Урок литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока по технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse_mozgshtab.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42»
Урок литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Разработала Кленина И.А.,
учитель русского языка и литературы
г. Братск
2015 год
Тема: Художественное своеобразие сказки-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок»
Цели:
1) предметные:
- продолжить знакомство с творчеством А.А. Платонова;
- познакомить с особенностями художественного языка автора;
- научить видеть проявление характера героя через его поступки;
- формировать навыки анализа художественного текста, работы с художественной деталью;
- обучать грамотному чтению художественного произведения;
2) метапредметные:
корректировать и развивать
- познавательные способности и логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
- умение связно и грамотно излагать свои мысли;
- развивать внимание, память, эмоциональную сферу учащихся.
3) личностнные:
- формировать положительную учебную мотивацию и интерес к изучению литературы;
- воспитывать любовь к литературному языку;
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать доброе, позитивное отношение к людям, окружающему миру.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.
Формы работы: групповая.
Оснащение: раздаточный материал (таблицы для заполнения), мультимедиа.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
1). Вступительное слово учителя.
«Народ читает книги бережно и медленно. Будучи тружеником, он знает, сколько надо претворить, испытать и пережить действительности, чтобы произошла настоящая мысль и народилось точное, истинное слово», - так писал необычный и яркий писатель Андрей Платонович Платонов. Сегодня на уроке мы попробуем «бережно и медленно» прочитать его мудрую сказку-быль «Неизвестный цветок», постараемся услышать его «истинное» слово (слайд №1).
Чем необычен писатель Андрей Платонов?
В чём художественное своеобразие писателя?
2). Стадия вызова.
Вы уже знаете факты из жизни писателя, читали его рассказ «Никита». Давайте вспомним, что известно. Объединитесь в группы и обсудите заданный вопрос, запишите те качества писателя, которые повлияли на его творчество (используется статья учебника: страницы биографии).
Составление кластера (систематизатор) (слайд №2).
Любовь к «потной работе» А.А. Платонов гуманность и искренность
Понимание души русского человека свой непохожий язык
3) Стадия осмысления. Работа с текстом.
Почему А. Платонов назвал своё произведение сказкой-былью? Что в нём сказочного и что реального? (слайд №3)
Работа в группах:
1-2гр. – находят отличительные признаки жанра сказки.
3-4гр. – записывают примеры реальных событий (слайд №4).
Сказка – быль
- Сказочное повествование 1. Жизнь девочки
- Говорящий цветок 2. Помощь пионеров
- Жизнь цветка 3. Жизнь природы
4) Чтение с остановками. Составление плана. Заполнение таблицы (слайд №5).
Изобразительно-выразительные средства.
Опорная лексика | Лексический повтор | Эпитеты | Цветовая лексика | Сравнения | Метафора | Олицетворения |
Мёртвая глина, голый камень, пустырь, умирали | Один цветок, одни камни, один ветер, одно семечко | Настоящий, ясный, сильный, маленький, сияющие | Зелёными, синяя жилка, красная, голубая или золотого цвета | Как у звезды, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни, как герой, как труженик | Светился живым мерцающим огнём, светящаяся головка | Ветер приходил, касался, корни глодали камень, он дышит, отдохнёт, умер |
-1- Рождение цветка.
Выразительное чтение наизусть начала произведения. Звучит музыка (слайд №6).
Какие ключевые (опорные) слова помогают нам увидеть невозможность зарождения жизни на пустыре?
Сколько раз повторяется слово один? Сколько значений оно имеет?
Работа в группах:
1-2гр. – находят опорную лексику, заполняют таблицу;
3-4гр. – исследуют значение слова один, пользуются толковым словарём:
а. сиротливый, одинокий;
б. единственный, только он, никто больше;
в. число.
Выступление групп и заполнение таблицы (слайд №7).
Делаем вывод: четыре раза повторяется слово один в значении единственный. Через повтор создаётся эффект необычности происходящего, неординарности, невозможности зарождения жизни на пустыре, где всё умирает.
- 2- Трудная жизнь маленького цветка.
Выразительное чтение отрывка. Звучит музыка (слайд №8).
Какое слово в этом отрывке повторяется несколько раз и с какой целью?
Какая часть речи обозначает действие? Какие глаголы звучат в отрывке?
Работа в группах:
1-2гр. – находят лексический повтор слов, заполняют таблицу;
3-4гр. – записывают глаголы (жил, рос, сторожил, трудился, превозмогал, нуждался, радовался, старался расти).
Выступление групп.
Делаем вывод: четыре раза повторяется слово пылинки, чтобы показать, как из пыли, праха рождается жизнь. Четыре раза повторяется слово роса – символ жизни.
