Технологическая карта интегрированного урока "Русский романс"
план-конспект урока по музыке (7, 8, 9 класс)
Технологическая карта интегрированного урока по литературе и музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное занятие "Русский романс" | 30.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока по литературе и музыке
Тема урока: «Русский романс»
Ф. И. О. педагога: Кесаева Марианна Георгиевна
Кольченко Елена Анатольевна
Предмет: литература и музыка
Тип урока: обучающий
Раздел:
Цель урока: Познакомить обучающихся с литературными произведениями, ставшими классикой не только литературы, но и музыки
Задачи:
1. образовательные: Познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками; Познакомить с литературным и музыкальным текстом, литературными произведениями, составляющими основу романса.
2.коррекционно -развивающие: Развивать и корректировать у учащихся творческое и логическое мышление, память, воображение, умение грамотно и полно излагать свои мысли; Совершенствовать умение работать с литературным текстом. Слушать и анализировать музыкальные произведения; научиться определять связь музыки и литературы.
3. воспитательные: Воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству: литературе и музыке.
Воспитывать умение чётко выражать свои мысли, уважать мнение других, умение слушать друг друга, поддерживать дисциплинированность и аккуратность.
Планируемые результаты:
предметные: уметь самостоятельно извлекать информацию из текста в учебнике, слушать и анализировать музыкальное произведение и на основе анализа делать выводы;
личностные: личностный выбор путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;
;
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование:
Мультимедийные: интерактивная панель, ноутбук, фонограммы, презентация, интерактивное приложение Лернинг Аппс
Литературные: А.А. Фет «На заре ты её не буди», А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье».
Музыкальные: Романсы А.Е. Варламов «На заре ты её не буди»- исп. С.Я.Лемешев; М.И.Глинка «Я помню чудное мгновенье»- исп. Д.А.Хворостовский
Этапы урока | Формируемые БУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | Коммуникативная: готовность к уроку. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение материала. | Подготовка учащихся к уроку. |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Личностные: развивают эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: развитие внимания, умение оценивать правильность в выполнение заданий; организовывают свою деятельность, выбирают средства реализации целей и применяют их на практике. | Озвучивает тему. УМ: Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё один песенный жанр, называется он Романсом. - Кто из вас слышал что-нибудь о романсе? Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) исполняется одним солистом с инструментальным сопровождением чаще всего гитары или фортепиано. Кто догадался, как называется тема нашего урока и какие цели будут у нашего необычного урока? Запишите тему урока. | Ставят цели совместно с учителем, формулируют (уточняют) тему урока. Отвечают на вопросы учителя. |
Основная часть | Познавательные: формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения. Коммуникативные: взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности; умение слушать мнения других и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: подбирать слова, отражающие содержание художественного произведения. | УМ: «Романс» возник в Испании несколько столетий назад. В России более всего популярна была такая разновидность русского романса, как городской романс и авторский романс. Городской романс – это народная песня. Песню сочинял народ в деревнях. А романс городской потому, что популярностью пользовался в городе, и сочиняли его чаще всего городские жители, но конкретного автора не было, также как у народной песни. Огромное влияние на развитие русского романса оказала поэзия. Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения. У авторского романса были конкретные авторы. Первыми стихи для романсов стали писать поэты: Афанасий Афанасьевич Фет, Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Евгений Абрамович Баратынский, а композиторы Михаил Иванович Глинка, Александр Александрович Алябьев, Александр Сергеевич Даргомыжский писали на стихи музыку. Один из самых известных исполнителей русского романса был Фёдор Иванович Шаляпин. УЛ: Ребята, творчество каких поэтов мы проходили в этом году? Какие произведения вы знаете? Как вы думаете, а все ли стихотворения могут стать основой музыкального произведения? Ребята, а вы помните мы с вами проходили на литературе стихотворение А.