Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина "Дубровский". Тема: "...Он рожден был для иного назначения..."
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме
Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sud_po_povesti_dubrovskiy.docx | 61.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕДЖ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА №18
Методическая разработка
Открытый интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву.
«…Он был рожден для иного назначения…»
По повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Преподаватель
Урсакова Ольга Александровна
Москва, 2012г.
Урок – суд.
Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».
По повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Цели урока.
Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; определять, является ли деяние преступлением; показать неотвратимость ответственности за совершенные правонарушения, активизация познавательной деятельности.
Развивающие: приобщение к радости творчества, законам открытия нового, определять признаки преступления.
Воспитательные: воспитание духовно-нравственной личности, умения общаться.
Задачи урока: привить учащимся любовь к вдумчивому чтению, ответственному отношению к собственному слову и поступкам, разъяснить опасность некоторых поступков, показать неотвратимость наказания за их совершение.
Форма урока: нетрадиционный урок-суд, педагогическая мастерская.
Методы: проблемный, исследовательский.
Оборудование урока: класс оформляется в виде зала судебных заседаний, мантия для судьи, форма для прокурора.
Предварительная деятельность учителя и учащихся: всем участникам процесса собрать необходимую информацию, все необходимые факты по своей роли; показания дают, опираясь на текст.
Опережающее домашнее задание: распределяются роли; найти в тексте повести А.С.Пушкина «Дубровский» материал по теме своих показаний; ознакомиться с правилами проведения судебных заседаний.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Цель: сформировать у учащихся мотивированное отношение к изучаемому вопросу, актуализировать изучаемый материал.
2.Объявление темы урока.
В процессе работы над повестью А.С.Пушкина «Дубровский» мы выяснили, кто такие А.Г.Дубровский и К.П.Троекуров и как складывались отношения между ними. Долгое « согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским, нарушено ссорой». Каковы последствия этой ссоры? Какие обстоятельства заставили В.Дубровского стать разбойником? И так, открывается судебное заседание по обвинению Владимира Дубровского в совершенных преступлениях.
Ход судебного заседания.
Участники процесса:
Судья
Заседатели
Секретарь суда
Прокурор
Защитник
Обвиняемый Дубровский В.
Свидетели: помещик Троекуров К.П., помещица Глобова А.С., Спицин А.П., Троекурова М.Г., князь Верейский.
Секретарь суда. Прошу встать, суд идет.
(Входят судья и заседатели.)
Секретарь суда. Прошу сесть.
Судья. Отрывается заседание суда, по рассмотрению уголовного дела на дворянина Владимира Дубровского.
Владимир Дубровский обвиняется в совершении разбойных нападений, поджоге в деревне Кистиневка, гибели людей.
Секретарь суда. Приглашается свидетель Троекуров Кирилл Петрович.
Судья. Свидетель Троекуров К.П. расскажите суду, что вы знаете о пожаре в деревне Кистиневка.
Свидетель Троекуров К.П.На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все толковали о нем с различными догадками и предположениями. Иные уверяли, что люди Дубровского, напившись пьяны на похоронах, зажгли дом из неосторожности, другие обвинили приказных, подгулявших на новоселии, многие уверяли, что он сам сгорел с земским судом и со всеми дворовыми. Некоторые утверждали, что виновником сего ужасного бедствия был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием. Я приехал на другой же день на место пожара и сам производил следствие. Оказалось, что исправник, заседатель земского суда, стряпчий и писарь, так же как Владимир Дубровский, няня Егоровна, дворовый человек Григорий, кучер Антон и кузнец Архип пропали неизвестно куда. Все дворовые показали, что приказные сгорели в то время как повалилась кровля; обгорелые кости их были отрыты. Бабы Василиса и Лукерья сказали, что Дубровского и Архипа-кузнеца видели они за несколько минут перед пожаром. Кузнец Архип, по всеобщему показанию, был жив и вероятно главный, если не единственный виновник пожара. На Дубровском лежали сильные подозрения. Я тут же послал губернатору подробное описание всему происшествию.
Судья. Что еще вы можете добавить о Владимире Дубровском, который под видом учителя-француза Дефоржа находился у вас в доме.
Свидетель Троекуров К.П. Сей учитель мне понравился своей приятной наружностию и простым обращением. Он представил свои аттестаты и письмо от одного моего родственника. Я ведь не знал, что это Владимир Дубровский появился у меня в доме под видом учителя.
Судья. Пригласить следующего свидетеля.
