«Формирование читательской компетенции школьников: навыки смыслового чтения и работы с текстом»
методическая разработка по литературе (5 класс)
«Методическая разработка урока по формированию навыков смыслового чтения и работы с текстами в условиях реализации требований ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_stenie.docx | 52.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением английского языка № 27»
«Формирование читательской компетенции школьников:
навыки смыслового чтения и работы с текстом»
«Методическая разработка урока по формированию
навыков смыслового чтения и работы с текстами
в условиях реализации требований ФГОС ООО»
Штрауб Людмила Станиславовна
педагог-библиотекарь
Г. Ангарск, 2019
Аннотация
Данная методическая разработка рассказывает об опыте работы с текстом художественного произведения с применением стратегий смыслового чтения. В статье представлены приемы, способствующие пониманию текста учащимися и развитию у них навыков смыслового чтения, что предполагает повышение мотивации и интереса к чтению.
В основу методической разработки положено практическое занятие на уроке литературы в 5 классе.
Эти приемы может использовать в своей работе и библиотекарь.
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………..стр.4
Основная часть……………………………………………………стр.6
Заключение………………………………………………………..стр.11
Список использованных источников……………………………стр.15
Приложения……………………………………………………….стр.16
Пояснительная записка
В соответствии с требованием ФГОС ООО перед школой стоит задача: освоение четырёх междисциплинарных учебных программ:
«Формирование универсальных учебных действий»,
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
В Стандарте мы читаем:
«В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения… Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным;
Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче»
Как видим, чтению определено важное, едва ли не главное место в образовании.
Сегодняшнее образование – это переход от обучения чтению к чтению для обучения.
Что мы имеем в виду, говоря о смысловом чтении? Это не только восприятие текста, а его осмысление, извлечение необходимой информации и ее критическая оценка.
Используя в работе стратегии смыслового чтения, учитель (библиотекарь)
помогают учащимся (читателям):
- ориентироваться в содержании текста
- находить требуемую информацию
- устанавливать взаимосвязи событий в тексте
- раскрывать главную идею текста
- преобразовывать текст
- оценивать информацию
Почему участие библиотекаря в формировании навыков смыслового чтения видится мне таким же необходимым, как и работа учителя в этом направлении? Думаю, потому что работа библиотекаря связана с текстами в такой же мере, как и работа учителя. Старания библиотекаря в работе с читателем направлены на формирование у него потребности в чтении, понимания прочитанного, умения самостоятельно рассказать о прочитанном.
В процессе чтения, осмысления, бесед о книгах у читателя развивается умение говорить и выражать собственные мысли литературным языком и, в конечном счете, формируется художественный вкус.
К сожалению, нынешние школьники читают мало и поэтому плохо. Конечно, так называемое клиповое мышление имеет свои «плюсы», но уменьшение объема чтения привело к падению грамотности. SMS-сообщения не нуждаются в соблюдении норм орфографии и пунктуации. Некоторые дети испытывают прямо физическую усталость при чтении, не могут одолеть обязательного списка, старшеклассники в Интернете читают краткие содержания даже небольших по объему произведений, а это не способствует формированию литературного языка.
Чтение в семье перестало быть традицией. Из области досуга чтение перешло в область получения минимума необходимой информации, а беседы о прочитанном в семье – это уже фантастика. Родители сами практически не читают и просто устранились от решения этой проблемы.
Сегодня приобщить ребенка к чтению, отвлечь его от тотального увлечения гаджетами под силу только учителю и библиотекарю, потому что они на своем опыте знают, что дает человеку чтение.
Основная часть
Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом
художественного произведения в 5 классе.
Занятие проведено в рамках цикла библиотечных уроков «Урок ведет библиотекарь». Время урока предоставлено учителем литературы и русского языка Цыбусовой Юлией Валерьевной.
Рассказ достаточно большой, можно его немного сократить, убрать некоторые эпизоды, описания, моменты, которые не играют важной роли в понимании событий и образов героев.
Приемы работы с текстом, использованные на уроке:
- Прогнозирование содержания текста по названию
- Повторное обращение к заглавию текста, работа с иллюстрациями.
- Чтение текста по абзацам, выделение главной мысли, выбор заглавия для абзацев
- Тонкие и толстые вопросы
- Работа с ключевыми словами
- Работа в парах с таблицей: запись слов для характеристики героев, их поступков
- Использование слов из таблицы для написания аннотации и отзыва о рассказе (сжатие текста)
Работа над рассказом Максуда Ибрагимбекова «Прощай, миледи»
Здравствуйте, ребята. Прошу вас внимательно прочитать высказывание, которое вы видите на слайде: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». Опровергните или подтвердите это высказывание (учащиеся правильно уловили разницу между поверхностным чтением и умением видеть в тексте то, о чем явно не сказано).
