Программа элективного курса "Азбука исследователя" для 9 класса
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Соколова Нина Михайловна

Программа элективного курса "Азбука исследователя" позволяет организовать исследовательскую деятельность девятиклассников не только по химии, но и по смежным областям накки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_issledovatelya_programma_razrabotka_zanyatiya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                

ПРОГРАММА

Элективного курса   для учащихся 9 класса  

 

Азбука исследователя

Исследование качества продуктов, производимых на Кубани

                             Автор: Соколова Нина Михайловна,

                         учитель химии школы № 34  г.Тихорецка

                                                         2012 год

                                      Пояснительная записка

   Согласно новым требованиям стандарта, перед школой стоит задача по формированию у учащихся навыков научной творческой деятельности. Применение исследовательского метода в обучении является эффективным средством развития способности к самостоятельности и творчеству.

  Кроме того,учащимся необходимо прививать внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров,  формировать культуру их потребления, чувство гордости за  кубанского производителя.

  Цель элективного курса:  формирование у учащихся знаний, умений и навыков научно-исследовательской работы на примере товаров,  произведённых в Краснодарском крае.

  Задачи элективного курса:

- формирование первоначального представления об исследовательской деятельности;

- формирование базовых понятий и представлений о научно-исследовательской работе;

- привитие первоначальных навыков исследовательской деятельности;

- социально-профессиональное самоопределение школьников, содействие саморазвитию;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.

  Программа курса рассчитана на 17 часов в год

  Проектно-исследовательская деятельность позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов.

  Цели проектно-исследовательской деятельности:

развивать у учащихся исследовательские умения;

обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;

способствовать повышению личной ответственности, уверенности в себе у каждого учащегося;

развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать.

  Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности:

образовательный процесс  строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;

комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

развитие творческого потенциала учащихся;

   тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различными. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Учащиеся могут выбирать любой объект исследования среди продуктов кубанского производителя;

   важно, чтобы каждый поиск  включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретённые в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний. Таким образом, главным видом деятельности школьников является самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдением, измерением, моделированием процессов в окружающей среде. Программа курса подразумевает, кроме собственно экспериментальной работы, участие в семинарах, проведение экскурсий, бесед по обсуждению изучаемых вопросов;

   формы представления конечного результата проектно-исследовательской деятельности: письменный отчет; доклад; статья; фильм; презентация; выставка и т.д.

Содержание курса

   Введение. Термины и понятия, используемые в курсе (1 час) 

   Методы научно-исследовательской работы (3 часа):

постановка проблемы исследования, выбор темы исследования. Формулировка цели исследования, определение задач. Формулировка исходной гипотезы. Метод эксперимента. Метод анализа и синтеза. Метод анкетирования. Метод наблюдения. Метод математического моделирования. Творчество как метод исследования.

  Знакомство с товарами, производимыми в Краснодарском крае (1час)

  Организация и проведение исследований (1 час)

  Формы представления результатов научно-исследовательской работа (1 час)

Учебно-научный доклад. Реферат. Отчёт по исследовательской работе. Статья.

 Практическая работа по отработке элементарных навыков исследования       (4 часа):

урок-диспут по выбору темы исследования. Урок - групповая игра по выработке умения формулировать цель и задачи исследования. Урок-беседа по выбору метода исследования. Формирование замысла и подготовка к проведению экспериментального исследования. Непосредственное проведение эксперимента. Работа с литературой. Виды рационального чтения специальной литературы. Составление реферата. Отчёт по научно-исследовательской работе.

  Работа над собственными исследованиями (3 часа)

Примерное календарно-тематическое планирование

№ урока

                 Тема

Дата проведения планируемая

                                                                                   

Дата проведения фактическая

1

Термины и понятия, используемые в курсе

2

Проблемы, тема, цели и задачи исследования

3

Методы исследования

4

Порядок действий при проведении научно-исследовательской работы

5

Основные товары, производимые на Кубани

6

Статья. Учебно-научный доклад.

7

Отчет по исследовательской работе

8

Отчет по исследовательской работе

9

Непосредственное проведение эксперимента.

10

Работа над презентацией

11

Отчет по исследовательской работе

12

урок-диспут по выбору темы исследования.

13

Урок-беседа по выбору метода исследования.

14

Самостоятельная работа в библиотеке

15

Обработка данных эксперимента

16

Презентация исследовательской работы

17

Отчет по исследовательской работе

                 

Ожидаемые результаты

По окончании изучения данного курса учащиеся будут знать:

Терминологию научно-исследовательской работы

Этапы НИР. Порядок проведения научного исследования

Методы проведения исследований Правила работы с источниками научной и публицистической литературы

Правила и виды отчётности о научно-исследовательской работе

Уметь:

Анализировать содержания учебного материала.

Выделять актуальную проблему будущего исследования.

Выбирать актуальную, нетривиальную тему для исследовательской работы.

Формировать цель и задачи исследования.

Планировать проведение эксперимента.

Организовывать работу по проведению эксперимента

Проводить наблюдения. Корректировать эксперимент

Делать анализ результатов исследования

Сформировать выводы по результатам проведённого эксперимента.

Оформлять результаты научно-исследовательской работы в виде отчёта, доклада, статьи или реферата.

Представлять результаты исследовательской работы на рецензирование, на научно-практическую конференцию школьников.

Учебно-методическое обеспечение

Перечень основных товаров, производимых в Краснодарском крае

Методики проведения исследований.

 Темы исследовательских работ

1.Исследование качества некоторых сортов картофеля, выращиваемого в Тихорецком районе

2.Исследование качества Тихорецкой воды

3. Всё или почти всё о кубанском квасе

4. Какой хлеб лучше? Исследование качества хлеба Тихорецких производителей

5. Сравнение качества колбасы «Докторская», изготовленной разными производителями Тихорецкого района

6.Особенности состава детских мясных консервов Тихорецкого мясокомбината

7. Исследование качества безалкогольных напитков Тихорецкого пивзавода

8. Полезные качества моркови, выращенной на Кубани

9.Изучение микрофлоры кисломолочных продуктов «Сыркомбината Тихорецкого»

10.Молоко, которое мы пьём.

 Список рекомендуемой литературы.

Для учителя:

Голуб Г. Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Издательский дом "Федоров" изд-во "Учебная литература", 2007

Данилова. А,Г. Как организовать и. провести урок-исследование . Химия в школе. 1999. №7.

Иодко Л.Г., Емельянова Е.О.Волков А.В. Учим учиться рассуждать. Химия в школе 2000. №6.

Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Учебно-исследовательские проекты по химии. Библиотечка "Первого сентября",      № 27

Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Методика ученического эксперимента в учебных проектах. Библиотечка "Первого сентября", № 28

Русецкий В.Ф. О работе над текстом выступления рассуждения. Химия в школе 2000. №6.

Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

Для учащихся:

Астафуров В.И. Основы химического анализа. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся IX - X классов М.: Просвещение 1977г.

Бархатова Е.В. Ведение научно-исследовательской работы: Пособие для уч-ся 10-11-х кл. Школа сибирской тайги. Учим творчеству. Усть-Илимск Маркет Студия Восемь, 2001.

Голуб Г. Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Комплект рабочих тетрадей 5-9 классы. Издательский дом "Федоров" изд-во "Учебная литература", 2007

Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Учебно-исследовательские проекты по химии. Библиотечка "Первого сентября",      № 27

Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Методика ученического эксперимента в учебных проектах. Библиотечка "Первого сентября", № 28

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс

Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"

Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...

Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».

Курс «Графические редакторы» является предметным  элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...