Секретарь суда. Приглашается свидетельница помещица Глобова Анна Савишна.
Судья. Помещица Глобова А.С., расскажите о вашей встрече с В.Дубровским и ограблении вашей усадьбы.
Свидетельница Глобова. Послала я приказчика на почту с деньгами для моего Ванюши. Сына я не балую, да и не в состоянии баловать, хоть бы и хотела. Вот и послала ему 2000 рублей, хоть Дубровский не раз приходил мне в голову, да думаю: город близко, всего семь верст, авось Бог пронесет. Смотрю: вечером мой приказчик возвращается бледен, оборван и пеш – я так и ахнула. – «Что такое? Что с тобою случилось?» Он мне: «Матушка, Анна Савишна, разбойники ограбили; самого чуть не убили, сам Дубровский был туту, хотел повесить меня, да сжалился и отпустил, зато всего обобрал, отнял и лошадь и телегу». Я обмерла; царь мой небесный, что будет с моим Ванюшею? Делать нечего: написала я сыну письмо, рассказала все и послала ему своё благословение без гроша денег.
Прошла неделя, другая – вдруг въезжает ко мне на двор коляска. Какой – то генерал просит со мною увидеться: милости просим; входит ко мне человек лет 35-ти, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде, сущий портрет Кульнева, рекомендуется мне как друг и сослуживец Ивана Андреевича; он де ехал мимо и не мог не заехать к его вдове, зная, что я тут живу. Я угостила его чем Бог послал, разговорились о том, о сем, наконец, и о Дубровском. Я рассказала ему свое горе. Генерал мой нахмурился: «Это странно, - сказал он, - я слыхал, что Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах ни кто его не обвиняет; нет ли тут плутни, прикажите-ка позвать вашего приказчика» Пошли за приказчиком, он явился; только увидел генерала, он так и остолбенел. «Расскажи-ка мне, братец, каким образом Дубровский тебя горабил и как он хотел тебя повесить.» Приказчик мой задрожал и повалился генералу в ноги. «Батюшка, виноват – грех попутал – солгал.» - «Кили так, - отвечал генерал, - так изволь же рассказать барыне, как все дело случилось, а я послушаю.» Приказчик не мог опомниться. «Ну что же, - продолжал генерал, - рассказывай: где ты встретился с Дубровским?» «У двух сосен, батюшка, у двух сосен.» - «Что же сказал он тебе?» - «Он спросил у меня, чей ты, куда едешь и зачем?» - «Ну, а после?» - «А после потребовал он письмо и деньги.» - «А он?.. Ну – а он?» - «Батюшка, виноват.» - «Ну, что же он сделал?..» - «Он возвратил мне деньги и письмо да сказал: ступай себе с богом, отдай это на почту.» - «Ну, а ты?» - «Батюшка, виноват.» - «Я с тобою, голубчик, управлюсь, - сказал грозно генерал, - а вы, сударыня, прикажите обыскать сундук этого мошенника и отдайте его мне на руки, а я его проучу. Знайте, что Дубровский сам был офицером, он не захочет обидеть офицера». Я догадываюсь, кто был его превосходительством, нечего мне было с ним толковать. Кучера привязали приказчика к козлам коляски. Деньги нашли: генерал у меня отобедал, потом тотчас уехал и увез с собою приказчика. Приказчика моего нашли на другой день в лесу, привязанного к дубу и ободранного как липку.
Судья. И вы, Анна Савишна, полагаете, что у вас был сам Дубровский, хотя по наружному описанию он не похож.
Свидетельница Глобова А.С. Как, батюшка, не Дубровский, да кто же, как не он сам, выедет на дорогу и станет останавливать прохожих, да их осматривать.
Защитник. А верно ли, что ваш генерал и тот разбойник – одно и то же лицо?
Свидетельница Глобова А.С. А не что, иначе бы сознался так сразу мой приказчик. И не что, вернула бы я свои денежки им припрятанные.
Судья. Еще есть вопросы к свидетельнице Глобовой А.С.?
Секретарь суда. Приглашается свидетель Спицын Антон Пафнутьевич.
Судья. Спицын Антом Пафнутьевич, расскажите суду об ограблении вас Дубровским Владимиром.
Свидетель Спицын А.П. Пришед во флигель, учитель засветил свечу и мы стали раздеваться: я похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качал головой при сём неутешительном осмотре.
Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам; я попытался было жаловаться на то Дефоржу, но знания мои в французском языке были слишком ограничены для сложного объяснения – француз меня не понял и я был вынужден оставить свои жалобы.
