Интегрированный урок истории и литературы "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

Гладкова Анна Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок  истории и литературы в 8 классе

Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель урока: сопоставление исторических событий с сюжетом повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи:

Познавательные:

- привлечь учащихся к изучению восстания Пугачёва через использование ИКТ.

- способствовать формированию информационных  умений (работать с различными источниками, изложение информации в виде тезисов, умению строить монологический ответ)

- Рассмотреть образ Пугачёва на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения.

Развивающая:  

- способствовать формированию приёмов умственной деятельности (сравнение, аналогии, обобщение, анализ)

 Воспитательная:  

- Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, интереса к историческим корням литературы.

 

                                                             Ход урока

 1. Орг. момент.

В течение урока мы с вами будем работать в рабочих листах,  основные мысли, выводы будем записывать в них.

 2. Звучит аудиозапись  песни  «Тулупчик заячий» в исполнении группы «Любэ» 1куплет и  припев

 3. Постановка целей урока

Учитель литературы:  Ребята, тему нашего урока вы видите на слайде. «Историческая основа повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», подумайте, как это музыкальное произведение соотносится с темой нашего урока?

( звучит имя исторической личности (Емельян Пугачев), деталь из повести «Капитанская дочка»  (тулупчик заячий).

 - Как вы думаете,  почему   у нас на уроке сегодня 2 учителя: учитель истории и литературы?

(Рассматриваем историческое событие и литературное произведение об этом событии)

- Давайте подумаем, какую цель мы поставим перед собой на этом уроке:

Выяснить:

  1.   Основано ли произведение на исторических событиях, каких?
  2. Соответствует ли образ Е.Пугачева  в «Капитанской дочке» исторической     действительности?

4. Беседа

Учитель истории: (Слайд  с изображением Екатерины 2, Петра 3, Пугачева).  

 - Обратите внимание на слайд, каких исторических деятелей этого периода вы узнаете? О какой эпохе мы будем говорить? Чем характеризуется этот период истории?

(Именно в это время разразилось самое крупное крестьянское восстание (иногда мы даже называем его войной)  под предводительством Емельяна Пугачева).

В ваших рабочих листах представлена таблица, которую нам необходимо заполнить.

5. Заполнение таблицы.  

Рассмотрим сначала данное событие с точки зрения истории. Вспомните   алгоритм, по которому мы рассматриваем историческое событие.

(Даты, причины, участники, район, ход, итоги) -1 колонка

В ходе беседы заполняем  вторую колонку  

- Назовите даты  восстания Пугачева.

1773-1775

-   Каковы причины бунта?

(Тяжелое положение крестьян, крепостное право)

-  Слайд. Выберите из данных групп, тех, кто входил в  войско Пугачева .

 (Буржуазия, работные люди, башкиры, крестьяне, поляне. казаки, татары, дворяне, буряты калмыки, протестанты, рабочий класс)

- Покажите на карте район Пугачевского восстания.

Запишите географические названия.

- Каковы итоги бунта?

(Восстание было подавлено, Пугачев пойман и  казнен)

Учитель литературы:    

 После восстания декабристов Пушкин был потрясен гибелью друзей. Именно их подвиг заставил его обратиться к истории своей Родины, народа, к теме восстаний народа против угнетателей. Александра Сергеевича волновал вопрос – почему все бунты крестьян всегда заканчивались неудачей? Возможно ли достичь благоденствие страны ненасильственным путем? Фигура мятежника Пугачева интересовала поэта все больше и больше. Он посвятил ему историческое исследование «История пугачевского  бунта», а впоследствии развил свой замысел до художественного произведения. А теперь посмотрим, как показано пугачевское восстание в произведении А.С.Пушкина.  (В ходе беседы заполняем 3 колонку)  

-  Какие даты мы встречаем в повести ?

 (1772 возмущение в главном яицком городке .  Начало октября 1773 г. – письмо генерала в Белогорскую крепость. )

- Исторические причины восстания -  тяжелое положение крестьян, крепостное право. Видим ли мы в повести недовольство простого народа своим положением?  

(Савельич, дядька Петруши Гринева; Палаша, служанка в доме капитана Миронова -   преданы своим хозяевам и видимого недовольства нет).

- Каков состав войска Пугачева?

