Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урусова Рауза Равильевна

Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platonov_neizv_tsvetok.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по рассказу А.Платонова «Неизвестный цветок».

Цели урока:

- Образовательные: знакомство с биографией и творчеством Андрея Платонова, чтение и идейно-художественный анализ сказки-были, акцентировать внимание учащихся на роли художественной детали в тексте; закрепление представления об олицетворении; определение основной мысли сказки;  обучение навыкам выразительного чтения.

- Развивающие: познакомить учащихся со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения; вызвать желание обсудить прочитанное; продолжить выработку умения развивать свои мысли посредством беседы, диспута, ответов на вопросы, выражать логическое отношение к происходящему.

- воспитательные: углубить представление учащихся о вечных, непреходящих ценностях человека; подвести учащихся к осознанию того, что жизнь любого существа на земле заслуживает уважения и имеет неоспоримую ценность;

Планируемые результаты урока: 
Личностные: 
- умение выслушать собеседника; 
- умение строить высказывания; 
- соотносить поступки и события с этическими принципами. 
Метапредметные: 
- умение извлекать информацию из различных источников; 
- умение отбирать материал по заданной теме; 
- умение составлять письменные выводы; 
- умение находить цитаты. 
Предметные: 
- понимать смысл заглавия текста; 
- формулировать цели урока после предварительного обсуждения; 
- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному. 

                                            Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя о биографии и творчестве А. Платонова.

Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 года, умер 4 января 1951 года.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни. Платонов писал для взрослых и для детей. Известны его рассказы «Песчаная учительница», «Юшка», «Корова и другие.

  В годы Великой Отечественной войны он был специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». В последние годы жизни занимался литературной обработкой русских и башкирских сказок.

   Его сказки часто носят притчевый характер, порой тесно переплетаются с реальной действительностью. Писатель видит мир глазами мудрого народного сказителя. Его мудрость сопряжена с детски ясным взглядом на жизнь.

  Сказка-быль «Неизвестный цветок» создана А. Платоновым в 1950 году, в самом конце его творческого пути. Это своеобразный итог жизни писателя, последний совершенный мазок мастера.

 В сказке нашли отражение самые заветные идеи Платонова:

о победе человека над смертью, об огромной силе созидающего труда, о великом братстве всего во Вселенной,  о превращении «скучного», сонного мира в мир одухотворенный, звучащий - мир гармонии. Дома вы прочитали сказку «Неизвестный цветок».

  1. Мотивация на восприятие новой темы.

Посмотрите на доску. На ней записан эпиграф: «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.» (Гораций). Можно ли эти слова отнести к сказке Платонова?

О чём и о ком рассказывается в произведении?

( - о цветке, который вырос между камнем и глиной;
- о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре;
- о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)
Молодца, ребята. Всё это вы правильно подметили. А теперь обратимся к жанру этого произведения – 
сказка-быль. Так его обозначил сам автор. Найдём в словаре толкование слов сказка и быль. (Дети зачитывают). Что в этом произведении от сказки?

( - Сказочное начало: «Жил на свете маленький цветок».
- История о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок умел разговаривать.
- Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость).
Правильно, ребята, А что в этом произведении от были?

( - От были в нём то, что это могло иметь место в реальной жизни.
- Повествование о Даше и детях – это быль).

4) Работа по тексту

- Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре.

Зачитайте.

Здесь значима каждая деталь, каждое слово.

  1. Какое чувство звучит в этих первых строках? (чувство щемящего одиночества, вечная тоска сиротских душ, живущих на земле)
  2. Что вы чувствуете в описании? (грусть, печаль и даже тоска)
  3. Подумаем, какие слова в первых двух предложениях помогут нам понять настроение автора? (маленький – никто – на земле)
  4. Почему важным оказалось для нас не только слово «маленький», но и сочетание «на земле»?
  5. Какое прилагательное хочется добавить к слову «на земле»?

Маленький цветок – на огромной земле

- Вот откуда это щемящее чувство жалости к одинокому живому существу

 Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос:

«Как тебя зовут?»(меня никто не зовет, я один живу)

Цветок одинок

 Мир Платонова – мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные, забыты и нелюбимы даже предметы и механизмы. Мир словно разбит на кусочки.

И чтобы выжить, надо трудиться, никогда не падать духом, быть сильным, чтобы преодолеть все препятствия.

Ребята, а сейчас мы прочитаем эпизод встречи цветка с Дашей. Этот отрывок будет прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.
Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?

 ( - Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.)
- Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?

-Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?

( - Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде».)
- Как земля отблагодарила ребят?

( - На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)
-Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте.

( - Это конец сказки: два последних абзаца.)
-В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки?

( - А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.)
- Почему автор именно детям предоставляет право изменить совершенство мира?

Вдумаемся в смысл фразы: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету»

- Только ли о потомках цветка идет здесь речь?

Мы видим, что Платонов связывает особые надежды с детьми: «Дети – спасители Вселенной», - писал Платонов. Идея «всеединства», духовного объединения людей – извечный мотив русской христианской философии – у Платонова приобретает космический масштаб и вырастает в стремление осуществить «братство звезд, зверей и людей»

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание:

 Написать мини - сочинение « О чём меня заставила задуматься сказка-

быль?» и нарисовать цветок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова."Неизвестный цветок".

Цель урока: обучать грамотному чтению художественного текста, воспитывать любовь к языку произведения Платонова. Слайды презентации фиксируют внимание на художественном своеобразии автора....

Урок литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Конспект урока по технологии развития критического мышления....

Урок литературы "Меня никто не зовет" по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок

Урок литературы по сказке-были А.П.Платонова  построен с использованием материалов УМК "Вокруг тебя - МИР..." (для 5 класса)...

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

Конспект по литературе для подготовки к уроку по теме "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК"...

Разработка урока по литературе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок"

Разработка урока + рабочий лист по сказке-были "Неизвестный цветок"...

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок" + презентация к уроку....

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...