Программа элективного курса для учащихся 9-11 классов « Юный исследователь»
элективный курс по физике (9, 10, 11 класс) на тему

Формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное практическое значение. Основная цель курса: расширение методологических знаний учащихся о характере научного процесса познания природы и диалектического понимания научной картины мира. Основными задачами данного курса являются: • развитие представлений учащихся об основных методах научного познания, необходимых для реализации исследовательской деятельности по физике (наблюдении, измерении, моделировании, анализе, эксперименте); • формирование умений работы с научной информацией; • развитие опыта самореализации, а также коллективного взаимодействия в ходе научно-исследовательской работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

им. С.А.Ахтямова с.Манзарас» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

 

Программа  элективного курса для учащихся

9-11 классов

« Юный исследователь»

 

                                                                                     Учитель физики

высшей  квалификационной категории                                                            

                                               Хабибрахманов Ильдар Аминович

                                           

Пояснительная записка.

Современный этап развития средней общеобразовательной школы связан с необходимостью повышения творческого потенциала учащихся. Характерной чертой творческой личности является самостоятельность мышления и критичность отношения к получаемой информации. Как отмечает В.Г. Разумовский, для формирования этих качеств «школьнику… необходимо понимание не только различных категорий познания, их неразрывной связи и взаимозависимости, но и циклического характера процесса познания».

Методы научного познания в современной школе являются неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса. Однако умения применять их на практике формируются у учащихся, в основном, методом «проб и ошибок». Этот путь не обеспечивает того уровня знаний о методах научного познания, который необходим для успешного выполнения творческих заданий. Например, учащиеся испытывают большие затруднения в расчленении наблюдаемых фактов на существенные и несущественные, выдвижении гипотез, моделировании,  при проведении эксперимента, в   установлении связей и отношений между изучаемыми научными понятиями, при осуществлении операций, требующих от учащихся контрольно-оценочных умений. Все это приводит к непомерным затратам времени на исследовательскую деятельность при низкой ее эффективности.

Сказанное выше позволяет утверждать, что формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное практическое значение. 

Основная  цель курса: расширение методологических знаний учащихся о характере научного процесса познания природы и диалектического понимания научной картины мира.

Основными задачами данного курса являются:

  • развитие представлений учащихся об основных методах научного познания, необходимых для реализации исследовательской деятельности по физике (наблюдении, измерении, моделировании, анализе, эксперименте);
  • формирование умений работы с научной информацией;
  • развитие опыта самореализации,  а также коллективного взаимодействия в ходе научно-исследовательской работы.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы: от осмысления учащимися сущности учебно-исследовательской деятельности по физике – к овладению основными методами научного познания, необходимыми для ее реализации.

        Для реализации поставленных задач  предусмотрены два  вида занятий: лекционные и практические. Виды занятий в процессе обучения взаимосвязаны и логично дополняют друг друга.

Предполагаемый объем курса:  68 часов (4 часа – резерв времени)

Предполагаемый период обучения:   1год (2часа в неделю)


Содержание  программы

Раздел 1. Введение (4)

Мотивация деятельности учащихся. Ознакомление учащихся с целями и задачами курса.

Особенности научно-исследовательской деятельности. Фундаментальные и прикладные исследования.

 Естественные и гуманитарные науки.

Диагностика и анализ исходного уровня исследовательских умений школьников.

Раздел 2. Понятийный аппарат  исследования  (4)

Понятие актуальности темы исследования. Выбор темы исследования: искусство или наука? Понятийный аппарат  исследования: объект, предмет, цель, задачи исследования. Гипотеза и ее структура. Тренинг на выдвижение и обоснование гипотез.

Раздел 3. Основы работы с научной литературой (6)

Виды рационального чтения специальной литературы: цитирование, конспектирование. Правила оформления библиографических ссылок. Структура тезисов, статьи, доклада по физике. Каталоги. Шифры. Аннотация и библиографическое описание. Возможности Internet для поиска информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet. Поиск информации по теме исследования.