Постели наши стояли одна против другой, оба легли, и учитель потушил свечу. Я чувствовал сквозь сон, что кто-то тихонько дергал меня за ворот рубашки. Я открыл глаза и при лунном свете осеннего утра увидел перед собою Дефоржа; француз в одной руке держал карманный пистолет, другой отстегивал заветную суму. Я обмер.
- Что это, сударь; что это, - произнес я трепещущим голосом.
«Тише, молчать, - отвечал учитель чистым русским языком. – Молчать или вы пропали. Я Дубровский.»
Судья. Пригласить следующего свидетеля.
Секретарь суда. Приглашается свидетельница Троекурова Марья Кирилловна.
Судья. Свидетельница Троекурова М.К. расскажите о своем знакомстве с Владимиром Дубровским.
Свидетельница Троекурова М.К. Я познакомилась с Владимиром Дубровским у нас в доме, когда он жил под видом учителя Дефоржа. Вначале его появления я не обратила на него никакого внимания. Но случай с медведем произвел на меня большое впечатление. Воображение мое было поражено: я видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно со мною разговаривающего. Я видела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее. Потом посредством записки Дефорж вызвал меня на свидание, где и объяснился, что он Дубровский и вынужден скрыться. А так же поведал о своих чувствах ко мне. И просил обращаться к нему по любому поводу, когда бы мне понадобилась его защита и помощь. Между нами был согласован условный знак, коим я и воспользовалась, когда решилась прибегнуть к помощи Дубровского, так как не хотела выходить замуж за князя Верейского. Я ждала его до последней минуты, но он опоздал, меня обвенчали в церкви. Потому я отказалась от его помощи, когда он остановил нашу карету.
Судья. Есть вопросы у обвинения и защиты к свидетельнице?
Прошу пригласить следующего свидетеля.
Секретарь суда. Приглашается свидетель князь Верейский.
Судья. Князь Верейский расскажите суду о своем столкновении с В.Дубровским.
Свидетель князь Верейский. Когда мы возвращались из церкви, на нас напал Вл.Дубровский со своей шайкой. Он хотел похитить мою жену. Я выстрелил в него из пистолета и ранил его в руку. После чего разбойники удалились.
Судья. На этом заканчивается слушание свидетелей.
Предоставляется последнее слово подсудимому В.Дубровскому.
Подсудимый В.Дубровский. Граждане судьи, я хочу вам рассказать почему все это произошло.
После похорон моего отца, я возвратился в имение и застал приказных людей, которые уже распоряжались там. «Итак, все кончено, - сказал я сам себе, - еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен буду оставить дом, где родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищиты.» Здесь глаза мои остановились на портрете моей матери. «И портрет это достанется врагу моего семейства, - подумал я, - он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в её спальной, в комнате, где умер отец, поселится его приказчик или поместится его гарем. Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня,» - подумал я. Страшные мысли рождались в моем уме. Голоса подъячих доходили до меня, они хозяйничали, требовали то одного, то другого.
Я отпер комоды и стал перебирать бумаги отца. Наткнулся на письма матери. Зачитался и позабыл все на свете, погрузясь думою в мир семейного счастья, и не заметил как прошло время. Часы пробили одиннадцать. В доме все уже улеглись, я вышел в сени и увидел Архипа с топором за дверью. Бог свидетель, я не хотел никого убивать, я только не хотел, чтобы мой родной дом достался врагу.
Ну, уж коли так все произошло, я почувствовал в себе стремление отомстить обидчика, как и произошло со Спицыным. Своими грабежами я устанавливал народную справедливость. Я отбирал у богатых и нечестным путем нажитых деньгах и отдавал нуждающимся. Я защищал обездоленных, и считаю себя правым.
Судья. Прошу прокурора зачитать обвинение подсудимому Дубровскому Владимиру.
Речь прокурора. Слушается дело по обвинению дворянина Владимира Дубровского в совершении им разбойных нападений, поджоге дома.
Владимир Дубровский обвиняется в организации поджега своего дома, в котором находились исправник, заместитель земского суда, стряпчий и писарь. Он, движимый злобой и отчаянием, напоил служилых людей и, когда они уснули, приказал кузнецу Архипу запереть их в доме и обложить соломой дом. Затем самолично поджег. От этого загорелась и вся деревня. Вследствие чего многие деревенские остались без крова. И так, Владимир Дубровский обрек на смерть ни в чем не повинных людей. Людей, которые лишь только исполняли свой служебный долг и довели до его сведения решение суда. А сам он вместе со своими сообщниками удалился в неизвестном направлении.
