Методическая разработка урока по музыкальной литературе: «Романсы М.И. Глинки»
методическая разработка по музыке (6 класс)
Знакомство учащихся с камерно-вокальной лирикой М.И.Глинки, жанровым многообразием романсов композитора, развитие слухового багажа учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glinka.doc | 83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по музыкальной литературе
Тема урока: «Романсы М.И. Глинки»
Трофимова Ирина Борисовна,
преподаватель СПб ГБУ ДО «СПб ДШИ им. А.П. Бородина
Цель занятия: познакомить учащихся с камерно-вокальной лирикой М.И.Глинки
Задачи:
Обучающая:
- Показ разных тем и образов в романсах и песнях композитора и способов их воплощения в музыке
- Показ жанрового многообразия романсов М.И.Глинки
- Анализ лейтинтонационного комплекса композитора в романсах жанра «Русской песни», «ориентального романса»
- Эволюция жанра элегии в творчестве композитора
- Развитие жанрового слуха
- Развитие слухового багажа учащихся
Воспитательная:
- Духовно-нравственное воспитание
- Воспитание устойчивого интереса к музыке
- Воспитание отзывчивости на музыку различного характера
Развивающая:
- Развитие мышления, памяти и внимания
- Развитие эмоций
Междисциплинарные связи:
- Вокал
- Сольфеджио
- Литература
- История
Внутридисциплинарные связи:
- Обзор культуры начала XIX века
- М.И.Глинка биография
- М.И.Глинка Опера «Руслан и Людмила»
- М.И.Глинка Симфоническое творчество
- С.В.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне»
Учебное оборудование (оснащение) занятия:
- Ноты романсов и песен М.И.Глинки, «Не пой, красавица, при мне» С.В.Рахманинова
- Видеофильм «Глинка»
- Видеозапись оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»
- Портрет М.И.Глинки
План урока:
- Вводная часть – значение камерно-вокальной лирики в творчестве. И. Глинки; круг поэтов; темы, образы, жанры, количество романсов и песен.
2. Основная часть – знакомство с романсами, написанными в жанре «русской песни», ориентального романса, лирического пейзажа, элегии.
3. Заключительная часть – значение романсов и песен М.И.Глинки для русской музыки; домашнее задание - 3 минуты.
Лекция
Сегодня мы знакомимся с романсами и песнями М.И.Глинки. В жанре камерно-вокальной музыки Глинка работал всю свою творческую жизнь, им создано более 70 романсов и песен.
Своим первым удачным в области вокального творчества Глинка назвал романс «Не искушай».
«Не искушай меня без нужды» - исполняет преподаватель.
Написан этот романс на слова Е.Баратынского – одного из современников композитора, наряду с Пушкиным, Жуковским, Дельвигом, Батюшковым, Кукольником, стихотворные произведения которых также использовал Глинка для создания своих романсов. В этом романсе Глинка передает мир чувств человека – его разочарованность, любовные сомнения и скрытую надежду. Такое тонкое музыкальное прочтение стихотворения говорит о Глинке, как о человеке утонченном. Он трепетно относился ко всем явлениям жизни, его романсы стали важнейшей областью самовыражения, своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал свои многообразные чувства и широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далеких стран и времен. Естественно, что такое обилие тем и образов повлияло на жанровое многообразие вокального творчества композитора. Это и лирический романс, элегия, русская песня, серенада, баркарола, застольная песня, баллада, а также романсы, написанные в танцевальных ритмах – вальса, мазурки, польки, болеро, полонеза. «Не искушай меня без нужды» - это элегия, мелодика которой очень округленная, распевная, насыщена мелодическими раскачками. И это естественно, сам Глинка прекрасно пел, работал с вокалистами, поэтому все его романсы удобны для пения. А раз их приятно и удобно петь, то все романсы Глинки были очень популярны. Большую роль играет фортепианная партия – в сольных эпизодах часто содержит обобщенный образ романсов, кроме того, создает законченность и стройность формы. В композиции Глинка стремится к ясным, закругленным формам – куплетной, трехчастной и т.д.