Раздел 4. Разработка основных направлений исследования (2)

Анализ и критическая оценка имеющейся информации по теме исследования. Формулировка рабочей гипотезы. Разработка плана и программы исследования. Создание исследовательских групп и распределение «ролей» между учащимися.

Раздел 5.Теоретические методы научного познания (10)

Сущность анализа, синтеза, индукции как методов научного познания. Эвристические предписания «Обучение приемам анализа и синтеза». Моделирование как метод научного познания. Основные понятия и принципы моделирования. Типы моделей.  Роль математических методов при построении теоретических моделей физических явлений. Компьютерное моделирование и его основные этапы. Компьютерный эксперимент. Разработка и апробация модели исследуемого физического явления. Вывод и анализ теоретических следствий.

Раздел 6. Эмпирические методы научного познания (22)

Наблюдение и его сущность как метода научного познания. Проведение наблюдений с использованием эвристического предписания «Учусь наблюдать». Сущность эксперимента как метода научного познания. Отбор оборудования и материалов для проведения эксперимента. Способы фиксации результатов измерений. Подготовка таблиц. Обработка и интерпретация экспериментальных данных. Правила построения графиков. Определение границ применимости результатов эксперимента.

Раздел 7. Обработка результатов измерений и оценка погрешностей (8)

Способы обработки результатов измерений. Понятие точности и достоверности.  Расчет  погрешностей  в  исследовательской работе. Сопоставление результатов эксперимента с теорией. Анализ полученных результатов. Формулирование основных выводов.  

Раздел 8. Подготовка к научно-практической конференции (8)

Требования к оформлению исследовательской работы. Оформление тезисов и доклада по теме исследования.  Подготовка к публичной защите исследовательской работы. Тренинг «Как корректно задавать и отвечать на вопросы?» Деловая  игра «Научно-практическая конференция». Участие в научно-практической конференции школьников. Анализ выступления учащихся. Рефлексия.

Примерное тематическое планирование  учебного материала

Название разделов и тем курса

Форма

занятий

Лекции

Пракзанятия

Всего

Раздел 1. Введение

4

Диагностика и анализ исходного уровня исследовательских умений школьников. Мотивация деятельности учащихся.

1

2

Особенности научно-исследовательской деятельности. Фундаментальные и прикладные исследования. Естественные и гуманитарные науки.

1

Раздел 2. Понятийный аппарат  исследования

4

Понятие актуальности темы исследования. Выбор темы исследования: искусство или наука?

1

1

Объект, предмет, цели, задачи, гипотеза исследования

2

Раздел 3. Основы работы с научной литературой

6

Цитирование и конспектирование. Правила оформления библиографических ссылок. Структура тезисов, статьи, доклада по физике

1

Работа с каталогами. Аннотация и библиографическое описание. Возможности Internet для поиска информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet

1

2

Поиск информации по теме исследования

4

Раздел 4. Разработка основных направлений исследования

2

Анализ и критическая оценка имеющейся информации по теме исследования. Формулировка рабочей гипотезы. Разработка плана и программы исследования.

2

Раздел 5. Теоретические методы научного познания

10

Теоретические методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция. Эвристические предписания «Обучение приемам анализа и синтеза»

1

1

Моделирование как метод научного познания. Основные понятия и принципы моделирования. Типы моделей

1

Роль математических методов при построении теоретических моделей физических явлений

1

Компьютерное моделирование и его основные этапы. Компьютерный эксперимент.

1

1

Разработка и апробация модели. Вывод и анализ теоретических следствий.

4

Раздел 5. Эмпирические методы научного познания

22

Наблюдение как метод научного познания.

0,5

1,5

Сущность эксперимента как метода научного познания. Отбор оборудования и материалов для проведения эксперимента. Способы фиксации результатов измерений.

