Интегрированный урок «Романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина»
план-конспект по литературе на тему
О романсах М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок «Романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина» | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по теме: «Романсы М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина»
Цель: ознакомление учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина и
романсамиМ.И.Глинки
Задачи: - обогащение активного словаря учащихся;
- коррекция слухового восприятия музыки и вербальной памяти учеников;
- коррекция эмоциональной сферы школьников;
- мотивация познавательного интереса учащихся.
Оборудование: выставка книг, портреты Пушкина и Глинки, аудиозаписи,иллюстрации
Предварительная работа: - заучивание стихов, прослушивание романсов,изучение творчества Пушкина и Глинки,экскурсии по городу и в музей Новоспасское,посещение филармонии.
Ход урока
I.Оргмомент.
Звучит «Вальс-фантазия»
- Актуализация знаний учащихся.
Стих. Н. Рыленкова «Среди имен, что дороги нам с детства…»
III.Рассмотреть сравнительную таблицу с данными о жизни и творчестве Пушкина
и Глинки: воспитание, обучение, общие знакомые.
IV.Рассказы о романсах и их прослушивание:
- чтение стихов А.С.Пушкина,
- история их создания, кому они посвящены;
- история создания М.Глинкой романсов («Не пой, красавица, при мне…» на основе
Грузинской народной песни, которую наиграл Глинке в 1828 году Грибоедов;
«К… - Я помню чудное мгновенье…», в 1840г., «Признание»,
«В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья», «Адели», «Роза», «Заздравный кубок», «Мери»,
V.Итог урока:
- назвать в городе памятные места, связанные с именами Пушкина и Глинки;
- какой романс понравился?
- рассказ об опере «Руслан и Людмила», прослушивание марша Черномора.
- зачитать стихотворение А. Мишина «Два гения»
Литература:
- А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 10 томах.- М.-Л.:АН СССР,1950
- Сборник «Смоляне Пушкину»- См.:Смядынь,1999
- Сальников Г.Глинка в Смоленске.- М. Московский рабочий,1983
- Розанов А. Альбом. М.И.Глинка – М.:Музыка,1987
- Канн-Новикова Е., Новиков Н. «М.И.Глинка»- Смоленск,1954
Пушкин Глинка
Александр Сергеевич Михаил Иванович
Родился 6.06.1799 г. В Москве 1.06.1804 г.вс.Новоспасское
Ельнинского уезда Смоленской
губернии
Учился в Царскосельском лицее в Благородном пансионе при
(Кюхельбекер, Дельвиг) С.-П.университете с братом
Пушкина – Львом, воспитатель
В.К.Кюхельбекер
Знакомства: Н.В.Гоголь, А.С.Грибоедов, В.А.Жуковский, К. Ф. Рылеев, З .Волконская,
Керн А.П. – у Олениных в 1819 г. В 1826 г.
Литературоведческое исследование
- Осипова Прасковья Александровна.
Помещица, соседка Пушкина,знакомы были еще до 1819 года, старше его на 18 лет
Опочка – уездный город Псковской губернии. В Опочецком уезде находились ихимения: Михайловское и Тригорское. Осипова похоронила двух мужей, Вульфа и Осипова. Дети от Вульфа – две дочери и сын Алексей, от Осипова – две дочери ипадчерица А.И.Осипова (Алина).
- Керн Анна Петровна
Познакомилась с Пушкиным в 1819 году на балу в доме Олениных. Хозяин Алексей Николаевич, петербургский чиновник. Его дочь – Анна Алексеевна,Аннет. Оленин отказал Пушкину в руке своей дочери за «Гаврилиаду» (до сих пор
не уточнен автор, приписывали и Горчакову). Они жили в имении Пригожино за Охтой в С.- Петербурге.
Керн выдали замуж за стареющего офицера Керна. Летом 1825 г. она приехала вТригорское к своей тете Осиповой,где вновь встретилась с Пушкиным. Из Тригорского уехала в Ригу вместе с сыном Осиповой – Алексеем Вульфом.