Глагол – самая сложная и самая ёмкая часть речи. С его помощью можно описать жизнь в развитии. Энергия глагола придаёт повествованию динамичность.
В этом отрывке много слов – глаголов, именно они передают движение, жизнь цветка в развитии.
Цветок самоотверженно преодолевает препятствия, борется за жизнь.
- 3- Чудо-цветок.
Описание цветка.
Как отразилась трудная жизнь цветка на его внешнем облике?
Какие выразительные средства использует А. Платонов?
Какая часть речи помогает описать цветок?
Работа в группах:
1гр. – записывают эпитеты, заполняют таблицу;
2гр. – находят сравнения, заполняют таблицу;
3гр. – записывают цветовую лексику (пять цветов);
4гр. – находят метафоры, заполняют таблицу.
Выступление групп (слайд №9).
Делаем вывод: очень много прилагательных. Именно они несут экспрессию (эмоции), делают описание ярким, выразительным, передают настроение писателя. Особой яркостью отличаются прилагательные – антонимы (светлый огонь – тёмная ночь) и прилагательные, употреблённые в переносном смысле (слепой).
Метафоры – огонь, звезда – символ тепла, надежды, спасения.
- 4- Даша и неизвестный цветок.
Как автор относится к цветку и к девочке?
Какой художественный приём он использует?
Работа в группах:
1-2гр. – составляют опорную схему (психологический портрет Даши)
слайд №10 Даша
внимательная, чуткая, любящая, ласковая, нежная, способная видеть красоту 3-4гр. – выразительно читают диалог, передавая голосом нужную интонацию.
Выступление групп.
Делаем вывод: интонация при чтении от лица девочки – нежная, заботливая; от лица цветка – тихая, трогательная. Метафора – светящаяся головка цветка – передаёт любовь к цветку, любование им. Слово зовёт имеет два значения.
- 5- Пионеры в гостях у цветка.
Выразительное чтение отрывка.
Как автору удаётся «очеловечить» образ цветка?
Работа в группах:
1-2гр. – находят олицетворения, заполняют таблицу;
3-4гр. – записывают сравнения, заполняют таблицу.
Делаем вывод: образ цветка как образ человека, которому помогли, которого вылечили, оказали внимание и заботу. Мы видим параллель между жизнью человека и жизнью природы. Художественный приём одушевления (очеловечивания) помогает глубже понять «боль природы».
- 6- Рождение новой жизни.
Выразительное чтение наизусть отрывка – описание нового цветка. Звучит музыка (слайд №11)
Какие чувства возникли у вас?
В чём смысл концовки притчи?
Вывод: и грусть, и радость. Жизнь продолжается. Цветок старался выжить среди камней, преодолевая трудности, и родилась красота и новая жизнь. В этом гармония жизни, в этом её ценность.
5) Стадия рефлексии.
Возвращение к кластеру (слайд №2).
Чем же необычны герои Платонова?
Они очень восприимчивы, добры, любят жизнь. Они верят, что маленькие добрые дела, которые совершает чистый сердцем человек, могут изменить мир, сделать его добрее и лучше.
В чём же своеобразие языка произведения А. Платонова?
- много необычных выражений;
- многозначность слова;
- скрытый смысл.
Для групп выдаётся таблица (слайд №12).
Необычные выражения у Платонова | Какие мысли они вызывают? |
1.Долго томилось это семечко | |
2.Цветок сторожил росу | |
3.Он трудился день и ночь, чтобы жить | |
4.Он превозмогал терпением свою боль | |
5.Цветок, однако, не хотел жить печально | |
6.Мученье обозначалось разными цветами | |
7.Они хотели, чтобы Земля стала доброй | |
8.Он зовёт её голосом своего благоухания |
6) Домашнее задание на выбор.
а. Отзыв о произведении с использованием лексики А. Платонова;
б. Рассказ от лица Даши;
в. Рассказ от лица цветка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы для 7 класса. Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни (По произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»
Данный конспект может быть использован на уроке литературы при изучении творчества А. П. Платонова. Тип урока - изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовател...
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Уроки доброты по произведению А.П.Платонова "Неизвестный цветок".
Конспект урока по литературе с презентацией. Тема урока: А.П.Платонов.Сказка-быль «Неизвестный цветок»....
Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Данный конспект содержит два урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...
Презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова."Неизвестный цветок".
Цель урока: обучать грамотному чтению художественного текста, воспитывать любовь к языку произведения Платонова. Слайды презентации фиксируют внимание на художественном своеобразии автора....
Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.
Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....
Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".
Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....