2

2

Проведение эксперимента по теме исследования

12

Обработка и интерпретация экспериментальных данных. Правила построения графиков. Определение границ применимости результатов эксперимента

1

3

Раздел 6. Обработки результатов измерений и оценка погрешностей

8

Способы обработки результатов измерений. Точность и достоверность.

2

Расчет  погрешностей  в  исследовательской работе. Формулирование основных выводов

6

Раздел 7.  Подготовка к научно-практической конференции

8

Требования к оформлению исследовательской работы

1

Оформление тезисов и доклада по теме исследования

2

Подготовка к публичной защите исследовательской работы

1

Тренинг «Как корректно задавать и отвечать на вопросы?»

1

Деловая  игра «Научно-практическая конференция»

1

Участие в научно-практической конференции школьников. Анализ выступления учащихся. Рефлексия

2


Ожидаемые результаты

Прослушав данный курс, учащиеся должны знать:

  • особенности научно-исследовательской деятельности по физике;
  • сущность основных методов научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности по физике (наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования, анализа),  а также понимать диалектическую связь между ними;
  • методы определения достоверности полученных результатов.

Для реализации учебно-исследовательской деятельности, школьники также должны уметь:

  • обосновывать актуальность выбранной темы исследования;
  • определять объект, предмет, цель и задачи исследования;
  • выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • разрабатывать план и программу исследования;
  • осуществлять подбор информации из различных источников (в том числе из Internet) по выбранной теме исследования;
  • планировать и проводить наблюдение и эксперимент;
  •  разрабатывать и анализировать модели исследуемого явления;
  • применять новые информационные технологии при построении теоретических моделей и оформлении результатов исследования;
  • обрабатывать и систематизировать полученные результаты, определять их достоверность;
  • организовывать исследовательскую деятельность во взаимодействии (в паре, в малой группе);
  • вести устный диалог на заданную тему, участвовать в дискуссии.

Информационные ресурсы:

для педагогов:

                              Интернет – ресурсы

1.http://www.irsh.redu.ru/ - сайт журнала « Исследовательская работа школьников»

2.http://www.researcher.ru/ - портал развития исследовательской деятельности учащихся.

3.http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России»

4.http://www.redu.ru/ -сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся

5.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО «5 за знания», 2008 г.

6.Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников « Малая Академия наук» // Волгоград, «Учитель», 2008г.

7. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.

для учащихся:

1.Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М.К. Акимова, Т.В. Козлова.- Обнинск : Принтер, 1993. –.24с.

2. Андреев О.А. Учитесь быть внимательными. – Ростов н /Д: Феникс, 2004.- 224с.

3.Букин В.Р. Школьникам о философии/ В.Р. Букин, А.Ф. Малышевский. – М: Просвещение, 1992,-159с.

4.Ипполитов Ф.В. Память школьника.- М.: Знание, 1978. – 48с.

5.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.

6.Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем : 50 часов творчества : Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990 г.- 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для учащихся 3-4 классов "Юные путешественники"

В данном курсе обучения младших школьников английскому языку широко использованы игровые технологии. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила от первой до последней минуты. Особенно любимы...

Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»

Рабочая программа   внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...

Программа дополнительного образования для учащихся 8-11 классов "Юный интеллектуал"

Программа дополнительного образования «Юный интеллектуал» имеет социально-педагогическую направленность. Основной идеей программы является создание условий для социализации подростков, развития их инт...

Интегрированная игра для 7-х классов " Юный исследователь".

Потребность в  обращении  к интегрированному подходу  вызвана рядом объективных причин:§     Образование  новых  синтезированных наук.§...

Элективный курс по географии для 9 класса "Юный турист"

Данный курс создает условия для формирования у обучающихся жизненно важных навыков по технике и тактике туризма; об ориентировании на местности; оказании первой медицинской помощи; знаний о своем крае...

Программа курса по истории для 10 класса «Я - исследователь»

    Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сл...