Умерла в 1879 г. Ее похоронная процессия в Москве встретилась с подводой, на которой везли постамент для памятника Пушкину.
Информационная карта урока.
Класс 10
Учитель Черкасова Л.В.
Тема урока Романсы М.И. Глинки на слова А.С. Пушкина.
Целеполагание для ученика | Целеполагание для учителя | |
Понимать художественно-выразительное значение романсов М.И. Глинки на слова А.С. Пушкина. | Смысловое чтение поэтического текста и определение эмоционального характера текста. | |
Соотносить музыку с художественным текстом, сравнивать их. | Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Обобщать полученную информацию о творчестве М.И. Глинки и А.С. Пушкина | Создание способов решения проблем творческого и поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | |
Этапы урока | Методический инструмент | Обратная связь |
Организационный момент. | Тексты романсов, фото. | |
Актуализация оперных знаний. | М. Глинка «Марш Черномора» (кассета). | Называют поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», автор музыки оперы. |
Тема урока. | Романсы. | Школьная пушкиниана. |
Романс. | Статья из литературной энциклопедии. | Вспоминают ранее известные романсы («Белеет парус одинокий»). |
Новый материал. | 1.А. Мишин «Два гения» - О ком это стихотворение? 2. Сравнительная таблица 3.«Признание» (прослушивание на кассете) 4. «К…» («Я помню чудное мгновенье») кассета. 5. «Я здесь, Инезилья» 6. «Не пой, красавица, при мне» | Пушкин и Глинка. Глинка – наш земляк, Новоспасское. Познакомились 1817 г. совместные знакомые. Александра Ивановна Осипова и её падчерица Алина История создания. Почему «К…»? Посвящено А.П. Керн и её дочери Е.Е. Керн. Природа Испании. Грибоедов наиграл песню Глинке. |
Физкультминутка. | Садимся, как в гостиной во времена Пушкина: дамы в кресле, мужчины стоят. | |
Самостоятельная работа. | 1.Прослушиваем романс «Я здесь, Инезилья» 2. «Ночной зефир…», «В крови горит огонь желанья», «Адели» 3. Стих Н. Рыленкова «Среди имён, что дороги нам с детства» | Под балконом, романс, весело. Зажжены свечи. Почувствовать дух романтического вечера.. |
Итог работы. | 1.О, чём вы узнали? 2. Назвать прослушанные романсы. 3. Какой романс понравился? 4. Где можно послушать романсы? | Романс. ТВ, кассеты, концерты в филармонии. |
Оценка работы класса и отдельных учащихся. | ||
Д/з. | 1.Какая тема осталась нами незаконченной в Школьной пушкиниане? 2. Экскурсия для 10-11 классов. 3. Фотоотчёт. | Улицы А.С. Пушкина и М.И. Глинки |
Романс– (исп. romance, от поздне – латинсккогоromanice, букв. – по-романски, т.е. на испанском, а не на латинском языке).
Это стихотворение, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение;
Обычно – небольшое лирическое произведение, строфическое, со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией, без отчётливых жанровых признаков.
Восходит этот музыкальный жанр к средневековью и Возрождению, но расцвета достигает в конце 18 века, когда он оттесняет и более народную песню и более салонный мадригал.
В Западно-Европейской поэзии были популярны романсы Ш. Мильвуа, Э. Парни. Сборник П. Верлена «Романсы без слов».
Подзаголовок «Романс» имеют стихи В.А. Жуковского «Желание», А.С. Пушкина «Под вечер, осенью ненастной»; однако Е.А, Баратынский своё «Разуверение»
(муз.М.И. Глинки) назвал элегией.