Сегодня на уроке мы знакомимся с писателем Максудом Ибрагимбековым.
СЛАЙД 2 (портрет писателя, его книги; Приложение)
Ибрагимбеков, Максуд Мамед Ибрагим оглы. Так полностью звучит имя азербайджанского писателя и киносценариста. Писал он свои книги на русском языке. Главные герои его книг – подростки с их проблемами, взаимоотношениями с родителями, друзьями, учителями
Самая известная повесть «За всё хорошее - смерть». По ее сюжету был снят приключенческий фильм «Тайна горного подземелья». Книги «Пусть он останется с нами», «Последняя ночь детства», «Я помню тебя, учитель» и сегодня не устарели и читаются с интересом.
На этом уроке мы обратимся к рассказу Максуда Ибрагимбекова «Прощай, миледи!»
СЛАЙД 3 (обложка книги)
Известно вам значение слова «миледи»? К кому так обращались?
Попробуйте, исходя из названия, предположить в общих чертах сюжет этого рассказа (ответы учащихся были в области личных отношений некой дамы, богатой и знатной; сказалось влияние мелодраматических сериалов)
А теперь посмотрите несколько иллюстраций, которые относятся непосредственно к самому рассказу
СЛАЙД 4 (иллюстрации к рассказу; Приложение. Презентация)
Вернемся к предположениям о сюжете. Какие теперь версии? (высказывания детей: теперь все события привязаны к судьбе собаки). А почему миледи? Версии самые невероятные.
Противоположные мнения о сюжете рассказа усилили интерес ребят к тому, что произошло на самом деле.
Ребята, работать вы будете в парах.
На ваших столах два рабочих листа. На одном – таблица с шестью столбцами. По горизонтали вы видите пять секторов по количеству частей, на которые, для удобства работы, разделен рассказ.
Я читаю текст, делаю остановку, задаю вопросы, мы с вами беседуем, вы делаете короткие записи в таблице. Эти записи пригодятся вам при выполнении письменного задания.
На втором листе - слова-подсказки, которыми вы можете пользоваться при описании героев – их внешности, характера, поступков.
Чтение первой части. (Приложение. Текст рассказа)
Беседа
Повествование начинается словами «В это лето мы читали «Трех мушкетеров». Кто из вас читал эту книгу? Может вы видели фильм? Он упоминается в рассказе. Посмотрим слайд с кадром из фильма
СЛАЙД 5 (Приложение. Презентация)
- Что вы знаете о мушкетерах?
- Почему мальчики играли в мушкетеров?
- Что вы запишите в ячейке под названием «мальчики»? (предлагаются варианты, а затем учащиеся выбирают два-три слова для характеристики героев)
- Дядя Джебраил. В тексте о нем сказано немного, но попробуйте нарисовать его характер.
- Озаглавьте этот отрывок и впишите название в первую ячейку
Чтение второй части (Приложение. Текст рассказа)
Беседа
- Новое действующее лицо – Ляфруз-ханум. Выберите из второго листа несколько слов для определения её характера и запишите в соответствующую ячейку. А теперь устно аргументируйте свой выбор.
- Почему дядя Джебраил назвал Ляфруз-ханум и ее мужа людьми недостойными?
- Какую еще черту характера вы добавите к портрету дяди Джебраила? Запишите.
- Озаглавьте эту часть и впишите в таблицу
Чтение третьей части (Приложение. Текст рассказа)
Беседа
- Какое впечатление произвело на мальчиков появление Саиды?
- Как вы думаете, почему они назначили её Констанцией Бонасье?
Прежде чем задать следующий вопрос, я покажу вам слайд с кадром из фильма «Три мушкетера».
СЛАЙД 6 (Приложение. Презентация)
Это Констанция. Лицо человека – глаза, улыбка, общее выражение могут сказать нам что-то и о его характере. Пользуясь словами – подсказками, расскажите о Констанции: какой вы ее видите, представляете.
Вернемся к Саиде.
- Ваше впечатление о Саиде. Выберите из слов-подсказок не более трех, которые ярче всего характеризуют поведение Саиды. Впишите в таблицу.
- Озаглавьте этот отрывок и впишите название в таблицу.
Чтение четвертой части (Приложение. Текст рассказа)
Беседа
- Оцените поведение людей после случившейся трагедии. Кто из них вас особенно поразил и почему? (ответы устно)
- Что нового добавите вы к характеру Саиды? (ответы вслух) Выберите и впишите в таблицу два-три самых точных, на ваш взгляд, слова.