Вскоре другие вести стали слышны. В уезде появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям. Меры, принятые противу них правительством, оказались недостаточными. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим. Не было безопасности ни по дорогам, не по деревням. Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии, останавливали путешественников и почту, приезжали в села, грабили помещичьи дома и предавали их огню.
Вы, В.Дубровский, самолично решили наказать и расправиться с приказчиком помещицы Глобовой А.С. Хотя сами же и подтолкнули этого несчастного к совершению проступка. Почему один может безнаказанно грабить, другой нет.
Вы нечестным путем завладели документами учителя – француза Дефоржа и под его именем проникли в семью Троекурова. В доме которого вы бесстыдным образом ограбили Спицына А.П., забрали у него все средства, какие тот смог накопить за долгие годы.
Под видом того же учителя – француза, вы соблазнили молодую девушку Марью Кирилловну Троекурову. Своим обманным поведением заставили полюбить себя неопытное дитя и настроили её против отца.
И наконец, последнее ваше преступление. Когда Владимир Дубровский с шайкой своих разбойников напал на карету с молодыми, которые возвращались из церкви. И только благодаря мужественному сопротивлению князя Верейского и благочестивому поведению Марьи Кирилловны удалось отбить нападение.
На основании вышеизложенного, я требую определить меру наказания Владимиру Дубровскому
- лишить его звания дворянина и офицерского чина;
- лишить его всего имущества;
- присудить его к каторжным работам;
- после отбывания им каторжных работ, определить его на поселение в Сибирь безвыездно, пожизненно.
Судья. Предоставляется слово защитнику.
Речь защитника. Граждане судьи, прошу вас вникнуть с душой и полным пониманием во все то, что послужило толчком для совершения всех преступлений Владимиром Дубровским.
В.Дубровский с 8 лет воспитывался в учебном заведении, рано потерял мать. Со всем тем он романтически был привязан к отцу и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями.
И вот получает он известие от своей няни о тяжелом состоянии отца. Несколько раз кряду перечитал сии довольно бестолковые строки с необыкновенным волнением. Мысль, потерять отца своего, тягостно терзала его сердце. Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия. Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уж на большой дороге.
А как встретили его дома. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу, в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника. В эту минуту в залу вышел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. Это был его отец, доведенный до такого состояния Троекуровым. Радость произвела в больном слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он бы упал, если бы сын не поддержал его.
Несколько дней спустя после своего приезда молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец его был не в состоянии дать ему нужные объяснения, а поверенного у него не было. Между тем положенный срок прошел, и апелляция не была подана. Кистеневка принадлежала Троекурову. А Владимир Дубровский, не получив ясного понятия о тяжбе, ожидал последствий, надеясь на правоту самого дела. Я хочу подчеркнуть, что он надеялся на правоту.
И последняя встреча Андрея Гавриловича, отца Владимира, с Троекуровым добила его. Его ударил паралич, и он умер.
И как после всего этого должен был разговаривать Дубровский с Троекуровым. Конечно же, он был разгневан.
А через три дня после похорон к ним в дом приезжают приказные люди, чтобы отобрать имение.
И в таком состоянии душевного неспокойствия, Дубровский вначале вступается за приказных людей перед своими дворовыми. Хотя исправник и Шабашкин явно вели себя вызывающе. Он вывел Архипа из дома, где тот караулил с топором за дверью. И в последний момент, когда Владимир принял решение сжечь дом, но не людей, он сказал Архипу: «Постой, кажется, в второпях я запер двери в переднюю, поди скорей отопри их.»
После этого пожара Владимир вынужден был уйти в лес. Сложившиеся обстоятельства вынудили его заняться разбоем. А слава о нем шла как об умном, отважном и великодушном атамане. И грабил он не всех подряд, а очень уж богатых и бесчестных людей.
Об этом свидетельствует тот же случай с помещицей Глобовой, где был наказан бесчестный приказчик.
Вы вникните в суть, почему был ограблен Антон Пафнутьевич Спицын. Он сам об этом подробно объяснил на обеде у Троекурова. Где рассказал. Что он, в удовольствие Кирилла Петровича, т.е. по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистеневкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему (т.е. Кирилла Петровича). И покойник (царство ему небесное) обещал с ним расквитаться. Вот поэтому, сын и сдержал слово батюшкино.
