Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»
элективный курс (физика, 10 класс) по теме
Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»
Программа элективного курса рассчитана на 34ч (1 час в неделю). Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности школьника, наличия материала, его доступности.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 – 11 классов (по выбору).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_kurs.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самарский Государственный Университет
Зачётная работа по курсу «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Тема: «Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»»
Выполнил: Фоломкина Елена Васильевна
Учитель физики
ГБОУ СОШ с. Ягодное
г. Тольятти 2013
Введение
Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Научно-исследовательская работа обучающихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин. Обучающиеся с интересом участвуют в исследованиях в области физики. Исследовательская деятельность школьников - это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин. Ведь “плюсы” исследовательской деятельности очевидны:
- размышление над общественными проблемами, социально значимая деятельность;
- развитие интеллектуальных умений (аналитические навыки, наблюдательность, конструктивность, критичность мышления);
- формирование значимых качеств личности (познавательный интерес, самостоятельность, коммуникабельность);
- совместное творчество и сотрудничество педагога и детей.
Часто у обучающихся возникает ряд проблем: не умеют работать с научной литературой, не в полной мере владеют как письменной, так и устной формами научного стиля речи, иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой ее защиты.
Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение элективного курса «Грамотные исследователи».
Программа элективного курса «Грамотные исследователи»
Цели курса:
- Приобщение учащихся, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на школьной, районной и т. д. научно-практических конференциях);
- Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
- Развитие в процессе обучения типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
- Совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучаемых:
- обучение методике ведения научного исследования;
Задачи:
- Познакомить учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;
- Научить учащихся работать с различными источниками информации.
- Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
- Организовывать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей
В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работ осуществляемых в данном курсе имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования:
- – техническая оснащенность школьных лабораторий, библиотеки, доступ работы в компьютерном классе;
- – ознакомление ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий.
- – возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов.
Таким образом, курс занятий научно-исследовательской группы учащихся можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, наличие материально-технической базы оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ и приобретение практических навыков работы, овладение навыками конструирования и самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также обзорные экскурсии, лекции, встречи и итоговые обсуждения.
Программа элективного курса рассчитана на 34ч (1 час в неделю). Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности школьника, наличия материала, его доступности. Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях, защиты работы на зачетном занятии.
При выполнении научного исследования по данной программе ученик будет обучен работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, музеи, комнаты боевой славы, выставки и экспозиции, архивы, Интернет.
По окончании курса учащийся должен:
Знать
- понятийный аппарат для ведения научной работы
- сущность и виды научно-исследовательской работы;
- методы и принципы исследования;
- требования к написанию и оформлению реферата
Уметь:
- работать с разными источниками;
- определять объект и предмет, методы исследования;
- определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,
- проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
- разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.
- работать с программой Microsoft Office Power Point.
Владеть:
- методами обработки информации из различных источников;
- методами решения экспериментальных задач;
- методами рационального запоминания;
- навыками публичных выступлений.
Требования к реализации данной программы: компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедиапроектор, научно-методическая литература.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 – 11 классов (по выбору).
Тематическое планирование элективного курса:
№ | Тема. Основное содержание | Кол-во часов | Форма |
1. | Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект. | 3 | Лекция. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы. |
2 | Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы. | 2 | Лекция. |
3 | Определение объекта и предмета исследования. | 1 | Логическая цепочка научного познания. |
4. | Методы исследования:
| 2 | Лекция. Практическая работа в мини-группах, поиск информации в Интернет. |
5 | Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка. | 1 | Лекция. |
6 | Структура научно-исследовательской, проектной работы на примере сказки «Репка». | 2 | Лекция. |
7 | Работа с программой Power Point | 4 | Лекция. Практическая работа в компьютерном классе. |
8 | Защита «мини-сказочного» исследования | 2 | Мастер-класс «Оратор», «Имидж» |
9 | Выбор темы исследования. Подбор и анализ источников информации по теме. | 2 | Научная, публицистическая, художественная литература, музеи, комнаты, встречи с людьми, фото-, ауди-, киноматериалы, Интернет |
10 | Обработка полученной информации. Выделение главного и второстепенного в письменных источниках информации. | 1 | Корректирование, цитирование, ссылки на источник информации. |
11 | Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов. | 1 | Практическая работа «Пишем реферат в MS Word ». |
12 | Использование различных принципов исследования (пересмотр научных фактов на новом, более качественном уровне) | 1 | Беседа, практикум |
13 | Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость. Отличия устного доклада от письменного. | 1 | Лекция. |
14 | Требования к оформлению работы (титульный лист, содержание, оформление библиографического аппарата, основные части работы, приложения, карты, схемы, диаграммы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления) | 2 | Лекция. |
15 | Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. Что нравится и что не нравится экспертам при защите работ? | 2 | Практическая работа с литературой |
16 | Установки, | 1 | Морально-психологический настрой, требования к подаче материала, четкость, логичность, лаконичность выступления, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией. |
17 | Защита работы. | 1 | Зачет, рекомендации. |
18 | Что такое аннотация? | 1 | Написание и оформление аннотации. |
19 | Подготовка к участию в работе школьной научно-исследовательской. | 2 | |
20 | Написание рецензий. | 2 | |
Итого | 34 |
Список рекомендуемой литературы:
- Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7–8 классах сельских школ: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.–112с.
- Айзенк З., Ганс Ю. Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М: АСТ, 1998. –199с.
- Балашова О.Б. Фольклорно – этнографические исследования и собирательская практика школьников. // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 1–2.
- Барретт С. Тайны мозга: Как развить свои умственные способности: С-Пб: Питер Паблишинг, 1997. – 160с.
- Бирич И,А – Бирич В.Т. Традиции гуманной педагогики в российском образовании. История и современность. М.: Просвещение, 2000.
- Брагинский И.А. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М Просвещение, 1997.
- Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.
- Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. – Салехард, 1999.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
- Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. /Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.
- Гаев П.А. и другие. Научно–исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2001.
- Глаголев М.В., Кочкина Г.А. Проблема объективности оценки результатов исследований учащихся на конференциях. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
- Иванов Г. Готовим юных исследователей. //Народное образование. – 1999.–№6.–Стр. 69–71.
- Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. //Народное образование. – 1999. – № 10.
- Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.– 2003.– № 4.
- Леонтович А.В. "Рекомендации по написанию исследовательской работы и другие статьи". //Завуч.– 2001. – № 1. – Стр. 93–118.
- Поддьяков А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
- Саввичев А. Модель предметного содержания юношеской – исследовательской экспедиции. //Народное образование.–1999.– № 6
- Сборники тезисов Российских открытых конференций учащихся «Юность. Наука. Культура». – Обнинск: разные годы издания.
- Соловей Л. Первые шаги в науку. //Учитель. – 2000. – № З. – Стр. 12.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. 20.
- Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы и накопление информации. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1996. – 238с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов. Тема: Решение нестандартных задач по физике Пояснитель...
Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов, составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...
Программа элективного курса по физике "Методы решения нестандартных задач по физике"
Элективный курс "Методы решения нестандартых задач по физике" рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню. Его основная направле...
Программа элективного курса по физике "Задачи по физике и методы их решения"
Програма разработана для дополнительной работы с наиболее талантливыми в области физики детьми...
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"
рограмма элективного курса по физике для 10 – 11 классов. Тема: Решение нестандартных задач по физике Пояснительн...
Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»
Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...