- Предположите, о чем подумал дядя Джебраил, молча глядя на Саиду.
- Озаглавьте эту часть рассказа.
Чтение пятой части (Приложение. Текст рассказа)
После слов «…а мы стояли все у дверей и смотрели, как наша собака знакомится с Саидкой» небольшая паузу в чтении
Вопрос. Предположите дальнейшие события в рассказе. Чем он может закончиться? Ответы аргументируйте.
Чтение рассказа до конца
Беседа
- Объясните причину гибели собаки?
- Как вы озаглавите этот отрывок? Впишите в таблицу
Прежде чем вы ответите на следующий вопрос, предлагаю вам посмотреть слайд с кадром из фильма «Три мушкетера»
СЛАЙД 7 (Миледи) (Приложение. Презентация)
Перед вами миледи. Вглядитесь внимательно в лицо этой женщины и скажите, какие черты характера можно у нее предположить, какой она человек. Используйте слова-подсказки (работаем устно)
(после ответов учащихся) По книге Миледи – доверенное лицо кардинала, враг Д Артаньяна и его друзей-мушкетеров. Женщина красивая, но при этом хитрая, бессердечная и коварная.
А теперь вопросы:
- Почему Саида в памяти всех осталась не Констанцией, а миледи? (устные ответы)
- Кого вы назовете главным героем рассказа, почему?
Рассказ прочитан.
- Какими мыслями, чувствами, впечатлениями вам хочется поделиться?
(высказывания учащихся).
- Что хотел писатель сказать читателю, но не сделал это открытым текстом? Какая главная мысль, идея рассказа?
- Посоветуете вы этот рассказ для чтения? Почему?
Давайте послушаем, как вы озаглавили части рассказа. Учащиеся зачитываю свои варианты. Идет обсуждение и выбор наиболее удачных.
Предложите другое название рассказа, если оно возможно.
А теперь письменная работа. Предлагаю вам написать аннотацию к этому рассказу. Давайте вспомним, что такое аннотация.
СЛАЙД 8 (Приложение. Презентация)
На слайде вы видите порядок составления аннотации. Пользуясь этой подсказкой и словами из вашей таблицы, напишите аннотацию.
Учащиеся выполняют письменное задание.
Заслушиваются аннотации (учащиеся по желанию читают написанные аннотации), остальные вносят коррективы, оценивают язык аннотации, соглашаются или нет с текстом.
Чтобы высказать свои чувства от прочитанного, поделиться впечатлениями, можно написать отзыв о прочитанном.
Выясняем, чем аннотация отличается от отзыва? (предположения учащихся)
Обратите внимание! В отзыве не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею истории. Чему она учит? Какой след оставляет в душе читателя?
Посмотрите слайд с памяткой написания отзыва.
СЛАЙД 9 (Приложение. Презентация)
Написать отзыв о рассказе М. Ибрагимбекова «Прощай, Миледи!» предлагается в качестве домашнего задания. Учащиеся получают отпечатанные «Памятки в помощь при написании отзыва» (Приложение).
Самоанализ
Занятие проведено в рамках цикла библиотечных уроков «Урок ведет библиотекарь». Время урока предоставлено учителем литературы и русского языка Цыбусовой Юлией Валерьевной.
Урок проводился в 5 а классе. В начальной школе эти ребята учились в разных классах, поэтому важно в процессе любой деятельности формировать у них умение работать в парах, в малых группах, умение слушать друг друга и взаимодействовать.
В классе нет явного соперничества, нет аутсайдеров, большинство ребят ответственно относятся к учебе и поэтому легко вступают в беседу, дискуссию. Они самостоятельны и свободны в своих суждениях и не стесняются высказывать свое мнение.
На уроке учащимся предстояло не просто понять сюжет, но и нарисовать характеры героев, опираясь на детали внешности, поведения, отмечая даже манеру разговаривать, аргументировать свои выводы, делать короткие, сжатые записи, а потом на основе этих записей создавать новый текст.
Трудности: дети не были знакомы с текстом рассказа заранее, более того: на уроке они воспринимали его на слух, но это сыграло и свою положительную роль: обсуждение шло по первым, самым ярким, впечатлениям.
За один урок такую большую работу проделать, конечно, невозможно, поэтому использовались два урока. На первом шло обсуждение, делались записи, ребята высказывались и выбирали наиболее удачные варианты ответов на вопросы. На втором, используя свои записи, они составляли аннотацию к рассказу. В качестве домашнего задания предложено было написать отзыв.