(Казаки, преступники (люди с разодранными ноздрями), дворяне, перешедшие на сторону Пугачева из страха за свою жизнь (Швабрин)

 Слайд с картой путешествия. «Поездка Пушкина по местам пугачевского восстания».  

- Какие реальные географические названия встречаются в повести?  (Осада Оренбурга,  слухи, что Пугачев в    Казани). 

- Каков же итог Пугачевского восстания?  

(Пугачев казнен, Петруша Гринев становится свидетелем казни).

- А можно ли было заранее предположить, чем закончится бунт?           (В произведении присутствуют различные свидетельства обреченности бунта: сон  Гринева, песня о разбойнике, которого собираются повесить, а также эпиграф к            главе "Приступ", сравнение героя с Отрепьевым, калмыцкая сказка).

Итак, посмотрите на заполненную таблицу. К какому выводу мы приходим? Запишите.

(Повесть «Капитанская дочка» основана на реальных исторических событиях) .

Мы с вами ответили на первый вопрос.

- И конечно, мы не можем обойти вниманием личность предводителя восстания Емельяна Пугачева. Давайте сравним, каков Пугачев в истории и в повести.

(Класс делится на две части. Одна часть работает с историческими документами: отрывками из манифестов Пугачева, отчетами  царских воевод,  другая с художественным произведением «Капитанская дочка».)

Слайд. Из данных характеристик  выберите, какие черты присущи Пугачеву - исторической личности, какие - литературному герою? Приведите примеры.

(  дезертир, талантливый военачальник, умный, трезво оценивающий своих соратников, справедливый, умеет быть благодарным,    смелый, решительный, жестокий, свободолюбивый,  безграмотный, хитрый , добрый).  

В истории

В «Капитанской дочке»

 Дезертир (сбежал из армии),

 талантливый военачальник (руководит большой армией)

Жестокий (убил много народа) безграмотный (не умел читать и писать)

 

 

 талантливый военачальник(его войско быстро увеличивается),   великодушный (  Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай)

трезво оценивает своих соратников (В разговоре с Петрушей говорит, что друзья его предадут, если почуют выгоду)  благодарный (Заячий  тулуп)

 благородный (Кто посмел сироту обидеть?) жестокий  (Вешает коменданта, приказывает убить Василису Егоровну) безграмотный (  Делает вид, что не не может разобрать букв, но все понимают, что он не умеет читать), тщеславный (заставляет присягать себе)

Вывод:  совпадает ли исторический портрет и литературный образ?

 (В основном  совпадает. Пугачев - талантливый военачальник, жестокий, безграмотный. Но Пушкин немного изменил образ, приписав такие черты как доброта, благородство).

Учитель истории: Как вы думаете, зачем он это сделал?

Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим на это восстание с другой стороны – со стороны законной  власти.

6. Историческая  реконструкция

 Учитель истории: Сегодня у нас на уроке сама Екатерина 2. После казни   Пугачева Екатерина 2 издает  указ. Прослушайте его:

С целью искоренения памяти о разбойнике Пугачеве повелеваю переименовать места, связанные с этими событиями. Станица Зимовейская на Дону, где родился Пугачёв, переименована в Потёмкинскую, дом, где родился Пугачёв, сжечь. Река Яик будет переименована в Урал, Яицкое войско — в Уральское казачье войско, Яицкий городок — в Уральск, Верхне-Яицкая пристань — в Верхнеуральск. Имя Пугачёва должно предаваться в церквях анафеме наряду с разбойником  Стенькой Разиным.

У вас есть уникальная возможность задать вопросы императрице:

-Зачем вы изменили географические названия?

(Чтобы ничего не напоминало о бунте)

-Почему Вы казнили Пугачева?

(Он угрожал моей власти, я боялась его, он погубил много моих людей)

-Какие меры были предприняты к сторонникам Пугачева?

(Они были казнены)

Учитель истории: как вы считаете, могла ли Екатерина поступить по-другому? Справедливым ли было наказание? А как сам Пугачев поступал со своими противниками?

 (  убивали и те и другие). 

- Кто страдал от этого восстания?  

(Весь народ).

Вывод: любое восстание приносит разруху, смерть, страдания. Тем более что мы знаем – восстание закончилось поражением и поставленных перед ним целей не достигло.

Учитель литературы:  А как сам автор относился к восстанию Пугачева? Найдите в тексте слова, которые указывают на отношение автора к народным выступлениям?