Испанские романсы – этолиро-эпический жанр: любовный «чудесное», воинское стихотворение. Сложился с 14 века в фольклоре на основе лиро-эпического осмысления реальных фактов и переработки материала рыцарских поэм («Песнь о моём Сиде»). Основные темы – героическая борьба с маврами за захваченные ими территории (Реконкиста), рыцарственная дружба с врагами, испанская история, подвиги рыцарей Карча Великого или короля Артура.
В 16 веке появились первые печатные издания романсов. В 1600-1605 г.г. – первый общий свод романсов испанских «Всеобщей романсеро» в 2 томах (Л. де Гонгара-и-Арготе, Л.Ф. де Вега Карпью, Ф. Кеведо-и-Вильегас и др).
Развивается рыцарский «мавританский», лирический, шуточный испанский романс. (А. де Сааведра, в 20 веке:А. Мачадо-и-Руис, Р. Альберти, Ф. Гарсия Лорка).
Близость к английским и шотландским балладам.
- А.С. Пушкин Канон в честь М.И. глинки «Пой в восторге, русский хор…»
- В 1826г. Глинка познакомился с Анной Петровной Керн; в 1829г. август он провёл вместе с А.П. Керн, четой Дельвисов в Финляндии.
- В 1828г. Глинка весь день провёл с А.С. Грибоедовым, который сообщил ему тогда мелодию грузинской народной песни. На её основе Глинка написал романс на слова А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне».
- 28 марта 1839г. у своей сестры М.И. Ступеевой Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью А.П. Керн. Ей он посвятил «Вальс-фантазию» и в 1840г. романс «Я помню чудное мгновенье» (на сл. А.С. Пушкина)
- 1.06.1885г. в газете Гатцука. О решении открыть в Смоленске музыкальную школу им. М.И. Глинки
- 18-20.05.1908г. О первой мужской школе им. М.И. Глинки в той же газете.
Первое представление «Ивана Сусанина» в Москве состоялось 7.09.1842г., незадолго до премьеры второй оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» в Петербурге.
На премьере «Ивана Сусанина» присутствовал А.С. Пушкин.через несколько дней на дружеском обеде у Александра Всеволодовича Всеволжского (1739-1864, знакомый М. Глинки) он принял участие в коллективном сочинении куплетов для шуточного канона, который тут же был исполнен на музыку В.Ф. Одоевского:
М.Ю. Виельгорский:
Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка
Уж не Глинка, а фарфор.
П.Я. Вяземский:
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея – Глинку
От – Неглинной до Невы
В.А. Жуковский
В честь столь славные новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвейну стакан.
А.С. Пушкин
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Вотоптать не может в грязь.
Тексты романсов.
«Признание» (1826)
Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас не грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь – мне отрада;
Вы отвернетесь – мне тоска;
За день мучения – награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склоняясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!..
К*** (1825)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
« Ночной зефир…» (1824)
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
Вот взошла луна златая,
Тише…чу…гитары звон…
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон
Ночной зефир…..
Скинь мантилью, ангел милый,
И явись как яркий день!
Сквозь чугунные перилы
Ножку дивную продень!
Ночной зефир….
«Не пой, красавица, при мне…» (1827)
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Увы! Напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь – и при луне
Черты далекой, бедной девы.
Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь – и предо мной
Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Адели (1822) В крови горит огонь желанья(1825)
Играй, Адель, В крови горит огонь желанья,
Не знай печали; Душа тобой уязвлена,
Хариты, Лель Лобзай меня: твои лобзанья
Тебя венчали Мне слаще мирра и вина.
И колыбель Склонись ко мне главою нежной,
Твою качали; И да почию безмятежный,
Твоя весна Пока дохнёт весёлый день
Тиха, ясна; И двигнется ночная тень.
Для наслажденья
Ты рождена;
Час упоенья
Лови, лови!
Младые лета
Отдай любви,
И в шуме света
Люби, Адель,
Мою свирель.
Роза (1815)
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
А. В. Мишин
Два гения
И музыканта и поэта
Роднит святая чистота.
Два гения в начале века
Явились миру неспроста.