Во время работы в классе дети очень чутко уловили мысль автора о том, что судить о людях надо по делам и поступкам, а не внешности.
Высказывали верные предположения о названии рассказа, объясняли, почему Саидка осталась в памяти всех как миледи, а не Констанцией. А вот в домашней работе (им нужно было рассказать о своих впечатлениях) без наводящих вопросов, без текста им было сложно сделать глубокие выводы. Здесь, конечно, сказалось и то, что сегодняшние пятиклассники не увлечены «Тремя мушкетерами». Но я убедилась, что различные вопросы, задания, другие приемы смыслового чтения в работе с текстом дают хорошие результаты: дети понимают не только то, что на поверхности, но и то, о чем думал автор, какие чувства, мысли хотел вызвать у читателя. Мне кажется, неплохо, что дети заранее не знали содержания рассказа и обсуждение, беседа, работа над образами героев, обмен мнениями происходили по первым впечатлениям.
Судя по письменным работам, ребята поняли, чем смысловое чтение отличается, например, от ознакомительного, приобрели начальные навыки поиска информации для создания образа героя произведения, попробовали на основе предварительных записей создать свой текст.
Список использованных источников:
• Авторский коллектив Лекции курса «Формирование читательской компетентности школьников: навыки смыслового чтения и работы с текстом».
• М. Ибрагимбеков «Прощай, миледи». [Электронный ресурс]
https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/23274-maksud-ibragimbekov-proshchay-miledi.html Проверено 22 февраля
• Касьяненко Алла Ивановна «Методические рекомендации «Работа с текстом на уроках литературного чтения» [Электронный ресурс]
https://урок.рф/library/metodicheskie_rekomendatcii_rabota_s_tekstom_na_uro_001623.html#__RefHeading__1955_806768275 Проверено 25 февраля 2019
• Ячменькова Эльвира Александровна «Как правильно оформить методическую разработку». [Электронный ресурс]
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/03/30/kak-pravilno-oformit-metodicheskuyu-razrabotku Проверено 26 февраля 2019
Приложения
- Презентация
- Таблицы для работы над текстом
- Слова-подсказки. Список слов, необходимых для описания внешности, поведения и характера человека
- Памятка в помощь при написании отзыва
Лист № 1
Название отрывка | Мальчики | Дядя Джебраил | Ляфруз-ханум | Саида | Впечатления, рассуждения, выводы |
Пояснение: для удобства работы таблицу следует разместить в альбомной ориентации
Лист №2
Слова-подсказки
Внешний облик
(+) Красивый, симпатичный, милый, привлекательный, очаровательный
(-) непривлекательный, отталкивающий, высокомерный,
Взгляд
(+) внимательный, нежный, задумчивый, выразительный
(-) суровый, колючий, холодный, равнодушный, дерзкий, высокомерный
Выражение лица
(+) располагающее, спокойное, приветливое
(-) гордое, надменное, равнодушное, непроницаемое, капризное, самолюбивое
Черты характера
(+) внимательный, мудрый, наблюдательный, понимающий, милосердный, сочувствующий
(-) двуличный, жадный, жестокий, злой, избалованный, капризный, коварный, лживый, равнодушный, эгоистичный, вспыльчивый, агрессивный, раздражительный, своенравный, безжалостный
Памятка в помощь при написании отзыва
• - этот рассказ понравился (запомнился, привлек моё внимание, оставил впечатление, глубоко тронул, обратил на себя внимание, очень впечатлил, берет за душу…)
• - интересный рассказ (увлекательный, захватывающий, занимательный, впечатляющий, и т. д.)
- -впечатление от рассказа (грустное, тяжелое, удручающее, печальное, встревожил, вселяет надежду)
• - автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, затрагивает круг таких вопросов, как…)
• -сюжет рассказа заставляет задуматься о…
• - особенно мне нравится (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)герой (персонаж, образ)
- -герои рассказа и их поступки вызывают разные чувства: восхищение, негодование, недоумение, уважение, потрясение, разочарование, неприязнь, расположение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики.
В ФГОС в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится уменияс по работе с текстами. Недаром в образовательной программе для ступени основного образования выделены планируемые результаты ...
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В данной статье рассматриваются стратегии смыслового чтения, их практическое применение на уроках русского языка и литературы...
Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»
Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся Задачи:...
Формирование читательской компетенции в процессе смыслового чтения
Методические рекомендации на основе педагогического опыта...
Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В докладе представлены приёмы формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) для обучающихся 5-9 классов.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность обра...
Курс внеурочной деятельности «Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом»
Программа курса внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным подходом. Теорет...