(Не дай Бог  увидеть  русский бунт, бессмысленный и беспощадный)

Слайд  (с продолжением из «Пропущенной главы»: Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».)

- То есть, каким Пушкин видит Пугачева?

(Жестоким, недалеким, не жалеет свою жизнь и не щадит чужие)

- Вернемся к вопросу: зачем Пушкин изменил образ героя? Добавил ему такие черты как благородство, справедливость, широта души, умение быть благодарным?

Слайд:  «…Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»

(Пушкин – великий гуманист, он считает, что  человеческие взаимоотношения должны строиться на уважении и милосердии).  

Добро жизнетворно

 7. Подведение итогов. 

-Добились ли мы целей, поставленных в начале урока? Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале?

8. Оценка и самооценка работы на уроке (рабочий лист).

9. Домашее задание: Ребята, сегодня на уроке мы с вами много сравнивали, анализировали, делали выводы.  Домашняя работа, я думаю, не вызовет у вас затруднений.  К  следующему уроку сопоставьте  образы  Петруши Гринева и Швабрина (критерии сравнения  разработайте самостоятельно) 

 

Рабочий лист

Тема  урока: Историческая основа повести А.С. Пушкина  «Капитанская дочка»

1) Цель урока:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

  Таблица1.  Историческая основа повести

вопросы

Исторические факты

Литературное произведение

даты

причины

участники

Ход, район

итоги

вывод

Таблица 2.    Пугачев в истории и «Капитанской дочке»

 Черты характера 

  дезертир, талантливый военачальник, умный, трезво оценивающий своих соратников, справедливый, умеет быть благодарным,    смелый, решительный, жестокий, свободолюбивый,  безграмотный, хитрый , добрый

История

«Капитанская дочка»

Вывод

 

Почему автор изменил характер Пугачева? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:  Сопоставить образы  Петра Гринева и Швабрина.

 

Самооценка

Оценка учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин. Историческая основа повести «Капитанская дочка».

Слайд 2

Цель урока: Выяснить: основано ли произведение на исторических событиях? соответствует ли образ Пугачева исторической правде?

Слайд 3

Узнай по портрету:

Слайд 4

Причины Пугачевского бунта: Бесправие крестьян, высокие налоги Слух о появлении Петра III Вера в «доброго царя» Емельян Пугачев - Петр III . Пугачевское восстание

Слайд 5

участники

Слайд 6

Итоги: Восстание потерпело поражение, Пугачев и его сторонники были казнены Положение крестьян не улучшилось, Нерусские народы Поволжья и Урала оставались бесправными, Казачьи вольности ещё больше сократили, На некоторых горных заводах улучшили условия труда и увеличили заработную плату.

Слайд 7

Повесть выходит в 1836 году

Слайд 8

Карта путешествия Осень 1833г. Поездка А.С. Пушкина по местам пугачевского движения. Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды.

Слайд 9

ВЫВОД: Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» основана на историческом событии – восстании под предводительством Е. Пугачева

Слайд 10

Какие черты характерны для Пугачева 1) как исторической личности, 2) как для героя Капитанской дочки? талантливый военачальник, умный, трезво оценивающий своих соратников, справедливый, умеет быть благодарным, смелый, решительный, жестокий, свободолюбивый, безграмотный, хитрый , добрый.

Слайд 11

Выводы: Историческая правда : Предводитель восстания Осада Оренбурга Народный герой; демократизм Сметливость ума, хитрость Жестокость Трагическая судьба Вымысел: Способен проявить милость Может быть благодарным: на добро отвечает милостью Способен оценить честь и мужество противника Образ Пугачева автор изменил

Слайд 12

« Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Слайд 13

Домашнее задание: Сопоставить образы Петруши Гринева и Швабрина (критерии сравнения разработать самостоятельно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Историческая основа повести, особенности композиции

Конспект урока литературы в 8 классе. Вступительный урок к изучению повести  А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...

историческая основа повести Гоголя "Тарас Бульба"

презентация позволяет ввести учеников во время, описанное в произведении, лучше понять характеры героев....

Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"

Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....

Презентация "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести"

Данная презентация предназначена для изучения  в 7 классе темы "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба".Историческая основа повести"...

Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести А.Пушкина Капитанская дочка

Подростку очень трудно самостоятельно разобраться в произведении литературы 19 века, так как ему далеки и непонятны язык, стильписателя, поведение и привычки героев, нравственные ориентиры людей далёк...