Как видно из свидетельских показаний Марьи Кирилловны Троекуровой, что и здесь он предельно честен инее терял своего достоинства. После того как Марья Кирилловна ему отказала, так как он опаздал, и она обвенчана перед богом с другим, Владимир беспрепятственно отпустил карету. Хотя князь Верейский его ранил. Он не стал сводить с ним счеты и приказал своим людям не трогать их.
Все это поведение Владимира Дубровского свидетельствует о благородстве, чувстве долга и чести.
Разбойником он стал в силу сложившихся обстоятельств. Хотя при других условиях, он мог бы принести большую пользу Родине и послужить на благо Отечества.
Поэтому прошу суд при вынесении приговора Владимиру Дубровскому учесть все те обстоятельства, которые волей неволей стали главными причинами, сделавшими его преступником.
Судья. Закончилось слушание дела по обвинению В.Дубровского. А теперь суд удаляется для вынесения приговора.
Секретарь суда. Прошу всех встать. Суд удаляется на совещание.
Судьи выходят.
Секретарь суда. Прошу встать, суд идет.
Судьи заходят.
Судья. Оглашается приговор по обвинению Владимира Дубровского в совершении им уголовных преступлений.
(Судья встает и зачитывает приговор.)
Приговор.
Уездный суд N-ской губернии рассмотрел уголовное дело на дворянина Владимира Дубровского 23 лет и счел виновным его в:
- поджеге своего дома, в результате чего погибли исправник, заседатель земского суда, стряпчий и писарь, сгорела деревня Кистиневка;
- в осуществлении телесного наказания приказчика помещицы Глобой ;
- ограблении Спицына Антона Пафнутьевича;
- попытке похитить М.К.Троекурову;
- разбойных нападениях на дорогах.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание стечения трагических обстоятельств, послуживших первопричиной совершенных преступлений
Суд определил наказание:
- Владимира Дубровского лишить звания дворянина и офицерского чина;
- лишить его права на владение всем движимым и недвижимым имуществом;
- определить на каторжные работы;
- пожизненное проживание в Сибири, без права выезда.
Суд окончен.
Секретарь суда. Прошу встать.
(Суд уходит. Уводят подсудимого.)
3.Итоги урока.
К сожалению, какими бы целями не руководствовался наш герой, он все равно остается разбойником. Он быстро прославился своим странным поведением: никого не убивал, а грабил только богатых. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, но хочу подчеркнуть - способами, не запрещенными законом. А за нарушение закона неотвратимо следует наказание. В жизни не бывает все гладко и благозвучно. Самое главное в такой ситуации – вовремя остановиться, осознать свою ошибку, найти способ исправить её.
4.Домашнее задание: составить план действий «Если вдруг я поссорюсь с другом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и граждановедению «Мне чин один лишь лестен был,…чин человека…» (по басням И.А. Крылова)
Интегрированный урок по литературе и ОЖС. Предназначен для учащихся 6 классов. Длительность урока 2 часа. В данной разработке большое количество различных видов и форм работы: тезнология "синквейн", к...
Интегрированный урок по литературе и граждановедению «Мне чин один лишь лестен был,…чин человека…» (по басням И.А. Крылова)
Интегрированный урок по литературе и ОЖС. Предназначен для учащихся 6 классов. Длительность урока 2 часа. В данной разработке большое количество различных видов и форм работы: тезнология "синквейн", к...
Открытый урок по литературе в 6 классе. Урок-суд по повести А.С. Пушкина "Дубровский" на тему "Он рожден был для иного назначения"
Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».По повести А.С.Пушкина «Дубровский».Цели урока.Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам,...
Интегрированный урок по литературе повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Проблема нравственного выбора главного героя повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" с элементами самопознания. Изучение и распространение опыта гуманной педагогики....
Интегрированный урок по литературе и английскому языку в 9 классе "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте" ( по трагедии Шекспира " Ромео и Джульетта")
Данный урок рекомендован для проведения в 9 классе. Он дает возможность учащимся понять значение творчества великого английского драматурга эпохи Возрождения, показать влияние, оказанное его произведе...
«…он рожден был для иного назначения…» (по роману А.С.Пушкина "Дубровский")
Автор и герой романа...
Жестокие игры в мире детства (интегрированный урок по литературе и праву)
Интегрированный урок литературы и права по произведениям В. Распутина «Уроки французского», В. Железникова « Чучело» и по Конвенции о правах ребенка....