А. Фета «На заре ты её не буди». Он написал его 1842 году после того, как провел ночь в доме своих друзей, у которых тяжело была больна маленькая дочь. Давайте ещё раз с вами вернёмся к этому стихотворению. Учитель демонстрирует презентацию. УМ: Именно этой хрупкой девочке автор и посвятил свое знаменитое стихотворение, которое впоследствии стало одним из наиболее известных русских романсов. В том же 1842 году это стихотворение положил на музыку композитор А. Е. Варламов. А теперь мы послушаем романс в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева – великого русского певца и вы ответите на вопрос, какой характер передает музыка романса? Слушание романса А.Е. Варламова в исполнении С. Я. Лемешева «На заре ты её не буди». УМ: Понравился вам романс? Какое настроение у музыки? Какой образ у вас возникает после прослушивания этого романса? Какие чувства у вас вызвала эта музыка? УЛ: Великий 19 век. Бал у Олениных. (звучит музыка А.И. Хачатурян «Вальса» к драме «Маскарад»). Молодой Пушкин сидит у окна и что-то торопливо пишет. А в зале кружатся пары, звучит смех. Чета Керн собирается покинуть бал. Пушкин бежит им в след, кладет в руку А.П. Керн листок, на котором было написано стихотворение «Я помню чудное мгновенье». УМ: В 1840 году композитор Михаил Глинка написал на стихотворение Пушкина романс, посвятив его своей любимой — Екатерине Керн (дочери Анны Керн). Стихи Пушкина в сочетании с музыкой Глинки обеспечивают произведению известность в широких кругах. Слушание романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье» в исполнении Д.А.Хворостовского УМ: Понравился вам романс? Какое настроение у музыки? Какой образ у вас возникает после прослушивания этого романса? Какие чувства у вас вызвала эта музыка. Стихотворение Александра Пушкина и романс Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье» - два гениальных посвящения, в которых воспета глубина эмоциональных переживаний и чувств. Литературный шедевр, который до сих пор волнует сердца людей и шедевр романсовой лирики, признанный одним из лучших музыкальных произведений, начала XIX века. Стихи и музыка гармонично соединились и уже не представляются существующими отдельно. | Учащиеся перечисляют поэтов и их произведения Чтение стихотворения. Беседа после слушания. Ответы на вопросы. Чтение стихотворения. Беседа после слушания. Ответы на вопросы. |
Первичное осмысление и закрепление | Познавательные: находить ответы на вопросы, информацию, полученную на уроке; выбор наиболее эффективных способов решения задания. Регулятивные: организовывают свою деятельность, выбирают средства реализации целей и применяют их на практике. Личностные: развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения; | Задания: 1.Расставить в правильном порядке все четверостишья (интерактивное приложение Лерниг Аппс). 2. Убрать не нужное четверостишье. 3.Прослушать отрывок романса назвать композитора. | Учащиеся пожеланию выходят к доске и работают в парах с интерактивным заданием. Слушают, выполняют учебные действия. Учащиеся отвечают на вопросы. |
Итог урока. Рефлексия | Познавательные: уметь формулировать выводы. Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. | Что вы узнали нового на уроке? Что вам особенно понравилось? Какие чувства вы испытывали в ходе урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Оценить процесс и результаты своей деятельности. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку. |
Домашнее задание | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. | Домашнее задание: Найти и прослушать романс М.И. Глинки «Жаворонок». Нарисовать рисунок к романсу «На заре ты ее не буди», подготовить выразительное чтение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".
Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория). Урок проводился в рамках дня науки, как лаборатория для учащихся разных классо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: ИЗО, история Санкт-Петербурга и МХК (Разновозрастная аудитория).
Название урока: "Три имени нашего города". Урок проводился как экспериментальный.В связи с разновозрастной аудиторией акцент заданий был сделан на комуникативные компитенции и логику.К уроуку создана ...
Технологическая карта интегрированного урока "Черное золото"
Материал интегрированного урока по предметам: химия, география, биология...
Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.
Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...