программа элективного курса "Школа юного исследователя"
элективный курс по теме
Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Школа Юного исследователя»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа курса «Школа юного исследователя» предназначена для общеобразовательной школы и является очной формой обучения.
Педагогическую целесообразность разработки данной программы определили:
- новые цели образования, востребованные обществом, региональными и федеральными приоритетами(ФГОСТ);
- растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности.
Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.
Актуальность программы
Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться.
Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для создания и реализации научно-исследовательских проектов при обучении в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях.
Программа позволяет реализовать актуальные сегодня личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Срок реализации программы: 2 года. Возраст детей: 14–17 лет.
Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.
Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:
1. Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;
2. Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;
3. Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;
4. Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;
5. Овладеть основами практического выступления с научным докладом;
Предназначение программы школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.
Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Учебная программа «Школы юного исследователя” по направленности содержания – надпредметная. Состоит из трех модулей:
1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”
2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию”
3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.
Продолжительность образовательного процесса – 2 год.
Форма обучения очная.
Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная.
Основная организационная форма обучения – погружение.
Программа предполагает использование следующих обучающих форм:
Установочные и аналитические мини-лекции.
Научные практикумы.
Интенсивная школа (в каникулярное время, осенние каникулы 10 – 11 классы, весенние каникулы 8-9 классы)
Уроки-дискуссии.
Психологические тренинги.
Консультации.
Беседы.
Защита исследовательских мини-проектов.
Ожидаемые результаты:
– сформированность исследовательской компетентности;
– умение самостоятельно проводить исследование, связанное с проблемами, решение которых способствует развитию научно-ориентированного мышления;
– владение основными методами научного познания;
– повышение уровня владения техниками работы с информацией;
– освоение схемы целеполагания и практики оформления результата своей работы;
– овладение способами презентации себя и своей деятельности;
– приобретение опыта продуктивной творческой деятельности;
– овладение опытом разных социальных позиций;
– освоение культуры рефлексивного мышления;
– развитие навыков самообразования;
– возможность, мотивированным к научно-исследовательской деятельности школьникам в рамках НОУ, выйти на краевой, федеральный, международный уровень, определиться в выборе научного направления.
В результате освоения курса “Школа юного исследователя” учащиеся должны знать:
– понятия – “цель и задачи исследовательской работы”, их основное отличие, “объект и предмет исследования”, “проблема”, “гипотеза”, “методы исследования”, “эксперимент”, “результат исследования”;
– структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения;
– источники поиска необходимой информации;
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
– порядок оформления списка используемой литературы;
– способы обработки и представления результатов.
Учащиеся должны уметь:
– пользоваться мыслительными операциями (анализ, сравнение, классификация, обобщение), как приемами мыслительной деятельности;
– выстраивать шаги действий по разворачиванию темы исследования и реализации учебно-исследовательского проекта;
– уметь выдвигать гипотезы и находить способы их проверки;
– пользоваться специальной литературой, справочниками, энциклопедиями, каталогами библиотеки для поиска учебной информации,
Механизм отслеживания результатов работы– на уровне экспертизы:
освоено полностью;
освоено частично;
не освоено.
Формы подведения итогов реализации программы:
– Уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.
– Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (разных уровней)
Учебно-тематический план “Школа юного исследователя”
№ урока | Модули программы и изучаемые темы | Количество часов | Дата |
1 | 1 модуль “Первые научные пробы”. Самоопределение в науке | 24 | |
1 | Презентация курса “Школа юного исследователя” Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния | 2 | |
2 | Структура учебно-исследовательской деятельности | 2 | |
3 | Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования? | 2 | |
4 | Преобразование учебной, научной информации в тему исследования | 2 | |
5 | Актуальность и практическая значимость исследования. | 2 | |
6 | Объект и предмет исследования. | 2 | |
7 | Определение цели и задач исследования | 2 | |
8 | Формулирование гипотезы | 2 | |
9 | Определение методов исследования | 2 | |
10 | Планирование исследования Распределение ролей при работе в команде | 2 | |
11 | Виды литературных источников информации Библиографическое описание | 2 | |
12 | Виды фиксирования и обобщения информации | 2 | |
2 | 2 модуль“Поиск истины. От замысла к открытию”. | 18 | |
13 | Творческая личность. Качества творческой личности. | 2 | |
14 | Азбука лидерства | 2 | |
15 | Эксперимент и исследование. | 2 | |
16 | Общая методология выполнения исследовательских работ. | 2 | |
17 | Планирование, выбор методов эксперимента, | 2 | |
18 | Подтверждение гипотезы, анализ данных. | 2 | |
19 | Ведение дневника | 2 | |
20 | Оформление работы и подготовка приложений | 2 | |
21 | Рекомендации по размещению иллюстраций в работе | 2 | |
3 | 3 модуль “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом” | 26 | |
22 | Практика презентации исследовательской работы | 2 | |
23 | Успех презентации – залог признания и путь к номинации! | 2 | |
24 | Индивидуальные консультации | 2 | |
25 | Основные подходы к составлению защитной речи. | 2 | |
26 | Стендовый доклад. | 2 | |
27 | Тезисы и рецензия – это тоже важно! Основные правила написания. | 2 | |
28 | Предварительная презентация проекта и исследования. | 2 | |
29 | Индивидуальные консультации | 2 | |
30 | Критерии оценки научных работ. | 2 | |
31 | Экспертиза. | 2 | |
32 | Индивидуальные консультации | 2 | |
33 | Публичное предъявление и защита работа | 2 | |
34 | Учимся рефлексировать! Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния. | 2 | |
Итого | 68 |
Литература:
- Образовательная программа «Дистанционная школа «Юный исследователь» КДПиШ, г.Красноярск, 2008г.
- Программа элективного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся» Элективный курс для 9-х классов http://webshaman.msk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=232&Itemid=76
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С., Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей //Справочник заместителя директора школы. 2008. № 11. стр. 62-69
- Ивочкина Т., Ливерц И., Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа экологического объединения "Юный исследователь" на 144 часа (4 часа в неделю)
Программа ориентирована на обучающихся 12 - 14 лет....
Программа творческого объединения "Юный исследователь"
Данная программа включает теоретическую и практическую части. Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ с документами, исследовательская работа в библиотеке и ин...
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Содержится пояснительная записка, календарно-тематическое планирование и содержание занятий, указан...
Программа профильного лагеря "Юный исследователь"
Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа мож...
Программа дополнительного образования "Юный исследователь"
Программа дополнительного образования по историии "Юный исследователь" предназначена для учащихся 5-х классов...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юный исследователь"
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи» 1-4 класс
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи» 1-4 класс...