Разработка интегрированного урока по теме "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина".
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Исторические моменты описанные в произведениях А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
str.1.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) школа – интернат № 60 V вида гор. Москвы
Интегрированный урок.
Тема: «Историческая тема в произведениях А. С.Пушкина»
Учитель русского языка и литературы:
Шиманова Е.А.
Учитель истории:
Скворцова Е.С.
Москва
2014 г.
Тема: «Историческая тема в произведениях А. С.Пушкина»
«История народа принадлежит поэту»
1 .Организация такого познавательного процесса, при котором учащиеся осознают взаимосвязь всех знаний , полученных на уроках.
- Воспроизведение и пересказ знаний , почерпнутых из учебника или от учителя .
- Выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний .
1 .Мультимедийный экран.
2.Слайды.
I. (звучит музыка, на экране портрет А.С.Пушкина. Используется увертюра М.И.Глинки к опере «Руслан и Людмила»)
Вступительное слово учителя литературы
Название темы урока (зачитывают дети.)
Учитель: История была неотъемлемой частью жизни и творчества Пушкина.
Какими проблемами истории интересовался и описывал в своих произведениях А.С.Пушкин.
Учащиеся: Народные движения, история царей.
Учитель: Прочитайте цитату, которая написана на доске.
(учащиеся зачитывают цитату: «История народа принадлежит поэту». А.С.Пушкин)
Учитель: Что это такое? (эпиграф) Что такое эпиграф?
-А теперь давайте с вами вспомним, какие произведения на историческую тему А.С.Пушкина мы изучали с вами? («Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Полтава».)
- Обратите внимание на экран. Как вы думаете, о каком произведение пойдёт сейчас речь? ( «Песнь о вещем Олеге»)
- Вспомните, пожалуйста, какое обстоятельство послужило к созданию этого произведения?
(идут ответы учащихся)
- Давайте вспомним отрывки из произведения, которые мы учили наизусть
(двое учащихся зачитывают отрывки)
- В каком жанре написано это произведение? (баллада)
- Что такое баллада? (ответ учащихся)
- О каких исторических событиях идёт речь в этом произведении?
-Деятельность князя Олега. Что вы можете о нем рассказать?
-Какие военные походы совершил князь Олег и куда?
(идут ответы учащихся)
Учитель: Деятельность киевского князя была подчинена двум основным целям. Во- первых, он стремился распространить свою власть на все восточнославянские племена. Во- вторых, князь хотел выгодно продать полученное в ходе полюдья добро. Для этого необходимо было поддерживать торговые связи с другими странами и расчищать торговые пути от разбойников, грабивших купеческие караваны.
По преданию, Олег, которого современники называли Вещим, умер от укуса змеи,
выползшей из черепа его любимого коня.
- - Вспомните, пожалуйста, из какого произведения эти строки:
Младая кровь играет, Смиряй себя молитвой и постом, И сны твои видений легких будут Исполнены. (« Борис Годунов»)
- В этом произведении А.С.Пушкин обращается к реальным событиям.
-Вспомните, пожалуйста, в каком литературном направлении написано это
произведение? (реализм)
- Что такое реализм? (ответы учащихся)
- Каким жанром написано это произведение? (трагедия)
- Что такое трагедия? (ответы учащихся)
- Обратимся к первоисточнику.
(Зачитывается отрывок из произведения)
- (на экране появляется слайд с портретом Бориса Годунова)
- Что это была за эпоха?
- Что это был за царь?
- Личность царя, что вы можете рассказать?
- Как вы понимаете, что такое смута?
(идут ответы учащихся)
- Смутное время в московском государстве, было последствием тиранического правления Иоанна Грозного, расшатавшего государственный и общественный строй страны. Захватывает конец XVI в. и начала XVII в., началось с прекращения династии Рюрика борьбой за престол, подвергло страну крайней опасности быть захваченными иностранцами.
- Звучит музыка, (марш Преображенского полка).
на экране портрет Петра I.
- Конечно, вы догадались, что перед нами выдающийся деятель конца XVII - первой четверти XVIII века.
- Какие преобразования произошли в эпоху Петра I?
- Что это была за личность?
- Почему Петра I называют Великим?
- Какой ценой были проведены преобразования в России?
(идут ответы учащихся)
Пётр I был дальновидный и государственный деятель, целеустремлённый, решительный. Его государственной деятельности присущ необычайный размах и всеобъемлющий характер. Пётр был предан России, верил в её гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Недаром А.С.Пушкин назвал Петра "вечным работником".
- У А.С.Пушкина есть произведения, посвящённые личности Петра I. А.С.Пушкин не мог не обратиться к личности Петра.
- Вспомните, пожалуйста, произведения А.С. Пушкина, где встречается образ Петра? ("Медный всадник", "Полтава".)
- Какой жанр этого произведения? (поэма)
- Вспомните отрывок из поэмы "Медный всадник"?
(читаются отрывки из этого произведения)
- О каком творении Петра идёт речь? (город Санкт-Петербург)
Город создаётся Петром "на зло надменному соседу". "В Европу прорубил окно, "(как вы понимаете эту фразу?)
- А как вы понимаете словосочетание - Адмиралтейская игла? (идут ответы учащихся). Наш урок подходит к концу. Давайте с вами подведём итог урока.
- О чём же мы сегодня говорили на уроке? (об исторических событиях, описанных в произведениях А.С.Пушкина)
Говорили, что литература и история - это две науки, которые переплетаются между
собой.
Хочется закончить урок словами А.С.Пушкина: "Гордиться славою своих предков, не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие."
Словарная работа:
баллада, летопись, драма, стихотворение, трагедия, самозванец, смута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Историческая эпоха, отраженная в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» "
Конспект урока литературы и истории в 8 классе и презентация к нему....
Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...
Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»
Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....
Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"
Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....
Методическая разработка интегрированного урока-презентации на тему: «Менделеев и Блок»
Дмитрий Менделеев и Александр Блок. Эти два имени-великого ученого энциклопедиста девятнадцатого столетия и одного из крупнейших поэтов двадцатого столетия - оказались тесно связанными в ист...
Разработка интегрированного урока (английский и русский языки) на тему «Роль деталей в произведении К. Мэнсфилд «Чашка чаю» в 11 классе
Цель данного урока - это знакомство учащихся с одним из лучших произведений английской литературы и его переводом на русский язык....
Урок по теме: Изучение произведения А.С.Пушкина "Выстрел"
В данном конспекте рассматривается (в ходе беседы) вопрос: Кто из героев эгоист? Что такое эгоизм?...