно дать рассказу с литературоведческой точки зрения ( он автобиографичен, т.е. Все описанное имело место  в жизни писателя; жанр произведения – это очерк-рассказ, т. е. сочетание очерка-краткое описание жизненных событий и семейная хроника- это литер. жанр, содержащий  историю семейных событий в хронологической последовательности.)

Итак. Мы сегодня узнали новые для нас литературоведческие понятия- тетралогия, семейная хроника, автобиография, очерк.

ПРОВЕРКА Д/З. ИГРА «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»

А начнем  мы свой урок своеобразной мозговой атакой  в виде игры, которую я назвала «кто/что? Где? Когда?». Все эти вопросы, как вы понимаете по жизни и творчеству Гарина-Михайловского.

Итак, 1 группа отвечает на вопросы кто-что.

  1. Кто был отец писателя?(боевой генерал)
  2. Что это был за университет, который выбрал поначалу писатель? (Петербургский универ)
  3. Что сделал Гарин-Михайловский после того, как год проучился в петербургском университете? (перешел в институт инженеров путей сообщения)
  4. Что происходит в 1892 году? (вышли из печати два его произведения «Детство Темы», «Несколько лет в деревне»)
  5. Кто основал город Новосибирск?
  6. Кто был крестным отцом писателя и в честь кого его назвали? (царь Николай 1)
  7. Что было увлечением писателя, кроме литературного труда и инженерного дела? (занимался сельским хозяйством)
  8. Кто был прототипом Тёмы Карташева? (Сам автор)

2 группа отвечает на вопросы «где»

1. Где родился писатель? ( санкт-петербург)

2. Где получил первоначальное образование? (дома)

5. Где Гарин-Михайловский как крупный инженер-изыскатель принимал участие  в строительстве  дорог? (в Сибири)

На вопросы  «когда» отвечает следующая группа.

  1. Когда родился Н.Г. Михайловский? (1852)
  2. Когда умер писатель Гарин-Михайловский? (1906)
  3. Когда вы впервые познакомились с творчеством Н.М. Гарин -  Михайловского? (в начальной школе. Тёма и жучка)

А теперь обратимся к тексту нашей повести «Детство Тёмы». А как вы думаете, почему Гарин – Михайловский  написал автобиографическую повесть. 

Какое произведение называется автобиографическим?

Автобиография - последовательное описание человеком событий собственной жизни.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: АВТОБИОГРАФИЯ

(рассказ о жизни самого автора)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: А вы знаете, что настоящая фамилия писателя Михайловский, Псевдоним Гарин он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари.

В 2017 году произведению «Детство Тёмы» исполнится 125 лет.

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ:    А какой главе пойдет речь?

Он любил эти страшные рассказы. Начнёт рассказывать и сразу захватит. Говорит, говорит – так и льётся у него. Когда – нибудь я принесу тебе одну занимательную  книжку, смотри не порви. (Иванов).

 ? О чём рассказывается в этой главе?  (краткий пересказ)

Фронтальный опрос.

В каком классе Тёма увлёкся чтением? ( 2)

Кто помог ему в этом? (Иванов)

Как возникла дружба Тёмы с Ивановым? (общение, чтение, истории)

Когда и почему Тёма стал увлечённым читателем? (когда дали книгу, посоветовали почитать)

Найдите и зачитайте описание Иванова. (стр - 242 воротничок, перхоть, старый сапог),

 (стр 243 -  сирота, жил у богатых родственников, любил сидеть у себя в комнате, мама умерла, медальон), ( стр 242 – чёрные глаза)

Словесное рисование.

Как вы себе представляете Тёму?

Почему Тёма? А какое полное имя ? (Артём, Артемий или Тимофей) имя Артём русское, православное, католическое, греческое. Имя Артём в переводе с греческого языка означает «невредимый, безупречного здоровья»
Артемий - посвященный Артемиде, богине охоты и луны.

Тимофей ("чти Бога!")

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Почему чтение важно в жизни человека?

А вы любите читать? А какие книги вы читаете?

В какие минуты Тёма считал себя самым счастливым человеком? (когда ждал встречу со своим другом).

Посмотрите, пожалуйста, на данную картину (иллюстрации о ябедах) показать третью картинку.  О чём сейчас пойдет речь? (О ябедах).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ЯБЕДА

Что означает слово ябеда? (1) мелкий донос, клевета. 2) человек, который ябедничает, наушничает). О чём рассказывается в этой главе? ( пересказ с прерыванием)

А у нас в классе есть ЯБЕДЫ?

??? Как Тёма стал ябедой?

Сейчас мы будем анализировать главу «Ябеда» по смысловым частям и составлять план текста.  Письменная работа.

План.

  • Шалость Вахнова на уроке французского.
  • Месть Вахнова Бошару.
  • Поведение мальчиков в кабинете у директора.
  • Наказание гимназистов.
  • Переживания и раскаяние Тёмы.
  • Наставление матери.

 Проанализируем поступки детей и дадим характеристику героям.