Они росли в счастливых муках
И эти муки знает Бог…
Один в земных купался звуках,
Другой – ловил изящный слог.
Не нарушая честных правил,
Отчизне будучи слугой, -
Один Михайловское славил,
И Новоспасское – другой.
И от того светлеют взгляды,
Как Сороть и Десна – река…
И мы, потомки, с ними рядом
Через века. И на века!
О них кукуют нам кукушки,
И полон звуков небосвод…
Прислушайтесь – то молвит Пушкин!
И нам аккорды Глинка шлет!
Н. Рыленков
Среди имен, что дороги нам с детства,
В чьих звуках гордость родины слышна,
Есть два особо дорогих для сердца –
То Пушкина и Глинки имена.
Их кровное родство, а не соседство
На вечные связало времена.
В том, что от них осталось нам в наследство,
Душа родной страны воплощена.
Душа страны, в которой так чудесно
Слились народа русского черты:
Спокойное величье простоты,
Открытость в дружбе, стойкость в битве честной
И вера в правду высшую мечты,
Что нам звучит, как музыка, как песня!
А. Мишин
И музыканта и поэта
Роднит святая чистота.
Два гения в начале века
Явились миру неспроста.
Они росли в счастливых муках.
И эти муки знает Бог …
Один в земных купался звуках,
Другой – ловил изящный слог.
Не нарушая честных правил,
Отчизне будучи слугой, -
Один Михайловское славил,
И Новоспасское другой.
И от того светлеют взгляды,
Как Сороть и Десна – река …
И мы, потомки, с ними рядом
Через века. И на века!
О них кукуют нам кукушки,
И полон звуков небосвод …
Прислушайтесь – то молвит Пушкин!
И нам аккорды Глинка шлёт!
Я здесь, Инезилья,
Я здесь, Инезилья,
Я здесь под окном,
Объята Севилья
И мраком и сном.
Исполнен отвагой,
Окутан плащом,
С гитарой и шпагой
Я здесь под окном.
Ты спишь ли? Гитарой
Тебя разбужу.
Проснётся ли старый,
Мечом уложу.
Шелковые петли
К окошку привесь…
Что медлишь?... уж нет ли
Соперника здесь?...
Я здесь, Инезилья,
Я здесь под окном,
Объята Севилья
И мраком и сном.
(1830)
Твоё здоровье, Мери (анг. из Барри Корнуола)
Пью за здоровье Мери,
Милой Мери моей!
Тихо запер я двери
И один без гостей
Пью за здравие Мери.
Можно краше быть Мери,
Краше Мери моей,
Этой маленькой пери;
Но нельзя быть милей
Резвой, ласковой Мери.
Будь же счастлива, Мери,
Солнце жизни моей!
Ни тоски, ни потери,
Ни ненастливых дней
Пусть не ведает Мери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина "Дубровский". Тема: "...Он рожден был для иного назначения..."
Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения....
Полина Виардо - композитор. Романс "Заклинание" на стихи А. С. Пушкина. Обзор истории взаимоотношений писателя и певицы.
Муза Ивана Тургенева (а также: Шарля Гуно и Гектора Берлиоза, Фредерика Шопена, Камиля Сен-Санса и Джакомо Мейербера). Жорж Санд главную героиню своего романа "Консуэло" писала с Полины Виардо. В...
Разработка интегрированного урока по теме "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина".
Исторические моменты описанные в произведениях А.С. Пушкина...
Методическая разработка урока по музыкальной литературе: «Романсы М.И. Глинки»
Знакомство учащихся с камерно-вокальной лирикой М.И.Глинки, жанровым многообразием романсов композитора, развитие слухового багажа учащихся...
Интегрированный урок "Русский романс"
На интегрированном занятии соединилась музыка и литература....
Технологическая карта интегрированного урока "Русский романс"
Технологическая карта интегрированного урока по литературе и музыки....
Интегрированный урок истории и литературы "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Интегрированный урок истории и литературы в 8 классе...