Программа элективного курса "Я исследователь".
элективный курс по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В последнее десятилетие XX века общественные требования к образованию существенно изменились. Это изменение принято связывать с так называемым «информационным взрывом, основной признак которого — легкость получения, общедоступность информации. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, — нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать ее. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.
От характерного для советской школы знаниевого подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. Этот подход сейчас закреплен законодательно в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку эти задачи конкретизируются: на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопознанию.
Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Однако нужно принимать во внимание, что современная психологическая наука связывает развитие личности прежде всего с деятельностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образования (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменяется и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Деятельностный подход также предусматривает свободу выбора учащимися пути, учебника, методов и преподавателя.
Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Основные задачи курса:
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
- воспитание сознательного отношения к труду;
- творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
-развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся, их коммуникативных умений и навыков,
-увеличивать словарный запас учащихся, расширять круг используемых грамматических средств;
- пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов,
- научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
- научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
основы методологии исследовательской деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской работы.
По окончании изучения курса учащиеся должны уметь:
формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
составлять индивидуальный план исследовательской работы;
выделять объект и предмет исследовательской работы;
определять цель и задачи исследовательской работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
рецензировать чужую исследовательскую работы;
оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы: защиту темы исследования.
Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.
- защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
- круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
- предзащита исследовательских работ;
- защита исследовательских работ;
- итоговая конференция.
Элективный курс рассчитан на 17 часов, предполагает глубокий анализ текстов, работу с научной литературой, написание собственных работ. Итогом работы послужит выбор темы каждым учащимся, написание и защита научно-исследовательской работы.
Исследование языка поможет учащимся в дальнейшем: в процессе получения образования (в том числе для продолжения образования в школе и в вузе по филологическому и нефилологическому профилю); «в жизни» (в основном для успешной коммуникации и более глубокого понимания художественной литературы).
Таким образом, учебно-исследовательская работа по русскому языку имеет серьезный образовательный потенциал.
Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч.)
Исследовательская работа как вид научной работы. Структура исследовательской работы. Знакомство с исследовательскими работами. Составление плана работы. Тема, цель, задачи работы, актуальность темы. Проблема, предмет, объект работы. Ценность исследовательской работы.
Способы получения и переработки информации (2 ч.)
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Работа в библиотеке.
Исследовательская работа (10 ч.)
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.
Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования.
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Публичное выступление (2 ч.)
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Итоговая конференция (2 ч.)
Тематическое планирование элективного курса
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1. | Введение. Знакомство с исследовательской работой | 1 |
2. | Способы получения и переработки информации | 1 |
3. | Библиография и аннотация | 1 |
4. | Структура исследовательской работы | 1 |
5. | Введение научного исследования: выбор темы, актуальность | 1 |
6. | Формулировка гипотезы, цели и задач | 1 |
7. | Формулировка предмета и объекта исследования | 1 |
8. | Основная часть научного исследования | 1 |
9. | Работа с источниками | 1 |
10. | Отбор фактического материала | 1 |
11. | Заключение научного исследования, оформление заключения | 1 |
12. | Оформление списка использованной литературы | 1 |
13. | Оформление приложений | 1 |
14. | Подготовка к публичному выступлению. Подготовка защитного слова. | 2 |
15. | Итоговая конференция. Защита исследовательских работ | 2 |
Список литературы
1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Азбука исследователя" для 9 класса
Программа элективного курса "Азбука исследователя" позволяет организовать исследовательскую деятельность девятиклассников не только по химии, но и по смежным областям накки....
ПРОГРАММА Элективного курса для учащихся 9 класса Азбука исследователя
Согласно новым требованиям стандарта, перед школой стоит задача по формированию у учащихся навыков научной творческой деятельности. Применение исследовательского метода в обучении является эффектив...
программа элективного курса "Школа юного исследователя"
Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любозна...
Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»
Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»Программа элективного курса рассчитана на 34ч (1 час в неделю). Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависи...
Программа элективного курса для учащихся 9-11 классов « Юный исследователь»
Формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное практическ...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...