А) какой поступок совершил Вахнов на уроке французского? Найдите в тексте и прочитайте (с.247) (иголку подложил учителю)

Найдите и прочитайте, как вёл себя Вахнов с надзирателем. Стр 246- 247

Как характеризуют эти события Вахнова? (лицемер, нахал, глупый)

Б) А что сказал Иванов, когда узнал о том, что Вахнов всунул учителю в стул иголку? Найдите и прочитайте (с.248) (осудил Вахнова)

Что это за правила товарищества? А в нашем классе есть такие правила?

Прочитайте, как вёл себя Иванов в кабинете директора? (с250-251.)

Как характеризуют эти события Иванова? ( дорожит дружбой, сильная воля, упрямый)

В) перейдём к главному герою - Тёме.

Прочитайте, что чувствовал Тёма в кабинете директора (с.249-250)

Что пережил мальчик? (страх, смертельный ужас)

Прочитайте, что чувствовал Тёма, когда понял, что назвал имена своих товарищей? (смрад души)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

СМРАД – вонь, отвратительный запах

Как к этим событиям отнеслись в семье мальчика?(ничего не сказала и ушла в свою комнату)

Почему мама поняла, что Тёма что-то скрывает? («он стоял и не смел поднять глаз на отца и мать…»)

Какие слова автора говорят о внутреннем переживании мальчика? («…тоскливо ходил по комнатам, отыскивая такие…»)

Как Тёма мог облегчить душу? ( рассказать правду)

Найдите и прочитайте, какое наставление мать дала сыну. Осуждала ли она его? Стр 253

Как вы относитесь к поступку Тёмы?

Можно ли его назвать ябедой?

Почему так назван рассказ?

Подумайте, бывают ли в вашей жизни ситуации, о которых вам стыдно вспоминать? Кому вы можете довериться и попросить совета? (мама)

СТР 254 зачитать слова мамы.

«Что делать? Если мы видим свои недостатки и если, замечая их, стараемся исправиться, то ошибки наши уже являются источниками искупления. Сразу ничего не приходит. Всё достаётся тяжёлой борьбой в жизни. В этой борьбе ты уже нашёл сегодня одну слабую сторону… Когда будешь молиться, попроси у Бога, чтобы он послал тебе твёрдость и крепкую волю в минуты страха и опасности».

Как вы понимаете данную фразу.

Приём рефлексии «Яблоня» на доске нарисована яблоня, выходя из класса повесить яблоко на дерево. Красное – не понравилось, жёлтое – трудности,

Зелёное – всё сделал правильно.

Итог урока. Чему научил вас этот рассказ?

Домашнее задание: читать 255-266 чтение, пересказ

2 урок

Давайте –ка и мы с вами обратимся  к нашему опыту и наблюдениям, а поможет нам наш герой Тема.

Сейчас мы поработаем над сравнительной характеристикой по этой таблице.

Давайте попробуем сравнить Тему с собою.

Тёма Карташев

Я

Отношение к маме

Отношение к чтению

Отношение к учёбе

Отношение  к правде

Отношение к дружбе, друзьям

Составление синквейна.

Предлагает составить синквейн, чтобы описать героя.

Составляют синквейн

Тёма

Любопытный, читающий.

Думает, мечтает, переживает.

Учится в гимназии.

Герой.

АКРОСЛОВО.

Т – твёрдый, трусливый, талантливый

Ё – егоза (ёрник, или ёра (озорник и безобразник, пустой шутник и повеса), естественный, ершистый

М – мальчик, маленький, мрачный

А – аккуратный, активный

СОБИРАНИЕ ПАЗЛОВ.

Тест на знание рассказа  «экзамен»

  1. Как смотрела на Тему мать, когда узнала, что он обманывает ее относительно сдачи экзамена?

А) зло   б) строго   в) презрительно

    2.кто назвал Тему «славным мальчиком»?

         а)отец   б)доктор   в) бабушка

   3.какие три предмета необходимо было пересдать?

         а) русский, латинский, географию

         б) латинский, историю, географию

         в) русский, историю, литературу

    4. Кто присутствовал на всех трех экзаменах?

            а)отец    б)доктор    в) директор

    5.после пересдачи экзамена, в какой класс перешел Тема?

           а)в третий  б)во второй    в)в четвертый  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.

"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...

Работа с любым текстом на уроках английского языка

Этапы работы с ткстом на уроках английского языка...

«Формирование читательской компетенции школьников: навыки смыслового чтения и работы с текстом»

laquo;Методическая разработка урока по формированию  навыков смыслового чтения и работы с текстами в условиях реализации требований ФГОС»...

Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В своей статье я хочу поделиться опытом, как сформировать и повысить речевые навыки учащихся при работе с текстом. Главная мысль заключается в том, что текст является основным смысловым  звеном в...

Этапы работы над стихотворным текстом с глухими обучающимися старших классов на ИКЗ.

В этой работе представлены этапы работы над стихотворным текстом с глухими обучающимися на индивидуальных коррекционных занятиях....