В рамках одного урока мы, конечно же, не познакомимся со всеми романсами композитора, но прикоснемся к некоторым темам, так будоражащим не только талант Глинки, но и его современников.
И мне бы хотелось начать с его русских песен и воплощением данной темы в музыке композитора.
А скажите мне, пожалуйста, почему Глинка, дворянин по происхождению (манеру воспитания мы все с вами хорошо представляем), музыкальными учителями которого были прославленный пианист и композитор Джон Фильд, знаменитый скрипач Франц Беем, итальянский певец Беллони, знаменитый теоретик музыки Зигфрид Ден, вновь и вновь возвращался или, больше сказать, взращивал в себе вот эту русскую жилу? (ответы учащихся)
Само время бурного роста прогрессивных идей и национального самосознания в период войны 1812 года (вопрос учащимся - с кем воевал русский народ в годы войны 1812 года) и декабрьского восстания 1825 года спровоцировало могучий подъем русской культуры. Обращаться к русской тематике, ее образам, героям становилось модным, но как и все непривычное, иногда подвергалось критике.
Видеофильм «Глинка» (спор о поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
Итак, жанр русской песни чаще встречается в раннем периоде творчестве композитора (1824 - 1830) и связан с поэзией Дельвига – знатока народной поэзии. Преобладающей является тема одиночества и неразделенной любви. В таких романсах как «Ночь осенняя», «Ах ты, душечка», «Ах ты, ночь ли, ноченька» формируется, так скажем, лейтинтонация (вопрос учащимся - что такое лейтинтонация) русской песни Глинки. Давайте послушаем песню «Ах ты ночь ли, ноченька» в исполнении Ирины Дьяченко, а затем разберем эти особенности.
«Ах ты, ночь ли, ноченька» - исполняет И.Дьяченко
Разбор по нотам: квинта – душа русской песни, секстовость, трихордовость, гармонический минор, внутренне движение. То есть мы видим, что этот жанр у Глинки стилистически условен и приближен к бытовому романсу, так широко распространенному в начале 19 века.
Другая тема, которая появляется в камерно-вокальном творчестве Глинки – это тема Востока, такая притягательная и загадочная для любой русской души. Романс «Не пой, красавица, при мне» называется грузинская песня. Но здесь нет ярковыраженной характеристики Востока, как мы это, допустим, услышим позже в опере «Руслан и Людмила»
Опера «Руслан и Людмила» (персидский хор)
Этот ранний романс начинается с русской романсной сексты. Кантиленная мелодия, ладовая переменность, хроматизмы в сопровождении, танцевальность. Типично восточное (ув 2, изощренная ритмика) здесь отсутствует. В момент звучания романса мы - не там, не на Кавказе, там мы оставили всю страсть и бурю чувств, а здесь на родине возникают воспоминания - легкие, лирические, светлые, т.е. Глинка дает намек на эмоциональное состояние, которое так часто угадывается в подтексте пушкинских строк.
«Не пой, красавица, при мне» - исполняет И.Дьяченко
На текст стихотворения А.С.Пушкина написано около 50-ти романсов разными композиторами – Балакирев, Лядов, Глазунов, Ипполитов-Иванов, Рубинштейн, Рахманинов, Римский-Корсаков. И мне бы хотелось сравнить этот обобщенный романс с романсом С.В.Рахманинова, с чьим творчеством мы будем знакомится в следующем году, и который использовал яркие интонации, ритмы, гармонии для воплощения данного образа.
С.В.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне» - аудиозапись
Далее мне бы хотелось остановиться на романсах – лирических пейзажах.
Первый из них – «Венецианская ночь», написанный в зрелый период творчества, где рамки романсов расширяются и демонстрируются новые жанры – болеро, баркарола, баллада. «Венецианская ночь» выполнен в жанре баркаролы и данная фактура роднит его с «Не пой, красавица, при мне». Здесь, как и в русских песнях можно найти проявления итальянизма – секстовость с секвентностью, органный пункт, остинатность баса, волнообразный средний голос. Все это дополняет образ, заложенный в стихотворении и создает момент любования красотой природы.
«Венецианская ночь» - исполняет К.Федосова
Второй романс, который называется «Жаворонок» становится воплощением образа любимой русской природы. Это простая задушевная песня, в фортепианной партии которой присутствуют звукоизобразительные моменты, что передает безмятежный, спокойный эмоциональный настрой.
«Жаворонок» - исполняет А.Митус
Образ жаворонка очень часто встречается в русской поэзии – подготовленные стихи
СТИХИ ЧИТАЮТ КАТЯ ЕЛСУКОВА – В.А.Жуковский «Жаворонок», НАСТЯ ДЕМЧЕНКО – В.Шнейдерман «Между небом и землей жаворонок вьется»
Романс «Жаворонок входит в вокальный цикл (вопрос учащимся - что такое вокальный цикл, в творчестве какого композитора встречались с вокальными циклами) «Прощание с Петербургом» на стихи Н.Кукольника. Этот единственный в творчестве композитора цикл возник в 1840 году и получил такое название в связи с наметившимся отъездом Глинки за границу. В этом цикле нет единой сюжетной линии, как мы видели у Шуберта в «Прекрасной мельничихе», но все 12 романсов объединены одной темой – темой прощания с родиной, темой странствий.
Ну и, пожалуй, самая насыщенная, обширная – это, конечно, тема любви, наиболее ярко воплотившаяся в жанре элегии. В начале урока прозвучала ранняя элегия «Не искушай», который был овеян легкой грустью, юношеским порывом. Другая элегия – «Сомнение» - элегия – монолог (вопрос учащимся – что такое монолог), в котором передается ревность, страдание, душевные муки, страсть, стремление к покою.
«Сомнение» - исполняет Л.Часнойть
Ну и, наконец, жемчужина глинкинской музыки – романс «Я помню чудное мгновенье».
Это произведение отразило глубокие чувства Глинки к Е.Е.Керн, дочери А.П.Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание гениального стихотворения.
Сообщение А.Ковалевой о А.П.Керн
Разбор романса по нотам.
Пение романса «Я помню чудное мгновенье» всем классом
Выводы: значение романсов и песен М.И.Глинки для русской музыки
Завершение длительного периода становления отечественной камерно-вокальной культуры
Традиции, заложенные М.И.Глинкой, были продолжены многими русскими композиторами.
М.И.Глинка – основоположник русской вокальной школы, соединяющей высокое мастерство владения голосом, широкую распевность и драматическую выразительность.
Домашнее задание: читать тему «Романсы и песни М.И.Глинки» по учебнику, пересказывать, исполнять нотные примеры.
Литература:
- Левашова О.Е. Михаил Иванович Глинка. М., 1987 - 1988. Кн. I - II.
- Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка)
- Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А.А.Орловой. - М., 1955.
- Коцин А. 200 лет со дня рождения композитора М. И. Глинки // Филателия. — 2004. — № 8. — С. 2—3.
- Летопись жизни и творчества М.И.Глинки. М., 1978.
- Серов А.Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. - Л., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Создание музыкальной композиции на синтезаторе"
Работа над музыкальным произведением разных жанров и направлений является главным видом творчества в классе электронных инструментов. Целью этой работы является создание художественной инт...
Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"
Этот материал собственная разработка, выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели ...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе"
Развитие слуха как одна из важнейших целей обучения игре на любом музыкальном инструменте – таково кредо современной музыкальной педагогики. Активизация слуха учащегося являла...
Методическая разработка "Развитие музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству"
Методическая разработка посвещена развитию музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству. Данная разработка будет полезна преподавателям хоровых дисц...
Методическая разработка по музыкальной литературе преподавателя МКУДО «Верхнемамонская ДШИ» Мячиной О.И. для выступления ученицы 6 класса хорового отделения Радченковой Кристины на Девятом региональном творческом конкурсе «Юный музыковед» в городе
Методическая разработка по теме "Митрофан Пятницкий-фольклорист,крестьянский хормейстер"для выступления ученицы на Открытом региональном конкурсе по музыкальной литературе....
Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ"
Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ" состоит из пояснительной записки, основной части работы где раскрываются содержания понятий "музыка...